Й раздел: Неречевые процессы

1. Развитие слухового внимания.

    • Различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки- пищалки, гармошка и т. п.
    • Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими раз­личные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т. п.).
    • Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
    • Картотека игр на развитие слухового внимания (В. И. Се­ливерстов «Игры в логопедической работе с детьми»).

2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

o Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 час­ти и более); сборные картинки-пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).

o «Почтовый ящик», доски Сегена, рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.

o Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки.

o «Чудесный мешочек».

o Кубики Кооса, танграм.

o «Зашумленные» картинки и таблицы, таблицы Шульте.

o Различные игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кому что дашь?», «Букет в вазе» и др.

o Серия картинок для установления причинно-следствен­ных зависимостей.

o Различные классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

3. Развитие пространственной ориентировки.

    • Картинки с различной удаленностью изображенных пред­метов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т. п.).

o Картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т. д.).

o Игры типа «Дом» (Кто где живет ? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т. д.), «Дерево и белочка» (птичка, грибы, лисица).

o Карточки с изображением лабиринтов.

o Макет улицы с движущимся в различных направлениях транспортом.

    • Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в разных местах.
    • Картинки с изображением предметов, движущихся в раз­личных направлениях по отношению к зрителям.
    • Карточки — символы пространственных предлогов.
    • Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.
    • Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).
    • Картотека игр на пространственное ориентирование.

4.Развитие ориентировки во времени.

o Картины - пейзажи разных времен года. Календарь погоды по месяцам.

o Расписание занятий по дням недели в картинках.

o «Вчера, сегодня, завтра» — порядок дежурства детей в картинках или цифрах.

o Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

o Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.

o «Окно в природу» — настенное изображение природных явлений, характерных для разных времен года.

o Картинки для отработки понятий старше — младше.

5. Развитие общей двигательной и зрительно-простран­ственной активности.

Работа по развитию общей двигательной и зрительно-про­странственной активности детей нацелена на придание ей природосообразности (прямостояние, ощущение пространства, ориентировочно-поисковая активность, движение как средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, акти­визации внутренних резервов организма). Она предполагает:

-увеличение двигательной активности на занятиях за счет динамизации рабочей позы (работа стоя, сидя, выходя к доске, лежа на ковре, сидя по-турецки и т. п.);

-широкое использование физкультминуток (для этого составляется картотека эмоциональных имитационных упражнений в сопровождении стихов с учетом присущих дошкольникам образности мышления и стремления к игре);

-проведение подвижных речевых игр (на основе картотеки, составленной в соответствии с тематикой речевого материала занятий).

Как отмечал И. М. Сеченов, пространственно-поисковой активности органа зрения принадлежит важная роль в формиро­вании высших психических функций человека. Поэтому при проведении занятий с детьми необходимо использовать следующие упражнения.

    • Работа с карточками, расположенными в пространстве комнаты (на стенах, потолке, слева, справа, наверху, внизу), с мелкими силуэтными изображениями предметов, букв, слогов, цифр, геометрических фигур (1,5—3 см).
    • Использование разнообразных траекторий, по которым дети, обязательно стоя, «бегают» глазами (на листе ватмана размером 0,6x2 м — линии шириной 1 см, образующие цветные фигуры: овал, волну и др., причудливо перекрещивающиеся линии разного цвета; плакат размещается выше уровня глаз в любом месте — над доской, на боковой стене и даже на потолке).
    • Игры в «веселых человечков», изображающих выполне­ние различных гимнастических упражнений: в процессе игры дети рассматривают человечка и повторяют его движения.
    • Мимические и артикуляционные упражнения: рассмат­ривая картинки с изображением лиц клоунов (улыбающегося, грустного, испуганного и др.), фотографии лиц, на которых показаны те или иные движения артикуляционного аппарата, дети копируют и называют их.

o Рассматривание подвешенных к люстрам, плафонам, потолку легких предметов (флажков, лент, нитей, снежинок, птичек, бумажных цветов и др.).



    • Периодическое рассматривание заоконного пейзажа и разноудаленных от глаз предметов за окном.

