Классификация и общая характеристика факторов социализации

Классификация факторов социализации. Социализация осущест­вляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требу­ет от него определенного поведения и активности.

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

В отечественной и западной науке имеются различные класси­фикации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик(1991).

Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей пла­неты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

-микрофакторы - социальные группы, оказывающие непо­средственное влияние на конкретных людей (семья, группы свер­стников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общест­венные и др.).

Макрофакторы.В последние годы все большее значение уче­ные придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и косвенным путем оказывают влияние на ста­новление личности. Знание макрофакторов социализации позво­ляет понять специфику проявления общих законов развития ин­дивида как представителя Homo sapiens (рода человеческого), убедиться в могуществе воспитания.

На развитие человека оказывает влияние географический фак­тор, или природная среда.

В течение длительного времени влияние природно-географической среды не выявлялось. Однако экологические изменения биосферы, загрязнение окружающей среды, нарушение экологиче­ского равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельно­стью, заставили человечество отнестись к этой проблеме с доста­точной серьезностью. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влия­ние природных факторов на здоровье и деятельность человека.

В 30-е годы XX столетия В.И.Вернадский отмечал начало но­вого этапа развития природы как биосферы. На первом, завер­шившемся этапе изменения в биосфере таковы, что она в состоя­нии заглушить их и продолжить свое функционирование и вос­производство в динамическом равновесии. На этом этапе влияние биосферы (т. е. человека) безвредно и приятно.

Второй, только начавшийся этап характеризуется тем, что изменения в биосфере становятся настолько грандиозными и масштабными, что она не в состоянии с ними справиться. В результате происходят изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на Земле, включая и че­ловека. Этот этап получил название современного экологического кризиса. В настоящее время констатируется факт превращения экологического кризиса в глобальный и общепланетарный.

Сегодня прогнозируется наступление следующего - третьего этапа, который может пойти по двум противоположным путям: ли­бо человечество активизирует свое взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо не сумеет это осу­ществить и тогда погибнет. Экологическая катастрофа, становясь реальностью, заставляет принимать меры, активизирующие взаи­модействие общества и природы. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к ок­ружающей среде.

Современный мир изобилует такими проблемами, которые имеют глобальный, планетарный характер, так как они затраги­вают жизненные интересы всего человечества или, во всяком случае, его большинства. Таким образом, общественное созна­ние все более четко фиксирует систему качественно новых про­блем, которые и получили название глобальных проблем.

Несомненно, что эти проблемы появились не вдруг. Они в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития цивилизации. Вырастая из локальных, национальных проблем, общечеловеческие проблемы требуют для своего решения совме­стных действий мирового сообщества.

Глобальные проблемы человечества не могут не отразиться в индивидуальном сознании. Вот почему проблемы глобалистики стали реальностью социализирующейся психики человека, кото­рый должен осознавать, что они угрожают деградацией и гибелью всему человечеству, нуждаются в позитивном решении, требуют общей координации и совместных усилий всех народов мира. Ка­ждый человек должен осознать свою индивидуальную ответст­венность за увеличение числа и масштабов происходящих гло­бальных катаклизмов, остроту этих преобразований и их угро­жающих размеров.

Мезофакторы. Рассматриваемая проблема связана также с во­просом взаимосвязи природы и этноса, так как у каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демогра­фическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки.

Специфика географической среды формирует структуру этни­ческой общности, региональную специфику, культуру, физиче­ский тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объедине­нии складываются свои виды деятельности, межэтнические отно­шения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.

Этнические традиции дают о себе знать в способах защиты от воздействий природной среды, в создаваемых культурных цен­ностях (образах художественного и научного творчества). В ка­ждой этнической группе складывается свое представление о личности, ее поведении и менталитете. Проектирование эколо­гического пространства становится реальной задачей образова­тельных институтов.

Микрофакторы. Общество всегда обеспокоено тем, чтобы тем­пы социализации подрастающего поколения не отставали от тем­пов и уровня развития самого общества. При рассогласовании этих темпов начинается торможение общественно значимых процессов.

Общество осуществляет социализацию через различные инсти­туты социализации - общепринятые социальные нормы, тради­ции, обычаи, семья, а также государственные и общественные уч­реждения и организации. Ведущая роль в этом процессе принад­лежит образовательным учреждениям - детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Все вместе они образуют систему образовательных учреждений, которая подробнее будет рассмотрена позднее.

Влияние институтов социализации противостоит стихийным со­циальным взаимодействиям, которые можно «просчитать», спрогнозировать, направить по какому-то определенному пути.

Стихийные и управляемые процессы взаимодействуют, влияя на результаты друг друга. В рамках функционирования того или ино­го института социализации имеют место оба процесса. Воспиты­вающее, целенаправленное воздействие может не привести ни к каким результатам или даже обусловливать отрицательные, незапла­нированные «воспитывающие» результаты.

Цели деятельности социальных институтов непостоянны. Из­менения, происходящие в обществе, меняют характеристики иде­альных типов личности, характеризующихся набором многочис­ленных показателей и свойств.

В этом плане всегда можно говорить о социальном заказе об­щества институтам социализации. В соответствии с заказом ин­ституты социализации меняют концептуальные (теоретические) модели. Изменения происходят соответственно переменам в го­сударственной политике, в том числе и в образовательной. Ве­роятно, именно этим можно объяснить происходящую сегодня повальную концептуализацию всех образовательных звеньев, «задающих» основные требования к личностно-развивающей среде, личностному пространству, образу жизни, ценностным ориентациям, поведению и другим параметрам, вплоть до тре­бований к внешнему облику субъектов образовательного про­цесса. Следовательно, социализация на деле оказывается госу­дарственной и образовательной политикой в действии.

Наши рекомендации