Средние значения показателей, отражающих уровень речевого развития
Показатели | МБДОУ №160 | МАДОУ №163 | Уровень значимости (р) |
представление об окружающем мире | 7,31 | 7,93 | 0,360798 |
состояние лексикона | 49,50 | 52,20 | 0,462191 |
грамматическая компетенция | 36,19 | 36,47 | 0,957766 |
фонетико-фонологическая компетенция | 20,50 | 24,00 | 0,124672 |
текстовая деятельность | 5,69 | 5,60 | 0,906725 |
психологическая база речи | 59,44 | 63,20 | 0,389244 |
Общий балл | 178,63 | 189,40 | 0,476116 |
Благодаря использованию однофакторного дисперсионного анализа мы обнаружили влияние порядкового номера рождения на уровень развития фонетико-фонологической компетенции. Высокий результат показали дети вторые и третьи по рождению.
Кроме того, нами установлено влияние состава семьи на уровень текстовой деятельности. Дети, воспитывающиеся в расширенной семье, т.е. в семье, где проживают несколько поколений, имеют более высокий уровень связной речи по сравнению с детьми, воспитывающихся в неполных и полных семьях.
Рис. 1. Результаты дисперсионного анализа
Также нами установлено влияние образования матери на развитие грамматической компетенции у детей. Мы думаем, что матери с высшим образованием обладают правильной литературной речью, что является образцом для формирования правильной грамматики у детей.
Полученные нами результаты исследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста демонстрируют необходимость осуществления целенаправленной и систематической работы по развитию речи. Кроме того, установлено, что образование матери, состав семьи выступают факторами речевого развития ребенка. Найдена связь порядкового номера рождения ребенка с уровнем развития речи.
Литература и источники
1. Безрукова, О. А. Методика определения речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова – М.: Русская речь, 2014. – 70с.
2. Белогай, К. Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства / К. Н. Белогай // Возрастно-психологические и организационно-методические детерминанты развития дошкольников / К. Н. Белогай / Под общей редакцией И. С. Морозовой, О. Ф. Григорьевой. – Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2012 – 220с. – С.13-28.
3. Белоусова, М. В. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста / М. В. Белоусова, А. М. Карпов, М. А. Уткузова // Практическая медицина. – 2014. – №9 (85). – С. 108-112.
4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития / В.С. Мухина. – М: Академия, 2011. – 656с.
5. Развитие личности ребенка от трех до пяти /под ред. Л. А. Головей – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 528с.
6. Хорошавина, Е. В. Формирование средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2014. – 25 c.
Научный руководитель – к.психол.н., доцент Белогай К.Н., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
УДК 316.6
ВЗАИМОСВЯЗЬ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Шеина Т.Е.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Понятие временной перспективы является крайне важным в психологической науке для описания жизненного пути личности, его актуального временного состояния, и в целом, эффективности функционирования в обществе. С точки зрения ситуационно-детерминированного подхода Ф. Зимбардо, временная перспектива личности рассматривается, как относительно стабильный процесс, являющийся своеобразной чертой личности. Она представляет собой основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего [4].
На временную перспективу значительное влияние оказывают индивидуальные различия конкретно взятой личности, поэтому следует уделять внимание мотивационной, когнитивной, эмоциональной и социальной составляющим человека.
Также определенное воздействие оказывают и внешние факторы, различные ситуации [5]. При этом временная перспектива может оставаться достаточно стабильной характеристикой личности в тот момент, когда во взглядах человека относительно его жизнедеятельности преобладает ориентация на конкретный период времени.
Временная перспектива личности представлена тремя локусами: прошлым, настоящим и будущим, сбалансированными и несбалансированными параметрами их соотношения между собой. Наиболее оптимальной с точки зрения функционирования человека в обществе и психологического комфорта личности является сбалансированная временная перспектива, представленная следующим образом: прошлое человек оценивает с позитивной точки зрения, уровень будущего и гедонистического настоящего находится в умеренных пределах, негативное прошлое и фаталистическое настоящее человека имеют низкий уровень показателей. По нашему мнению сбалансированный тип характеризует адаптационный потенциал личности.
