Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление - элемент конституционного строя Российской Федерации, государство обязано с ним считаться и поддерживать. Если Конституция РФ провозглашает самостоятельность местного самоуправления, государство должно с учетом этого строить свою политику, искать формы взаимодействия с местным самоуправлением.

1. Прежде всего, Российское государство не может замыкаться на формальном исполнении того, что записано в Конституции РФ, на официальных отношениях с местным самоуправлением по принципу "раз вы отделены от государственной власти, мы в вашу деятельность не вмешиваемся и стоим в стороне". Дело в том, что способствование развитию местного самоуправления - это важная задача государства и область государственного строительства. Задача государства- всеобщая организация и поддержка местного самоуправления.

2. Естественно, могут сказать: государство все делает в своих интересах, поэтому оно может быть не заинтересовано в существовании местного самоуправления в тех или иных формах, не захочет отдавать в его руки какие-то полномочия, объекты собственности. Кроме того, государство может быть заинтересовано и в том, чтобы сделать местное самоуправление полностью подчиненным государственной воле. Однако современное государство действует в обществе, где существуют политическое многообразие и партийный плюрализм. Они реализуются в том числе через избрание депутатов в парламент, главы государства и т.д. Поэтому государственная политика в отношении местного самоуправления формируется с участием различных политических сил общества, и от них многое зависит в плане обеспечения объективных параметров такой политики с учетом интересов как местного самоуправления, так и государства.

3. Самостоятельность МСУ. Прежде всего, самостоятельность местного самоуправления неабсолютна, она существует в рамках его природы и нахождения в территориальных пределах государства. Ведь и местное самоуправление, действующее в рамках территории поселения, и государство, выполняющее свои функции в рамках всей своей территории, - это организации принципиально одного предназначения в том плане, что они служат интересам граждан (населения), общественному благополучию и порядку. И, по большому счету, они дополняют друг друга. Государство передало местному самоуправлению часть своих забот, снабдило для этого имуществом, собственностью и надеется на хорошие результаты деятельности. Поскольку государство заинтересовано в успешном выполнении органами местного самоуправления соответствующих задач, оно не может освободить себя от элементов контроля за деятельностью местного самоуправления. И это также предопределяет степень самостоятельности местного самоуправления.

4. Само государство несколько относительно в своей самостоятельности. Его деятельность проходит под контролем общества. Часть такого контроля может исходить и от местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление может делать свои выводы об уровне деятельности государственных органов, сообщать им свои пожелания и т.д. Кроме того, заслуживает внимания и такой момент. Государство выступает как система, имеющая тягу к зацентрализованности, а зачастую и к бюрократизации. Г.В. Барабашев, отмечая неоднозначность местного самоуправления, которое одновременно является и местным управлением, обращал внимание на то, что местное самоуправление призвано защищать права (и свободы) населения от диктата центра и доводить до населения упорядоченную волю этого центра. Говоря коротко, идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на одной территории граждан и общественный порядок.

5. Рассматривая связку "государство - местное самоуправление", следует исходить из формулы: местное самоуправление не свободно от государства, а свободно внутри государства. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства. Каждое государство избирает собственную модель местного самоуправления. Даже по числу моделей нет единой точки зрения.
По мнению М.А. Краснова, смысл нормы ст. 12 Конституции РФ заключается главным образом в демонстрации полного разрыва с принципом демократического централизма, в соответствии с которым местные Советы были "агентами" сверхцентрализованного государства на местах, являясь подножием иерархической пирамиды единой государственной власти. государственная политика в отношении местного самоуправления не может строиться на манипулировании им со стороны тех или иных органов государственной власти. Эта политика должна основываться на том, что местное самоуправление призвано быть не элементом борьбы, а "адресатом" конструктивных действий как федерального, так и регионального уровней государственной власти.

6. Местное самоуправление является уровнем публичной власти, наиболее приближенным к населению, не характеризует его как власть "низового звена" в соотношении с государственной властью (как федеральной, так и региональной). При сущностном единстве государственной власти и местного самоуправления как разновидностей публичной власти местное самоуправление следует рассматривать как единую в общегосударственных территориальных пределах систему власти, а не разобщенную по поселениям и разрозненную. Конституционная самостоятельность уровней публичной власти требует признания равноправности органов местного самоуправления с органами государственной власти. Административное управление органами местного самоуправления со стороны государственных органов недопустимо. Однако это не снимает проблему обеспечения единства в реализации публичной власти в целом. Общие интересы обеспечиваются единством политики, согласованием действий, но не противостоянием. Концептуальная направленность на разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти основана на выделении вопросов местного значения и разграничении полномочий и ответственности местного самоуправления с органами государственной власти.На федеральном уровне и в региональных центрах вырабатывается общая социальная и экономическая политика, реализация которой в значительной мере происходит в муниципальных образованиях и обеспечивается органами местного самоуправления. Последний способствует выполнению многих социальных обязательств государства перед населением. Таким образом, местное самоуправление и государственное управление не могут быть абсолютно отделены друг от друга.

Вывод: Государственная политика в отношении местного самоуправления строится на том, что местное самоуправление:

а) существует как элемент конституционного строя;

б) выступает в качестве формы публичной власти, атрибута народовластия;

в) обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Ø Государственная политика исходит из наличия у граждан Российской Федерации конституционного права на осуществление местного самоуправления.

Ø Есть определенные пределы государственного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления.

Ø Конфликты между государственными органами и органами местного самоуправления должны разрешаться посредством согласительных процедур, а при недостижении взаимопонимания - в судебном порядке.

Наши рекомендации