Использование указанных приемов повышает перцептивные возможности детей, способствует более успешной коррекции нарушений познавательной деятельности, опережающему раз­витию ряда функций, связанных с приемом и переработкой зрительной информации (острота зрения, зрительная работо­способность, объем поля зрения, сокращение времени реакции на зрительный стимул). Увеличивается пропускная способность зрительного анализатора, то есть скорость и объем переработки зрительной информации.

6. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протя­женность).

o Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).

o Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т. п.).

o Парные картинки.

o Муляжи овощей, фруктов.

o Игрушечная посуда, мебель.

o Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, .полоски разной длины.

o Счетные палочки для выкладывания фигур.

o Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).

o Кубики 2—3 цветов для заданий «Поиск закономернос­тей».

o Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадрат­ной, треугольной, прямоугольной, овальной формы.

o Различные дидактические игры типа «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?». «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету», фигуры Поппель-Вейтера (пособие С. Д. Забрамной).

o Дидактический (демонстрационный и раздаточный) ма­териал для зрительных диктантов.

Картотека игр на развитие восприятия.

7. Развитие мелкой моторики.

o Счеты, бусы, шнуровки, кнопки, пуговицы, счетные па­лочки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, ручные эспандеры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пирамидки, баночки с завертывающимися крышками, шары, мячи разного диаметра для захватывания, пинг-понговый мячик для отстреливания, ленты и веревочки для завязывания бантов, узлов и т. п.

o Пальчиковый, перчаточный театр./

o Принадлежности для вышивания, вязания, плетения.

o Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук (О. С. Бот, Л. С. Сековец).

o Таблицы — иллюстрации этих упражнений.

o Материалы для развития графических навыков детей.

Й раздел: Звукопроизношение

1. Развитие речевого дыхания

(вес и величина предметов, которые перемещаются воздушной струей изо рта, постепенно меняются).

o Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вер­тушек, «свечей»,

o Надувные игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри.

o Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).

o Флакончики из-под духов.

o Фитоколлекция (в баночках различные душистые растения: лепестки роз, зверобой, мята, чай, кофе и др.).

o Игры (в альбоме или на отдельных планшетах) типа «Высуши белье», «Загони мяч в ворота», «Надуй паруса» и т. д.

o Картотека игр на развитие речевого дыхания.

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

o Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, личные носовые платки (в отдельных пакетиках).

o Альбом упражнений артикуляционной гимнастики (план­шеты, книжки-раскладушки) с образными картинками, фото­графиями.

o Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды и др.), спирт и вата для обработки этих предметов.

o «Сказки веселого язычка» (М. Г. Генинг, Н. А. Герман).

3. Автоматизация и дифференциация звуков.

o Наборы предметных картинок для автоматизации и диф­ференциации звуков в словах.

o Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах.

o Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи.

o Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком и звуками для: дифференциации в произношении.

o Настольные дидактические игры (домино, лото) на авто­матизацию определенного звука, группы звуков, на дифферен­циацию звуков.

o Альбомы (или карточки) с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.

o Таблицы для составления рассказов по опорным картинкам на определенный звук.

o Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше).

o Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н. И. Соколенко, О. И. Соловьева, Г. А. Тумакова и др.).

o Книги разных авторов с речевым материалом для автома­тизации и дифференциации звуков.

4. Развитие фонематического слуха и восприятия.

o Звуковые линейки (для формирования понятия «звуковой ряд», счета звуков, определения их последовательности).

o Карточки «Определи место звука» (три клетки: начало, середина, конец слова).

o Карточки -- символы гласных и согласных звуков.

o Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).

o Сигналы обратной связи для упражнений на дифферен­циацию понятий: гласный — согласный звук, согласный звонкий — согласный глухой, согласный твердый —- согласный мягкий, звук — слог — слово.

o Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.

o Демонстрационный и раздаточный материал для состав­ления звукослоговой схемы слов (коробочки, конверты или пакеты).

o Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.

o «Звуковые часы» (длинное — короткое слово, слово на заданное количество слогов).

o Материал для анализа предложений.

o Наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структуры.

o Альбомы с иллюстрациями для определения места звука в слове.

o Различные фигурные классификаторы для дифференциации звуков (Пьеро - звуки, Буратино - звук б, крокодил Гена —звуки к — г, кенгуру - звуки к - г, поезд с тремя вагонами —звуки с, ш и с - ш в одном слове и др.).

Наши рекомендации