Проведенное нами исследование, целью которого являлась проверка положения о взаимосвязи временной перспективы личности и показателей методики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, базировалось на студенческой молодежи Кемеровского государственного университета в 2016 году. В исследовании принимало участие 307 человек социально-психологического института и института фундаментальных наук. Для выделения таких групп студентов нами был применен кластерный анализ, который позволяет выделять классы испытуемых с близким профилем [2]. Кластерный анализ проводился по показателям методики Ф. Зимбардо по временной перспективе (ZTPI) в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной [3].
Результаты проведенного анализа позволили выделить 3 класса студентов.
Первый класс испытуемых (42% от общей выборки) характеризуется выраженными показателями гедонистической направленности на настоящее. Он ориентируется на волнение, возбуждение от жизни, наслаждение происходящими событиями, которые не поддаются изменению волей человека. Студенты живут «по течению».
Второй класс испытуемых (26% от общей выборки) характеризуется яркими показателями ориентации негативного отношения к своему прошлому. Поведение студентов определяется будущими целями, но вследствие негативного оттенка прошлого, они воспринимают реальность как фатальную, и не верят в собственные силы по достижению конкретных результатов. 1 и 2 класс представляют собой яркий пример несбалансированной временной перспективы.
Третий класс испытуемых (32% от общей выборки) относится к классу со сбалансированной временной перспективой. Так, высокие показатели позитивного прошлого указывают на положительную реконструкцию своего прошлого, что является немаловажным для построения настоящего и будущего. Студенты не акцентируют свое внимание на предопределенностях судьбы, верят в собственные силы.
Корреляционный анализ показателей временной перспективы и СПА выявил следующие статистические значимые связи при p <0,05000.
1 класс студентов, отличающихся гедонистической направленностью, имеет следующие показатели: негативное прошлое имеет положительную связь с показателями дезадаптивности (r=0,43), положительной лжи (r=0,23), непринятия себя (r=0,35), непринятия других (r=0,35), эмоционального дискомфорта (r=0,44), внешнего контроля (r=0,47), ведомости (r=0,33), эскапизма (r=0,25); гедонистическое настоящее коррелирует с адаптивностью (r=0,21), принятием других (r=0,20), внутренним контролем (r=0,23), внешним контролем (r=0,20), ведомостью (r=0,28), эскапизмом (r=0,20); будущее имеет значимый показатель только с адаптивностью (r=0,18); позитивное прошлое – дезадаптивность (r=0,22), принятие других (r=0,18), внешний контроль (r=0,25), ведомость (r=0,21), эскапизм (r=0,22); фаталистическое настоящее – адаптивность (r=0,43), отрицательная ложь (r=0,28), принятие себя (r=0,37), принятие других (r=0,19), внутренний контроль (r=0,49).
Данный класс может быть охарактеризован по показателю гедонистического настоящего, как наиболее приспособленный к получению удовольствия в моменте здесь и сейчас. По показателям будущего класс выделяет значимым только адаптацию. Адаптационный потенциал будущего не подкрепляется другими значимыми личностными показателями, что свидетельствует о временной ориентации на настоящее, на удовлетворенность жизнью в зависимости от конкретного момента времени. Первый класс в целом относится к своему позитивному прошлому положительно, но дезадаптивно, случай представляется ведомым. Адаптационным потенциалом также обладает фаталистическое настоящее, что способствует дополнительным стимулом для беззаботной жизни в настоящем моменте и снятия с себя ответственности за происходящие события.
2 класс студентов, отличающихся негативистской направленностью, имеет следующие показатели: негативное прошлое – дезадаптивность (r=0,40), непринятие себя (r=0,36), непринятие других (r=0,30), эмоциональный дискомфорт (r=0,35), внешний контроль (r=0,44), эскапизм (r=0,28); гедонистическое настоящее – отрицательная ложь (r=0,24), ведомостью (r=0,27); будущее – адаптивность (r=0,27); принятие себя (r=0,24), принятие других (r=0,41), эмоциональный комфорт (r=0,24), позитивное прошлое имеет прямую корреляционную связь с показателями эмоционального дискомфорта (r=0,27), внешнего контроля (r=0,25), эскапизма (r=0,26) и обратную связь с внутренним контролем (r=-0,23); фаталистическое настоящее – адаптивность (r=0,27), отрицательная ложь (r=0,29), принятие себя (r=0,22), внутренний контроль (r=0,38).
