Статистическая информация о сдаче экзаменов

Для сравнения ситуации в различных странах важно иметь статистические данные о сдаче экзаменов. Они показывают, каким образом экзамены регулируют систему перехода из общего образования в профессиональное. В отсутствие современных данных приведем те, которые имеются в наличии.

По данным 1992 г. 32% восемнадцатилетних англичан сдавали экзамены повышенного уровня, около 80% из них или 25% представителей данного возраста получили проходной балл. 15% получили проходной балл по трем и более предметам, 6% по двум и 4% по одному предмету.

Во Франции 85% выпускников коллежа для завершения среднего образования поступают в трехлетний академический лицей, при окончании которого выдается диплом бакалавра, или в двухлетней профессиональный лицей, который завершается выдачей аттестата (Certificat d’Aptitute Professionelle). Только диплом бакалавра дает право на поступление в высшие учебные заведения страны. В 1992 г. 51% молодежи страны соответствующей возрастной группы получили или диплом бакалавра или аттестат о профессиональной подготовке, т.е. получили возможность поступить в вузы страны. 43% молодежи страны одной возрастной группы сдавали экзамены на получение диплома бакалавра, получили же диплом 36% данной группы.

В последнее время наиболее престижные и элитарные университеты Франции, а также некоторые факультеты в обычных университетах, на которые поступает наибольшее число абитуриентов, требуют сдачи дополнительного экзамена (Concours), для чего необходима специальная подготовка в течение 1-2 лет. В связи с этим около 30% молодежи в возрасте от 19 до 21 года посещают подготовительные курсы университетов или специальные курсы.

В Германиипо данным 1991 г. 37% молодых людей одной возрастной группы сдавали экзамены Abitur и 95% из них сдали их успешно. Обычно большинство (85%) из получивших аттестат поступают в университеты в течение двух лет.

В Японии число абитуриентов, поступающих в японские университеты, значительно превышает данные показатели для многих стран мира. В 1990 г. они составили 43% от возрастной группы. Это объясняется тем, что профессиональная карьера в Японии значительно зависит от наличия высшего образования и от того, в каком университете оно было получено.

В Израиле до 50% возрастной группы сдают экзамены и 20% из них по уровню подготовки не достигают проходного балла.

Таким образом, приведенные данные показывают, что достаточно большой процент выпускников средней школы в различных странах (от 5 до 30% возрастной группы) не набирает проходной балл по причине несоответствия их подготовки требованиям экзамена и должны продолжить обучение и сдать экзамен повторно.

Основные выводы

Проведенный анализ организации и проведения экзаменов в странах мира при переходе из среднего образования в высшее профессиональное показал следующее:

1. Наиболее распространенной моделью является проведение одного экзамена, результаты которого могут использоваться и в школе, и в вузе. Причем степень централизации при проведении экзамена, разработке инструментария, обработки и анализа результатов различная. Наибольшая централизация наблюдается при сдаче экзаменов, на основе которых абитуриенты могут поступить в вуз. Они чаще всего проводятся независимыми организациями по централизованно разработанным экзаменационным материалам. Однако многие страны доверяют своим школам проведение экзаменов по централизованно разработанным материалам. Экзамен, как правило, проходит в присутствии внешних наблюдателей.

2. Итоговая аттестация за курс среднего образования (или обязательного общего образования) в значительном числе стран осуществляется на основе двух форм контроля: внешнего централизованного и внутреннего школьного. При проведении школьной части аттестации наблюдается большое разнообразие в используемых формах. В большинстве случаев это не стандартизированные письменные тесты, а формы их дополняющие и оценивающие сформированность различных интеллектуальных, общеучебных или практических, экспериментальных умений (устные экзамены, подготовка и проведение публичных лекций, защита письменных работ, выполнение практикумов или экспериментальных работ и др.). В некоторых странах просто учитываются текущая успеваемость за последний год обучения или выставляется взвешенный средний балл на основе всех проверочных работ за старшую среднюю школу. Все это направлено на установление большей преемственности различных ступеней образования и формирование комплексной системы оценивания образовательных достижений.

3. В большинстве стран при выборе предметов, по которым проводятся экзамены в школе, наблюдается сочетание обязательных предметов и предметов по выбору. В большинстве стран (но не во всех) обязательным является математика. Следующими наиболее часто относимыми к обязательным предметам являются родной язык, иностранный язык и естествознание.

4. При проведении экзаменов, на основе которых принимаются решения о приеме в высшие учебные заведения, в анализируемых странах решаются различные задачи. В ряде стран одной из основных целей экзаменов является оценить уровень подготовки учащихся по общеобразовательным предметам. Причем в одних странах эта подготовка оценивается по основным предметам, в других от учащихся требуется продемонстрировать углубленную подготовку по ряду предметов, в третьих наоборот показать широту подготовки по различным областям знаний, в четвертых требуется одновременно продемонстрировать и широту, и глубину подготовки. Имеются страны, в которых целью экзаменов является определить (спрогнозировать) способности абитуриента обучаться в высшем учебном заведении. Все это оказывает значительное влияние на особенности проведения экзаменов, отведенное время на экзамен, структуру экзаменационных работ, тип заданий и систему оценивания.

5. Отличительной особенностью экзаменационных систем в рассматриваемых странах является наличие в них механизмов и организационных структур, контролирующих и обеспечивающих качество работы на всех этапах проведения экзамена, также доступность результатов экзаменов для широкого круга заинтересованных лиц и общественности.


Наши рекомендации