К «производственной (педагогической) практике»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К «производственной (педагогической) практике»

Направление 44.03.01 Педагогическое образование

профиль «Литература»

Методические рекомендации

утверждены на заседании кафедры педагогики

(протокол № 1 от 09 января 2015 г.)

Заведующий кафедрой, к.п.н., доцент

_________________ О.В. Горбова

Программа учебной практики «Производственная (педагогическая) практика» устанавливает минимальные требования к результатам практического обучения студента в период практики и определяет содержание и виды деятельности, формы и средства отчетности и контроля.

Программа разработана в соответствии с:

- ФГОС ВО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 1457

- Образовательной программой по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования», «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология и педагогика дополнительного образования» утвержденной приказом ректора от «___» ______________ 201__года № ___.

- Учебным планом университета по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиля «Психология образования», «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология и педагогика дополнительного образования», одобренным Ученым советом, протокол от «____»_____________ 201_ года №____.

1. Цели учебной практики «Производственная (педагогическая) практика»

Целями учебной практики по направлению 44.03.01 Педагогическое образование является приобретение первичных профессиональных умений и навыков психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении во внеучебной деятельности.

2. Задачи учебной практики «Производственная (педагогическая) практика»:

Задачами практики являются:

1) закрепление знаний о системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении во внеучебной деятельности;

2) формирование первичных профессиональных умений и навыков применения стандартных методов и технологий психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении во внеучебной деятельности

3) формирование первичных профессиональных умений и навыков организации индивидуальной и совместной деятельности детей (игровой, продуктивной, культурно-досуговой и т.д.) в соответствии с возрастными нормами их развития;

4) формирование гуманистических установок в осуществлении психолого-педагогического сопровождения учащихся и реализации на практике прав ребенка.

3. Краткое содержание практики

Учебная практика состоит из трех этапов, каждый из которых имеет конкретное содержание.

Первый этап – диагностический.

Цель: изучение условий осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении.

Для достижения цели каждый студент:

- изучает условия осуществления психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении (беседы с администрацией учреждения):

- изучает особенности детского коллектива отрядаа (беседы, наблюдение и пр.):

- изучает возрастные особенности ребенка (беседы, опросы, наблюдение и пр.):

Второй этап – организационно-деятельностный.

Цель: планирование, организация и осуществление различных видов деятельности (игровой, продуктивной, культурно-досуговой и т.д.).

В процессе прохождения организационно-деятельностного этапа практики каждый студент:

- разрабатывает, организует подготовку и реализует воспитательное мероприятие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей отряда;

- посещает одно мероприятие сокурсников с детьми иного (чем класс, в котором студент проходит практику) возраста.

Третий этап – аналитический.

Цель: формирование умений анализировать собственную деятельность и деятельность сокурсников по психолого-педагогическому сопровождению в условиях детского оздоровительного лагеря.

Согласно программе практики, необходимо осуществить:

- анализ организации и проведения внеклассного мероприятия в отряде;

- анализ организации и проведения однокурсником внеклассного мероприятия в отряде;

- анализ собственной деятельности в ходе прохождения практики

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике: методические рекомендации к учебной практике «Инструктивно-методический лагерь».

Основные источники:

1. Основы деятельности вожатого (воспитателя) в летнем оздоровительном лагере: учебное пособие / Н.Н. Каданкова, С.В. Пачина, М.А. Шкрябина; Гуманитарный институт филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл. – Северодвинск:, 2011. – 150 с.

Дополнительные источники:

2. Книга Вожатого. Под общ ред. А.В. Джеуса. – М., «Собеседник», 2005. – 352 с.

3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М., «Просвещение», 1978. – 207 с.

4. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие – М., 1999.

5. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993.

Интернет-ресурсы:

6. http://psychlib.ru/mgppu (электронная библиотека МГППУ)

7. www.humanities.edu.ru (электронные периодические издания, научная и специальная литература, законы, нормативные акты, ссылки на литературу)

8. www.pedlib.ru (педагогическая библиотека с текстами учебных и методических материалов)

9. http://elibrary.ru (научная электронная библиотека)

Для материально-технического обеспечения практики используются средства
и возможности предприятия/организации, в которой студент проходит практику.

Рабочее место, которое определило предприятие студенту на время прохождения практики (если это не полевой вариант практики), оборудовано необходимым программным обеспечением в соответствии с лицензией предприятия/организации.

Рекомендации к освоению содержания

Каждого этапа практики

Диагностический этап

Цель: изучение условий осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении.

