МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: гуманитарно-целостный подход
Часть 1
Учебник для студентов и магистрантов педагогических вузов
УДК 37.01(075.8) ББК 74.00я73 Б 839
Публикуется по решению Южного отделения РАО в соответствии с программой научных исследований «11роектирование целостных личностно-развивающих педагогических систем (в средней и высшей школе)» РК 01.20.0002252.
Авторы: : К«1аряано-Бадкар«ав
БОРЫТКО Николай МиаЙлоШчи'ЛРрВД. нау^, проф.; МОЛОЖАВЕНКО АлексаСДОВШЗДОФШЕА— канД- пед. наук, доц.;
Ук, доц.
Рецензенты:
Сергеев Н. К. — чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф., Кузибецкий А. Н. — канд. пед. наук, проф.
Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А.
Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.— Ч. 1 — 120 с. ISBN 5-7087-0034-3
С позиций гуманитарно-целостною подхода к исследованию образовательного процесса раскрываются методологические основы и логика психолого-педагогического исследования. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту РФ высшего профессионального образования 2005 года.
Предназначен для магистрантов всех специальностей педагогических вузов, в стандарт образования которых входит учебный курс «Методология психолого-педагогических исследований», а также для студентов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология» и 033400 «Педагогика». Может быть полезным для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук, для системы повышения квалификации работников образования и для студентов при изучении курса «Общие основы педагогики». Представляет интерес для методических служб учреждений и органов управления образованием.
ББК 74. 00я73
ISBN5-7087-0034-3 © Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко,И. А. Соловцова, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Функции психолого-педагогических исследований в системе образования.
Гуманитарно-целостная стратегия в образовании
Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
Педагогика и психология в системе наук о человеке
Роль педагогики и психологии в исследовании образования
Соотношение теории и практики образования
Глава 2. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования
Понятие «методология образования»
Философский уровень методологии образования
Общенаучный уровень методологии образования
Конкретнонаучный и технологический уровни методологии образования
Глава 3. Методологические характеристики психолога педагогического исследования
Научное исследование в образовании
Виды научных исследований в образовании
Методологическая культура исследователя
Рефлексия в исследовании и практической деятельности педагога -
Глава 4. Категориально-понятийный аппарат научногоисследования
Категории и понятия в структуре психолого-педагогического знания
Система научных понятий и образовательная концепция
Глава 5. Общая логика и структура психолог педагогического исследования
Логика организации психолого-педагогического исследования 89
Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
Приложение
Ответы, подсказки, размышления
ВВЕДЕНИЕ
Гуманитаризация общества обусловила широкое применение методов психологии и педагогики практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Соответствующие кафедры создаются в технических, строительных, экономических, юридических и других вузах, готовящих специалистов, профессии которых традиционно не связывались с педагогической деятельностью. Работа с человеком признана мощнейшим фактором социально-экономического прогресса, достижения рентабельности производства, прибыльности бизнеса. Вместе с тем инновационные процессы требуют для достижения профессионального и жизненного успеха постоянного изучения происходящих в окружающем мире изменений, выявления закономерностей в их динамике, прогнозирования и основанного на этих прогнозах создания конкретных проектов — иначе говоря, всего того, что присуще исследовательской деятельности. Этими тенденциями и обусловлено введение в государственный стандарт магистерской подготовки специалистов курса «Методология психолого- педагогических исследований». В стандарте подготовки специалистов по специальностям 031000 «Педагогика психология» и 033400 «Педагогика» введен курс «Методология и методы психолого-педагогических исследований». Настоящий учебник предназначен для изучающих эти курсы.
Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту РФ высшего профессионального образования 2005 года. Вместе с тем освещенные в нем вопросы рассматриваются с позиций гуманитарно-целостной стратегии изучения образовательных явлений, процессов и деятельности. Подробно об этой стратегии говорится на страницах учебника. В кратком изложении она означает признание следующих фактов:
- целостного характера педагогических процессов и явлений;
- их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения;
- нелинейного, кризисного характера саморазвития;
- необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном развитии.
Целостный подход в науке (как и вообще в познании) базируется на принципе дополнительности, который не только не отвергает различия точек зрения на одно и то же явление или факт, но предполагает их как способы раскрытия различных аспектов исследуемого объекта. Содержание педагогики и психологии составляет гуманитарное знание, сущностной особенностью которого является многозначность, многоаспектность. Поэтому целостный подход позволяет понять педагогическое явление объемно, в сопоставлении его разных граней. Эти и другие соображения привели к идее написать учебник, в котором был бы реализован гуманитарно-целостный подход к пониманию методологии психолог педагогического исследования.
Следует уточнить соотношение терминов «педагогическое исследование» и «психолого-педагогическое исследование», которые используются в данном учебнике. Не вдаваясь в детальный анализ, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что предмет психологии — распознавание, выявление, изучение процессов становления человека личностью, индивидуальностью и субъектом деятельности, поведения и отношений (т.е., субъектом собственной жизни!), а педагогика изучает способы целенаправленного воздействия на эти процессы, управления ими, их оптимизации. Комплементарное (взаимодополняющее) объединение этих наук дает педагогическому знанию технологичность (т.е., законосообразность), а психологическому— инструментальность (т.е., прикладную направленность). В целом же психолог о-педагогическое знание становится основой для оптимизации педагогической деятельности.
В рамках данного учебника понятие «педагогическое исследование» в системе образования носит обобщающий характер, поскольку оно не может быть плодотворным без использования психологического знания. Психологическое исследование в отдельных случаях может быть частью педагогического. Действительно, без психологического знания трудно себе представить гуманитарный характер педагогической деятельности. Результаты психологического исследования в сопоставлении с педагогическим носят более частный характер выявления механизмов становления личности, закономерностей состояния и развития психических процессов и т.д. Кроме того, педагогика, будучи единственной специальной наукой об образовании, включает в свой состав значительный массив психологического знания, «работающего» на совершенствование педагогической науки и образовательной практики. Говоря о педагогическом исследовании, мы будем иметь в виду прежде всего прикладной характер его результатов, а говоря о психолого-педагогическом исследовании — объективный (насколько это возможно) характер получаемого знания о человеке в системе образования и процессах его (человека) становления.
Пособие включает в себя пять глав, соответствующих государственному образовательному стандарту. Главы разделены на пункты и подпункты. В конце главы предлагаются вопросы для повторения и размышления, упражнения и рекомендуемые списки литературы. В разделе «Ответы, подсказки, размышления» предлагаются варианты выполнения упражнений, в приложениях даны материалы, необходимые для изучения курса.
Предполагается, что читатель предварительно знакомится с текстом учебника и пытается самостоятельно ответить на предлагаемые вопросы. Затем они обсуждаются в коллективной дискуссии в аудитории, после чего выполняются упражнения. Часть упражнений может быть использована в целях контроля усвоения учебного материала.
Глава 1. ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Гуманитарно-целостная стратегия в образовании