Роль зрительного впечатления в развитии личности
Фундаментальная роль работы зрительного сканера в свободном пространстве в формировании целостного мировоззрения
Для большинства будет трудно, очень трудно осознать, что никакая усвоенная в учебном процессе сумма информации (знаний) к мировоззрению не имеет никакого отношения. Вся проблема здесь в том, что целостное мировоззрение оформляется на психофизиологических законах целостного восприятия мира. Заметим, понятие мировоззрение включает в себя два корневых слова: зрение и мир. О чём идёт речь?
Давно известно, что наши глаза пребывают в постоянных высокочастотных микродвижениях. Известно и то, что при искусственном пресечении микродвижений глаз видимый мир исчезает. Это указывает на то, что глаз работает не на принципах фотоаппарата, а на тех же принципах «ощупывания» (сканирования) объекта, как это обычно делает рука.
Как тут не вспомнить поклонение древних египтян эпохи Аменофиса IV солнечным лучам, заканчивающимся человеческими пальцами. Аналогичный символ изображён и в Валь-Камониканской пещере.
Как тут не вспомнить гениальный труд И.М.Сеченова «Участие органов чувств в работах рук у зрячего и слепого». Цитирую: «Способность глаз видеть ясно предметы на разных удалениях совершенно равнозначна способности слепого узнавать ощупью формы различно удалённых от него предметов, - что делает при этом укорачивающаяся и удлиняющаяся рука слепого, то делает механизм приспособления глаза у зрячего».
Особо отметим, что пионерская роль в изучении микродвижений глаз принадлежит А.Л.Ярбусу (см. «Роль движений глаз в процессе зрения». М.: «Наука», 1965 г.). В последующее годы вышли такие фундаментальные труды по изучению микродвижений глаз как:
• А.В. Виноградов «Методы исследования движений глаз» (Изд-во М-го Ун-та, 1972 г.);
• А.Р. Шахнович «Мозг и регуляция движений глаз» (М. «Медицина», 1974 г.);
• «Моторные компоненты зрения» (под ред.Б.Ф. Ломова и Н.Ю. Вергилес. М.: «Наука», 1975 г.);
• Ю.Б. Гиппенрейтер «Движения человеческого глаза» (Изд-во М-го Ун-та, 1978 г.) и другие.
При этом микродвижения глаз (МДГ) авторы чаще рассматривают локально, например, как «тремор мотонейронов глазных мышц» (А.Р.Шахнович). А многие даже приписывают им роль своеобразных «шумов», К сожалению, психологической наукой не оглашена фундаментально-психогенетическая роль зрительного анализатора как высокочастотного сканера, сканирующего и утилизирующего в душу (коллектор памяти чувств - в нашем толковании) трёхмерных фотонных «слепков» образов мира (голограмм).
Выполненными под нашим руководством исследованиями по возрастной психофизиологии органов чувств (В.Ф.Базарный: «Зрение у детей. Проблемы развития» («Наука». 1991 г.); «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса». М. 2009, 2015 гг. и др.) установлено следующее.
Во-первых, водителем МДГ оказался не зрительный анализатор, а вестибулярный анализатор, а точнее телесно-осевой гравитационный ритм (ТОГР).
Во-вторых, зрительный сканер работает в полноте и свободе сканирующих автоматических ритмов только при идеально оформленной на этапах детства тесной вертикали. При этом наивысшая сканирующая эффективность зрительного сканера выявляется на фоне шагового ритма.
В этих условиях только на фоне идеальной осанки и передвижении ребёнка в свободном пространстве достигается максимальный эффект сканирования и стабилизация образов на сетчатой оболочке, а в итоге эффективная их утилизация в коллектор памяти чувств (душу - на языке духовных учений). Утилизация в адекватных структурно-метрических пропорциях пространственно-образной целостности.
Вот почему только в условиях укоренённой на этапах детства идеальной телесной вертикали (осанки), только в условиях телесно-моторной поисковой активности на фоне свободной подвижности и реактивности зрительного сканера в свободном пространстве возможно полноценное развитие механизмов адекватного мировосприятия, а в итоге адекватного миропредставления (мировоззрения). Только такое восприятие и представление способствует адекватному развитию психической сферы новых поколений народа.
Вскрыто: доминирование в учебном процессе близоруко-книжных «седалищно-согбенных» форм обучения - это всегда перестройка целостного восприятия мира, на множественные не связанные между собой точечно-фиксационные составляющие (так называемое клиповое восприятие и представление мира). Это дезорганизация и судорожность в структурах МДГ. В итоге, это всегда дезорганизация и судорожность в работе зрительного сканера. Это всегда искажение, деградация и даже распад («расчленёнка») утилизируемых в память чувств образов мира (Рис. 1). Дети при этих состояниях чувствуют, как у них что-то «заклинивает» в голове.