Для достижения цели каждый студент:

1) изучает условия осуществления психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении (беседы с администрацией учреждения):

- описывает особенности базы практики (официальное название базы практики, местоположение, материальная база, количественные характеристики и т.д.);

- выявляет особенности педагогического коллектива; специфику педагогических идей, лежащих в основе организации процесса воспитания; направления кружковой работы и взаимодействия с культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д.;

- характеризует специфику условий осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении.

2) изучает особенности детского коллектива отряда (беседы, наблюдение и пр.):

- выявляет особенности межличностных отношений в классе;

- описывает психологический портрет коллектива класса.

3) изучает возрастные особенности детей (беседы, опросы, наблюдение и пр.):

- выявляет возрастные особенности детей отряда, их проявление в межличностных отношениях;

- характеризует специфику возрастных особенностей ребенка.

Рекомендации к выполнению заданий

Задание №1. Диагностика условий осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся в учреждении.

- актуализировать знания об особенностях психолого-педагогического сопровождения детей разного возраста (Приложение №1).;

- на основе беседы с представителями администрации, изучения нормативно-правовых документов составить характеристику учреждении по предложенному плану (Приложение №2).

Задание №2. Изучение особенностей детского коллектива.

- на основе наблюдений в ходе учебно-воспитательного процесса, свободной деятельности, игр и пр., собрать информацию об отряде (Приложение №3, 5);

- подобрать и провести социометрическую игру (в зависимости от возраста учащихся) (Приложение №4);

- описать психологический портрет детского коллектива, проиллюстрировать примерами из наблюдений и бесед по предложенной схеме (Приложение №5).

Задание №3. Диагностика возрастных особенностей детей.

· на основе наблюдений в ходе учебно-воспитательного процесса, свободной деятельности, игр и пр., собрать информацию о возрастных особенностях детей (Приложение № 1, 6);

· описать возрастные особенности детей, проиллюстрировать примерами из наблюдений и бесед по предложенной схеме (Приложение №6).

Рекомендации к выполнению заданий

Задание №1. Планирование, организация и осуществление воспитательных мероприятий с отрядом (Приложение № 7, 8).

Аналитический этап практики

Цель: формирование умений анализировать собственную деятельность и деятельность сокурсников по психолого-педагогическому сопровождению в условиях детского оздоровительного лагеря.

Согласно программе практики, необходимо осуществить:

- анализ организации и проведения внеклассного мероприятия в отряде;

- анализ организации и проведения однокурсником внеклассного мероприятия в отряде;

- анализ собственной деятельности в ходе прохождения практики

Рекомендации к выполнению заданий

Задание №1. Анализ проведенного воспитательного мероприятия (Приложение №9).

Задание №2. Анализ посещенного воспитательного мероприятия (Приложение №10).

Задание №3. Отчет о прохождении практики (Приложение №11).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к «производственной (педагогической) практике»

Направление 44.03.01 Педагогическое образование

профиль «Литература»

Методические рекомендации

утверждены на заседании кафедры педагогики

(протокол № 1 от 09 января 2015 г.)

Заведующий кафедрой, к.п.н., доцент

_________________ О.В. Горбова

Программа учебной практики «Производственная (педагогическая) практика» устанавливает минимальные требования к результатам практического обучения студента в период практики и определяет содержание и виды деятельности, формы и средства отчетности и контроля.

Программа разработана в соответствии с:

- ФГОС ВО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 1457

- Образовательной программой по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования», «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология и педагогика дополнительного образования» утвержденной приказом ректора от «___» ______________ 201__года № ___.

- Учебным планом университета по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиля «Психология образования», «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология и педагогика дополнительного образования», одобренным Ученым советом, протокол от «____»_____________ 201_ года №____.

1. Цели учебной практики «Производственная (педагогическая) практика»

Целями учебной практики по направлению 44.03.01 Педагогическое образование является приобретение первичных профессиональных умений и навыков психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении во внеучебной деятельности.

2. Задачи учебной практики «Производственная (педагогическая) практика»:

Задачами практики являются:

1) закрепление знаний о системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении во внеучебной деятельности;

2) формирование первичных профессиональных умений и навыков применения стандартных методов и технологий психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении во внеучебной деятельности

3) формирование первичных профессиональных умений и навыков организации индивидуальной и совместной деятельности детей (игровой, продуктивной, культурно-досуговой и т.д.) в соответствии с возрастными нормами их развития;

4) формирование гуманистических установок в осуществлении психолого-педагогического сопровождения учащихся и реализации на практике прав ребенка.

3. Краткое содержание практики

Учебная практика состоит из трех этапов, каждый из которых имеет конкретное содержание.

Наши рекомендации