Порядок избрания по конкурсу главы местной администрации.

Главой местной администрации может быть не только избираемый населением глава муниципального образования, но и так называемый "наемный менеджер" – муниципальный служащий, принимаемый на работу по контракту. Решение вопроса об использовании той или иной модели управления местной администрацией Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдает на откуп муниципальным образованиям.

Согласно ч. 2 ст. 37 Закона, главой местной администрации может быть лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. В этом случае главой муниципального образования является председатель представительного органа муниципального образования (Прим: однако, в муниципальных образованиях, имеющих статус сельских поселений, а также в муниципальных образованиях городов Москвы и Санкт-Петербурга возможно сочетание в одном лице трех должностей – глава муниципального образования, глава представительного органа, глава местной администрации).

В отношении кандидатов на должность главы администрации–менеджера уставом муниципального образования и решением представительного органа могут быть предусмотрены дополнительные требования. Требования к кандидатам на должность главы администрации – менеджера обычно включают:

· наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным);

· возрастной ценз (не моложе 25 лет);

· образовательный ценз (высшее профессиональное образование);

· стаж (например, не менее 3-х лет на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы);

· деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы);

· знание федерального и регионального законодательства;

· положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ.

Назначению на должность главы администрации по контракту предшествует проведение конкурса на замещение этой должности. Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования. Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия, состав которой также определяется представительным органом. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе и в городском округе 2/3 ее членов назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования, а 1/3 – законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта РФ. Условия конкурса, включая сведения о дате, времени и месте его проведения, проекте контракта, должны быть опубликованы не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Лица, изъявившие намерение участвовать в конкурсе, представляют в конкурсную комиссию определенные документы (личное заявление, паспорт, документ об образовании, выписку из трудовой книжки, документ о присвоении ученого звания, медицинское заключение, справку о доходах и пр.). Конкурс может проводиться в несколько этапов, например, в форме конкурса документов и конкурсного испытания, собеседования. По итогам конкурса комиссия принимает решение о признании одного претендента выигравшим конкурс и получившим статус кандидата на замещение должности главы местной администрации. С этим кандидатом заключается контракт.

74)Структурные подразделения местной администрации.

В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Соответственно в крупных городах в составе администрации учреждаются органы, занимающиеся вопросами здравоохранения, народного образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры жилья, архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, благоустройства, социальной защиты населения, культуры и спорта, потребительского рынка услуг и др.

В сельских районах создаются подразделения, ведающие земельными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципальным имуществом, экономикой и др.

Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательные подразделении (аппарат): управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др.

Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете, могут обладать правами юридического лица.

Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями.

Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).

Как правило, к ведению исполнительных органов муниципальных образований отнесены:

1) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) охрана общественного порядка;

4) комплексное социально-экономическое развитие на своей территории;

5) жилищно-коммунальный комплекс;

6) муниципальное здравоохранение;

7) муниципальное образование;

8) пожарная безопасность;

9) регулирование земельных отношений;

10) охрана окружающей среды;

11) муниципальные дороги и транспорт;

12) муниципальные статистика и архивы;

13) торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;

14) культура, физическая культура и спорт;

15) социальная поддержка населения;

16) муниципальные информационные системы, местные средства массовой информации.

75)Компетенция местной администрации(исполнительных органов мсу).

К ведению исполнительных органов муниципальных образований отнесены (компетенция):

1) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) охрана общественного порядка;

4) комплексное социально-экономическое развитие на своей территории;

5) жилищно-коммунальный комплекс;

6) муниципальное здравоохранение;

7) муниципальное образование;

8) пожарная безопасность;

9) регулирование земельных отношений;

10) охрана окружающей среды;

11) муниципальные дороги и транспорт;

12) муниципальные статистика и архивы;

13) торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;

14) культура, физическая культура и спорт;

15) социальная поддержка населения;

16) муниципальные информационные системы, местные средства массовой информации.

76)Правовой статус контрольного органа местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль и надзор за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.

Закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» регламентирует, что в структуру органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования может входить и контрольный орган.

Контрольный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия образуются в целях контроля и надзора за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля и надзора за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Важнейший вопрос при создании контрольного органа – наличие и подбор квалифицированных и честных кандидатов на должности руководителей и сотрудников данного органа. Необходимо, чтобы кандидаты на данные должности имели высшее образование и опыт профессиональной работы в области муниципального или государственного управления, контроля, экономики, финансов, пользовались заслуженным авторитетом у депутатов представительного органа и общества.

В зависимости от специфики муниципального образования могут создаваться конкретные направления контроля.

В структуре контрольных органов представлены следующие направления.

1. Контроль и надзор за доходами местного бюджета.

2. Контроль и надзор за расходами бюджета, расходами в социальной сфере, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, сфере межбюджетных отношений.

3. Контроль над бюджетным процессом. Практика функционирования контрольных органов в муниципальных образованиях еще только складывается.

Контрольно-счетная палата не является юридическим лицом, но обладает функциональной и организационной самостоятельностью в пределах собственных целей и задач. Ее деятельность не может быть приостановлена в связи с прекращением полномочий городской Думы.

Задачи Контрольно-счетной палаты:

1. анализ обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета города;

2. организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей бюджета города по объемам, структуре и целевому назначению;

3. внешняя проверка отчетов об исполнении бюджета города;

4. надзор за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств и использования муниципальной собственности;

5. финансовая экспертиза проектов решений городской Думы, предусматривающих расходы за счет средств бюджета города;

6. контроль за поступлением в бюджет города средств, полученных от управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе от приватизации, продажи, отчуждения в других формах, передачи в постоянное и временное пользование, аренду, доверительное управление, от управления объектами муниципальной собственности.

Контрольные полномочия палаты распространяются в соответствии с законодательством на органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения города; коммерческие и некоммерческие организации и их объединения вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности.

Наши рекомендации