Тема. Разделительный твердый знак ъ

Цель

Упражнять в употреблении ъ в словах и предложениях; закрепить навык образования приставочных глаголов; работать со схемами предложений; закреплять навыки печатания слов и предложений; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова с разделительным твердым знаком.

II. Логопед читает рассказ «Сел и съел» Богомолова.

1. Выставляет на доске две карточки со словами сел и съел:

Чем отличаются эти слова друг от друга? (В слове съел — ь.)

2.Мы сегодня будем говорить о разделительном твердом знаке.

3.Уточнение значения слов сел и съел.

4.Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.

Показ ъ.

5. Работа с приставочными глаголами. Дети вспоминают стихотворение «Шутка».

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали, Яму объехали, дальше поехали. Ехали, мы, ехали, до горы доехали, В гору въехали, с горы съехали, Дальше поехали. К дому подъехали, в ворота въехали. Вот и приехали. Дети называют слова из стихотворения с разделительным твердым знаком.

6. У детей на столах лежат карточки со словами, в которых пропущен ъ. Дети находят ошибку и исправляют ее. Слово печатается в тетради.

III. Физкультминутка.

Дидактическая игра «Камень — вата».

Словарный материал: листья, подъезд, коньки, тюльпан, съехали, пеньки, съел, объявление, вьюга, варенье, съёмка, льёт, кольца, съедобный, вьюн, съезжать.

IV. Придумывание предложений к схемам.

V. Печатание предложений.

Машина съехала с горы.

На стене висит объявление.

Дети съели спелые фрукты.

Ребята в лесу собирали съедобные грибы.

Петя живёт в третьем подъезде.

VI. Подведение итога занятия.

Тема. В сказочной стране

Цель

Учить детей составлять творческие рассказы по набору картинок; упражнять в составлении предложений по опорным схемам; закрепить употребление предлогов; учить понимать и правильно объяснять буквальное и переносное значение крылатых выражений; развивать фонематический слух, память, логическое мышление.

Ход занятия

I. Педагог обращается к детям.

Недавно мы с вами читали рассказ «Незнайка и его друзья». Как называется город, в котором жили сказочные малыши? Назовите жителей этого города.

Сегодня к вам на занятие придет один из жителей Цветочного города. Отгадайте его имя. (Слово зашифровано. Дети отгадывают его по опорным цифрам.)

3 5 16 7 2 4 8

3 анйкена

— Как вы думаете, почему его так называют?

2. — Однажды Незнайка пришёл к Знайке. Знайка сидел за столом и решал трудные задачи. Незнайка не смог решить ни одной задачи. Давайте ему поможем.

По чему человек никогда не пройдёт? (По потолку.)

На что больше похожа половина апельсина? (На другую половину.)

За чем язык во рту? (За зубами.)

Где сухого камня не найдёшь? (В воде.)

За чем охотник носит ружьё? (За плечом.) .

Как можно принести воду в решете? (Заморозить.)

Почему человек оглядывается? (Нет глаз сзади.)

Сколько на берёзе яблок, если восемь сучков, на каждом сучке по одному яблоку? (На берёзе яблоки не растут.)

Из какой посуды нельзя есть? (Из разбитой.)

От чего утки плавают? (От берега.)

Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо.)

По чему ребята в деревне бегают босиком? (По траве.)

3. — Пошёл Незнайка дальше. Видит на дороге буквы. Буквы его привели к Торопыжке. Тот сидит за столом и плачет: буквы потерялись! Помогите ему, ребята. (Работа ведется по картинкам.) Правильный ответ дети выкладывают из букв.

1) На виду у детворы Крысу красят маляры. (Крышу.)

2) Старый дедушка Пахом На косе скакал верхом. (На коне)

3) Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей.)

4) Говорят, один рыбак В печке выловил башмак. (В речке.)

Жучка будку не доела: Неохота. Надоело. (Булку.)

Миша дров не напилил, Печку репками топил. (Щепками.)

Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. (Чайки.)

4. — Идёт Незнайка по дороге и «ворон считает». Наткнулся на Растеряйку. У него рассыпался цветок. Цветок этот непростой. Каждый лепесток имеет свою букву. Прочитайте. К М А - (мак)

— На первый звук придумайте слова-действия.

На второй звук — слова-предметы. к — На третий звук — слова-признаки.

Используя схемы слов, составьте предложения. (Педагог меняет схемы местами) (Мчится красный автобус.)

5. Незнайка рассердился на него и говорит: «Всегда ты летишь как угорелый, поэтому у тебя буквы и потерялись и всегда ты голову морочишь!»

— Как вы понимаете выражения: «летит как угорелый», «морочить голову»?

Тут к Растеряйке пришёл Торопыжка. Незнайка ему и говорит: «Явился ты как снег на голову! Я готов перед ребятами сгореть со стыда!» Объясните значение этих двух выражений.

(Выставляются картинки. Дети должны указать, какая из них отражает переносное значение, а какая— буквальное. Аналогично разбирается второе крылатое выражение.)

— А когда говорят: «Зарубите себе на носу»?

IIФизкультминутка.

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели — встали, сели — встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

7. — Художник Тюбик принёс вам картинки. Возьмите их. А теперь встаньте в пары, но так, чтобы ваши картинки объединило маленькое слово-предлог. (Картинки: лес, дом, берёза, девочка, птицы, гнездо, река, цветы, клумба, камыш, ёж, забор, солнце, скамейка.)

(Дети попарно выставляют картинки на фланелеграфе, проговаривая словосочетания с предлогом.)

8. Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму. Телеграмма зашифрована.

атябер!

етьватсос закссар оп макнитрак акинж-одухакибют. акзалгенис.

(Ребята! Составьте рассказ по картинкам художника Тюбика. Синеглазка.)

Дети составляют творческие рассказы, используя картинки (см. пункт 7).

III.Подведение итога занятия.

Наши рекомендации