Нарушения письма у школьников с зпр
Психофизиологическая структура процесса письма
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова, т. е. слова устной речи, в слово видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками.
Процесс письма взрослого человека является а в -томатизированным процессом и во многом отличается от характера письма ребенка, овладевающего грамотой. Письмо взрослого человека является целенаправленной деятельностью. Основная цель письма взрослого человека — это передача, фиксация смысла, содержания. Все другие процессы, такие как звуковой состав слова, особенности письменного знака, их форма, движения руки, не осознаются пишущим, становятся фоновой деятельностью, отступают на второй план. Таким образом, пишущий сосредотачивает внимание на смысле того, что он пишет, а не на графических обозначениях слов, не на способе письма.
Процесс письма взрослого человека является целостным, синтетическим процессом. В процессе письма взрослый пишущий не разбивает слово на составляющие его буквы, а воспроизводит это слово как один целостный элемент фразы. Пишущий воспроизводит слово как единое целое, не отрывая ручки или карандаша от бумаги.
Таким образом, объединение движений при письме слова характеризует целостность процесса письма и его связность.
Письмо взрослого человека является автоматизированным действием, навыком. В процессе письма осуществляется огромное количество движений, в которых принима-
ют участие самые разнообразные мышцы. Движения мышц осуществляются согласованно и с большой скоростью. Такая скорость оказывается возможной именно благодаря ав-томатизированности движений руки при письме.
Являясь автоматизированным процессом, письмо все же осуществляется под двойным контролем. Прежде всего, в процессе письма имеет место кинестетический контроль. Роль кинестетического контроля подтверждается следующим. Если предложить пишущему воспроизвести фразу с закрытыми глазами, то оказывается, что кинестетических ощущений вполне достаточно для четкого написания слов. Однако при этом нарушаются линия строки и размер букв, а наклон букв становится неравномерным.
Кроме кинестетического контроля, в процессе письма имеет место и зрительный контроль. В процессе письма пишущий зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения слов. При несоответствии зрительным образам слов, полученных на письме результатов, пишущий вносит поправки.
Операции процесса письма
Автоматизированные движения руки являются конечным этапом процесса перевода устной речи в письменную. Этому этапу предшествует сложная мыслительная, языковая деятельность, подготавливающая этот конечный этап. Процесс письма представляет собой речевую деятельность, которая имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека эти операции носят сокращенный, свернутый характер. В процессе овладения письмом эти операции предстают в развернутом виде.
А. Р. Лурия в своей работе «Очерки психофизиологии письма» выделяет следующие операции процесса письма.
Письмо всегда начинается с какого-либо побуждения или мотива. Пишущий всегда знает, с какой целью он пишет: либо он хочет зафиксировать, сохранить на время
информацию, либо сообщить информацию другому лицу, либо побудить к действия и т. д.
Если речь идет о связном письменном высказывании, то прежде чем приступить к письму, пишущий программирует содержание, логику этого высказывания, т. е. осуществляется смысловое программирование.
Выделив начальную мысль, пишущий оформляет ее в виде законченного предложения. При этом запрограммированное предложение пишущий должен запомнить, так как в процессе письма он должен сохранять определенную после' довательность слов в фразе; должен точно ориентироваться, какую часть предложения он пишет, что им уже написано и что еще предстоит написать.
В процессе письма необходимой операцией является анализ предложения на составляющие его сло-в а, так как на письме обозначаются границы каждого слова.
Одной из основных операций, входящих в структуру процесса письма, является фонематический анализ слова.
Написанное слово — это модель слова устной речи: определенная последовательность звуков обозначается той же последовательностью соответствующих букв. Поэтому для правильного написания слова необходимо определить его звуковую структуру, последовательность звуков и место каждого звука в слове. Фонематический анализ является одной из форм языкового анализа, вместе с тем, он осуществляется на основе деятельности речеслухового и речедви-гательного анализаторов.
Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее). О роли проговарива-ния в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л. К. Назарова провела следующий эксперимент с детьми 1 класса. ВI серии детям давался текст для письма в обычных условиях. Во II серии аналогичный по трудности текст дети воспроизводили на письме в необычных условиях, при затормаживании артикуляции. Дети закусывали кончик языка или открывали рот во время письма, чтобы исключить проговаривание. Оказалось, что при исключении проговаривания дети делали почти в 1,5^2 раза больше ошибок, чем при обычном письме. Основными ошибками при этом были замены букв и искажения звуковой структуры слова.
Таким образом, на начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания чрезвычайно велика. Проговаривание уточняет характер звука, помогает отличить данный звук от сходных фонетически звуков, способствует более точному определению последовательности звуков в слове.
Следующей операцией процесса письма является соотнесение выделенной фонемы со зрительным образом буквы. При этом зрительный образ буквы должен быть отдифференцирован от всех других букв, особенно сходных графически. Анализ буквы не является простой задачей для первоклассника, так как многие буквы сходны по начертанию.
Следующая операция письма — это воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движениями руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.
Таким образом, процесс письма по своей с тр у к ту ре является очень сложным, он включает в свой состав различные операции:
1) мотив;
2) смысловое программирование письменного высказывания;
3) языковые операции (выделение предложения, анализ предложения на составляющие слова, дифференциация фонем, фонематический анализ);
4) соотнесение выделенного звука со зрительным образом буквы;
5) анализ и сравнение букв;
6) моторное воспроизведение графического изображения буквы.
У взрослого человека процесс письма представляет собой автоматизированное действие, навык; психологическая структура письма представлена в свернутом, сокращенном виде. В процессе овладения навыком письма все операции осуществляются у детей в развернутом виде. При этом каждая операция в процессе обучения письму формируется самостоятельно. Так, в добукварный и букварный период детей учат выделять предложение, осуществлять анализ предложения на слова, выделять звуки из речи, определять количество, последовательность и место звуков в слове. Параллельно с этим знакомят детей со зрительным образом буквы, анализируют букву на составляющие ее элементы. И, наконец, формируется умение воспроизводить с помощью движений руки сначала элементы букв (точки, палочки, крючки), затем буквы, слова, предложения. Постепенно в ходе формирования навыка письма отдельные звенья структуры письма автоматизируются, превращаются в операции. Ребенок начинает ставить в процессе письма все более сложные задачи.
■ |