Студенты демонстрируют прямую зависимость своего прогнозируемого будущего от общего состояния комфорта и удовлетворенности жизнью и собой. Они принимают свое прошлое в позитивном ключе. Более высокими показателями адаптационного потенциала личности наделяется будущее и фаталистическое настоящее. Это может свидетельствовать о том, что студенты в целом имеют предрасположенность к эффективному функционированию в настоящем для достижения целей будущего, но при этом действия сопряжены с фаталистической направленностью на настоящее, с чем и связывается их общий негативный жизненный настрой.
3 класс студентов со сбалансированной временной перспективой имеет следующие статистически значимые связи: негативное прошлое прямо коррелирует с дезадаптивностью (r=0,50), непринятием себя (r=0,23), непринятием других (r=0,41), эмоциональным дискомфортом (r=0,52), внешним контролем (r=0,50), ведомостью (r=0,36), эскапизмом (r=0,23) и обратно коррелирует с адаптивностью (r=-0,27); отрицательной ложью (r= -0,21), принятием себя (r= -0,31), эмоциональным комфортом (r=-0,24), доминированием (r=-0,40); гедонистическое настоящее имеет прямую корреляцию с дезадаптивностью (r=0,31); положительной ложью (r=0,40), эмоциональным дискомфортом (r=0,24), внутренним контролем (r=0,30), внешним контролем (r=0,27), ведомостью (r=0,28), эскапизмом (r=0,32); будущее – адаптивность (r=0,36); принятие себя (r=0,27), принятие других (r=0,25), эмоциональный комфорт (r=0,36), внутренний контроль (r=0,23); позитивное прошлое – внутренний контроль (r=0,21); фаталистическое настоящее – дезадаптивность (r=0,24), внешний контроль (r=0,28), эскапизм (r=0,23).
Полученные результаты позволяют сделать определенные заключения о взаимосвязи сбалансированной временной перспективы и показателей адаптационного потенциала личности. Так, результаты корреляционного анализа методики Ф. Зимбардо и СПА у респондентов третьего класса демонстрируют выраженную адаптационную направленность на негативное прошлое. Чем более выраженное негативное прошлое, тем студенты менее приспособлены к адаптационным процессам. Именно они адаптированы к негативному прошлому более полно. Данный признак является основным отличием третьего класса от двух остальных. Третий класс не приспособлен для получения удовольствия в настоящем. Показатели позитивного прошлого находятся в прямой зависимости от внутреннего контроля. Студенты не принимают фаталистическое настоящее и пытаются уйти от него посредством мира фантазий.
Таким образом, можно заключить, что адаптационный потенциал личности студентов третьего класса со сбалансированной временной перспективой имеет более выраженные показатели отношения студентов к своим временным локусам. В частности, негативное прошлое, гедонистическое и фаталистическое настоящее студентов играют дезадаптивную роль в адаптационных процессах.
Студенты третьего класса более приспособлены для психологически комфортной жизнедеятельности при наличии определенных знаний и уверенности относительно своего будущего. Следовательно, их будущее представлено высоким адаптационным потенциалом.
Последующий учет данных показателей может быть применен практически для построения эффективной индивидуальной работы со студентами по вопросам планирования своего жизненного пути.
Литература и источники
1. Митина, О.В., Сырцова, А. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2008. – №4 – с.67-89.
2. Савченко, Т. Н. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. – М. – 2010. – Т. 3. – № 2. – С. 67-86.
3. Сырцова, А., Сколова, Е.Т., Митина, О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. – М. – 2008. – Т. 29. – № 3. – С. 101-109.
4. Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2008.
5. Яницкий, М.С., Серый, А.В., Проконич, О.А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. – 2012. – №2.
Научный руководитель – д.п.н., профессор Серый А.В., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ АНТИЦИПАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА В СТРАШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Шматова Н.Н.
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
В современном обществе, характеризующимся нестабильностью социальной, экономической, политической сфер, умение прогнозировать будущее приобретает особую значимость.
В настоящий момент как среди отечественных, так и среди зарубежных исследователей все большее внимание привлекает такой феномен как антиципация человека, которая рассматривается как способность действовать в окружающей среде и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий в будущем.
