Ров — рёв лепит — лепить град — гряды

Проработав материал по выделению гласных, пе­реходим к дифференциации твердых и мягких соглас­ных, стоящих перед йотированными гласными, что является для дисграфиков также затруднительным. Примеры ошибок:

Дядя — дада тётя — тота Ваня— Вана Люба — Луба

Методические приемы работы по дифференциа­цииа—я, о—ё, у—ю мы рекомендуем следующие:

1) Найти в предложении слова с буквамиа—я, о—ё, у—ю и выписать эти слова в отдельные столбики.

2) Списать предложения и подчеркнуть указан­ные буквы одной или двумя черточками.

3) Придумать слова с указанными буквами и за­писать их.

Для закрепления пройденного материала по диф­ференциацииа—я, у—ю, о—ё проводим упражнения в чтении и письме на деформированном тексте. Дают­ся следующие задания:

1) Вставить одну из указанных в задании букв (а—я,о—ё, у—ю) устно.

2) Списать и вставить одну из этих букв.

3) Составить из разрезанной азбуки слова, встав­ляя пропущенную букву, с последующей за­писью.

Такая же работа проводится на материале предло­жений.

Дальше дается материал с пропущенным слогом в слове и с пропущенным словом в предложении.

К тексту предложений с пропущенным словом да­ются слова для справок.

С самого начала работы по анализу и синтезу вводится элемент письма в виде разнообразных корот­ких заданий, как-то:

1) Дописывание слов.

2) Списывание слов по определенному заданию.

3) Выписывание слов с определенным заданием.

4) Списывание слов с делением на слоги.

5) Письмо готовыми буквами (разрезная азбука).

6) Списывание с подчеркиванием букв или слов.

7) Списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов.

8) Письмо по слуху.

9) Письмо по картинке.

С раздела пятого дается материал для диктантов. Эти диктанты в начале работы рекомендуем прово­дить с предварительным звуковым анализом. В конце работы нужно проводить контрольные диктанты без звукового анализа.

Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражняться в письме по схеме следующим образом.

1) Сосчитать, сколько в предложении слов, и по­ставить столько же черточек.

2) Разделить слова на слоги и поставить столько же черточек.

3) Сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.

Лена мыла руки

_____ _____ _____

__ __ __ __ __ __

. . . . . . . . . . . .

Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими дик­танта.

После диктантов ученики переходят к самостоя­тельному письму по картинкам. Предварительно уче­ник составляет рассказ по картинке устно. Этот вид работы обогащает словарь ученика и приучает его к логическому изложению мысли.

Во второй части книги помещен материал для де­тей с частичным нарушением оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию.

Для преодоления затруднений такого порядка мы ввели следующую методику работы:

1) Вырезывание из бумаги смешиваемых пись­менных букв и сравнение их начертания.

2) Списывание и обведение смешиваемых букв разными цветными карандашами.

3) Выписывание из текста слов со смешиваемыми буквами в разные столбики.

4) Списывание и подчеркивание смешиваемых букв разными цветными карандашами.

5) Подписи под картинками, в названии которых имеются смешиваемые буквы.

6) Вписывание этих букв в деформированный текст.

7) Письмо небольших рассказов, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.

В конце книги дан материал для преодоления тех форм аграмматизма, которые наиболее часто встреча­ются у детей с поздним развитием речи.

1) Выпадение в предложении союзов и пред­логов.

2) Неумение согласовать слова в предложение, например;

Вова сидит стул.

Мячик лежит диван.

3) Упражнения в употреблении рода и числа.

Для выправления этих недостатков приводим большой материал в следующей методической разра­ботке:

1) Списывание и подчеркивание слов с предло­гами.

2) Дописывание предложений словами с предло­гами.

3) Придумывание предложений с указанным предлогом.

4) Вставка нужного предлога в деформированном тексте.

5) Составление предложений с предлогом по кар­тинкам .

6) Чтение и пересказ небольших рассказов, выпи­сывание из текста этих рассказов слов с пред­логами.

7) Упражнения в правильном употребление и числа.

В конце книги приложена карта обследования ученика, методические указания и практический материал для проведения обследования.

Эта карта поможет выявить все стороны развития ребенка и те дефекты, над которыми логопеду придется работать для их устранения.

Даются также в приложении карточки-слоги и разрезная азбука.

Часть первая

Развитие фонематического слуха

Раздел первый

Устный анализ предложений по словам

Задание. Составьте предложения по этим картинкам. (см. листы.)

Анализ предложений в два слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Маша мала. Дима играет. Маша упала.

Папа устал. Мама шила. Папа лежит.

Нина спала. Мама читает. Кот спит.

Дома тихо. Настала ночь. Мышки играют.

Задание. Укажите первое и второе сло­во в предложении.

Лето прошло. Дует ветер. Листья упали.

Идёт дождь. Наступила осень. Птицы улетают.

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

Мальчик сидит. Маша играет.

Мама ... . Лида ... .

Кошка ... . Миша ... .

Белка ... . Зайка ... .

Собака ... . Рыбка ... .

Задание. Составьте предложения в два слова по данному образцу.

Мальчик пишет. Сима рисует.

… поёт. … читает.

… играет. … прыгает.

… учится. … упала.

Задание. Придумайте предложения в два слова.

Анализ предложений в три слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Сима читает книгу. Мама варит суп. Кошка ловит мышку. Мальчик ловит рыбу. Валя ест кашу. Папа пилит дрова. Маша делает уроки. Девочка моет посуду.

Задание. Укажите, на каком месте сто­ит каждое из слов предло­жения.

Вот наша школа. Таня читает книгу. Сима рисует дом. Ученик отвечает урок. Петя ловит мяч. Боря рисует яблоко. Наш город большой. Москва — любимый город.

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

Юра держит шар.

Юра держит ... . Ваня купил ... . Женя решил ... . Зина собирает ... . Витя собирает ... .

Люба метёт ... . Нина кушает ... . Собака грызёт ... .

Таня ловит мячик.

Таня ловит ... . Яша бросил ... . Папа пишет ... . Дедушка пьёт ... . Волк унёс ... .

Корова пьёт ... . Лошадь везёт ... . Курица снесла ... .

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

Дети пускают лодочки.

... купила книгу. ... наряжает куклу. ... поймал птичку. ... купил рыбок.

... стирает бельё. ... шьёт платье. ... пошла гулять. ... любит мороженое.

Задание. Придумайте предложения в три слова.

Наши рекомендации