В. Д. Менделевич предлагает выделять следующие компоненты антиципации:
- ситуативно-личностный компонент - отражает коммуникативный уровень антиципации, т.е. способность прогнозировать, предвосхищать какие-либо события и ситуации в жизни;
- пространственный, который определяет способности предвосхищать и упреждать движение предметов в пространстве, координировать собственные движения, проявляя моторную ловкость;
- временной компонент - демонстрирует способности прогнозировать течение времени и точно его распределять [4].
В психологии мышления вопрос о предвосхищении является одним из центральных в работах А. В. Брушлинского, И. Б. Шияна, С.Г. Геллерштейна, С. Л. Рубинштейна, М. И. Воловиковой, О. К. Тихомировой и др. Прогнозирование как механизм поиска решения называется всеми исследователями мышления, одни акцентируют внимание на проявлениях прогнозирования в виде гипотез (Ю. Н. Кулюткин), другие - на планах (К. Дункер), третьи - на регуляции поиска через антиципацию (А. В. Брушлинский). Положения о взаимосвязи между интеллектом и антиципацией были также подтверждены в ходе нашего исследования: была выявлена достоверная положительная корреляционная взаимосвязь между общим уровнем интеллекта и способностью к антиципации (r= 0,379; р=0,05).
Ахметзянова А.И., Громова Ч.Р., Лебедева С.Е. указывают на то, что наиболее сенситивным для развития антиципации является именно подростковый - юношеский возраст [1,2,3]. Данный период характеризуется наиболее существенными изменениями в антиципационных способностях, в связи чем становится актуальным изучение взаимосвязи компонентов антиципации и интеллекта именно в этом возрасте.
В старшем подростковом возрасте молодые люди вынуждены сталкиваться с необходимостью принятия решения о выборе жизненного пути, предвидеть свое профессиональное будущее и быть готовым к нему, в связи с чем способности к антиципации, выражающиеся в умении прогнозировать последствий своих и чужих поступков, видеть перспективу своей будущей жизни, становятся особенно важными.
Подростковый возраст характеризуется обострением потребности в общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Молодые люди активно экспериментируют с моделями поведения, приобретая опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Все выше сказанное показывает особую важность ситуативно-личностной антиципации в рассматриваемом возрасте и позволяет предположить, что именно данный компонент является наиболее развитым в общей структуре антиципации.
Исходя из сказанного, в качестве гипотезы нами были выдвинуты предположения:
- разные компоненты антиципации взаимосвязаны с разными компонентами интеллекта;
- люди с различным уровнем интеллекта характеризуются разным развитием компонентов антиципации;
- в подростковом возрасте наблюдается неравномерность развития отдельных компонентов антиципации, характеризующаяся преобладанием развития ситуативно-личностного компонента.
Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено исследование поискового характера, в котором приняли участие 48 учащихся 10-11 классов 15-17 лет МОУ «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1». В качестве стимульного материала нами были выбраны следующие методики: "Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности)" В. Д. Менделевича (ТАС (ПК)), позволяющий изучить общий уровень антиципационной состоятельности, а также ее отельные компоненты: личностно-ситуативный, пространственный, временной; «Тест структуры интеллекта Амтхауэра».
На этапе обработки данных использовались методы математической статистики: корреляционный анализ Пирсона, t-критерий Стьюдента.
В результате проведенного исследования с помощью корреляционного анализа Пирсона была установлена достоверная взаимосвязь между:
- ситуативно-личностной антиципацией и показателями субтестов на дополнение предложения (r=0,335; р=0,05), аналогии (r= 0,432; р=0,01), арифметические задачи (r= 0,418; р= 0,01) и общим уровнем развития интеллекта (r=0,413; р=0,01);
- пространственной антиципацией и субтестом на пространственное обобщение (r=0,405; р=0,01), пространственное воображение (r=0,31; р=0,05), а также общим уровнем интеллекта (r= 0,26; р=0,01)
- временной антиципацией и субстестами на обобщение (r=0,3178; р=0,05) в частности на пространственное обобщение (r=0,378; р=0,05);
- общим уровнем антиципации и субтестами на дополнение предложений (r=0,322; р=0,05), аналогии (r=0,368; р=0,05), память (r=0,379; р=0,05), а также общим уровнем интеллекта (r= 0,379; р=0,05).
В ходе исследования было проведено распределение антиципационно-состоятельных и несостоятельных учащихся по уровням развития интеллектуальных способностей (Таблица 1).
Таблица 1