На рисунках 2-4 представлены «оригинальные» рисунки детей, показанные на международной выставке «Экология и образование» в центральном доме художника (Москва, 3-6.02.1993 г.).
Заметим: в такие моменты дети и молодые люди способны на самые непредсказуемые безумные поступки, в т.ч. суициды. Вот, оказывается, откуда берёт своё начало эпидемия детских суицидов. На ЭЭГ выявляются спайки энергоинформационных волн, которые названы острыми волнами.
Причём такие спайки могут сохраняться в течение многих лет.
Вот как описывает свое самочувствие молодой человек в армии в своём письме возлюбленной: «Здравствуй Н.! Недавно я получил твоё письмо. И очень был рад возможности оторваться от окружающей действительности. Здесь, на службе я совершенно изменился. Начал я это замечать ещё прошлой весной, но сейчас и вовсе крыша едет. Иногда даже хочется со всего размаха удариться головой в переборку, а иногда хочется взять кувалду и разбить всю аппаратуру. И такое здесь происходит со всеми!».
Мы убеждены: зарождение «фрагментарно-осколочного» художественного модернизма обусловлено именно такими переживаниями. Но эта тема - предмет уже другого разговора.
Похоже, кто-то хорошо знает сакральные процессы, которые всё больше и больше поражают души детей и подростков в наступающем «Часе X», выставляя скульптуры типа «гвозди в мозгах» в Осло (Рис. 5).
А вот как Мегаполис-Экспресс (21.01.2002 г.) сообщила о выполненном под нашим руководством эксперименте по устранению из духовной жизни детей, расчленённых мыслеобразов на базе Ялтинской школы № 7 (дир. И.А.Шарудило):
«В Ялте появилась школа, ученики которой во время уроков могут не только сидеть, но по желанию стоять или лежать.
Как сообщает украинская газета «Факты», вместо парт в школе установлены специальные «оздоровительные» конторки, которые засидевшийся школьник может поднять, чтобы работать стоя. А если хочется полежать, на полу расстелены ковры с толстым ворсом, где можно разместиться прямо с учебниками. На потолке класса для разгрузки уставших глаз нарисованы специальные геометрические фигуры.
По словам директора школы, всё это помогает детям не только сохранить осанку, но и развить образное мышление, которого очень не хватает выпускникам школ. Учащиеся необычной школы лучше умеют проявлять чувства. «Если раньше они рисовали в тетрадках расчленённые тела, зубы и когти чудовищ, - говорит он, - то теперь делают яркие жизнерадостные рисунки».
В качестве примера (Рис.6) приведу рисунки ученика 3-го класса СОШ г.Ялты (дир. Шарудило Иван Александрович) Фёдора Пимощука (классный руководитель - Толстунова Виктория Леонидовна).
Откровение к мальчику пришло неожиданно. Ни в каких кружках не занимался. С тех пор прошло... 12 лет. Где ты, Ваня, откликнись!
А если эту трагедию приумножить с тем, что работа зрительного анализатора в режиме узко сфокусированного одномерного книжного пространства, на который замыкается узко сфокусированная усечённая зона коры мозга - это всегда депрессия, недоразвитие и даже деградация пространственной организации нейронов коры головного мозга.
А если эту трагедию приумножить с искривлённым некогда «богом физического и психического здоровья» - позвоночником в условиях доминирования занятий на стульчиках?
Из заключения специалистов:
«Детская диспансеризация на предмет выявления сколиоза регулярно проводится на западе Первопрестольной уже в течение пяти лет. И с каждым годом число малышей и подростков, страдающих этим недугом, катастрофически растёт. Так, в 2000 году из 42 тысяч обследованных ребятишек нарушение осанки было обнаружено у 84%, а в 2001-м - уже у 87% детей. В некоторых же детсадах и школах округа количество сколиозных детишек в настоящее время вплотную приблизилось к 100%. Причина столь быстрого распространения сколиоза - в малоподвижности нынешних тинейджеров.» («МК» от 20.03.2002 г.).
О том, что все реформы, которые были выполнены в отечественной системе образования за полвека были выполнены авторитарно без научной основы - прямо заявила ведущий специалист в области детства РАО академик М.М.Безруких (из интервью «Радио России» 8.09.2010 г., 10:45): «За последние 50 лет все школьные реформы проводились сверху без научного обоснования... Даются готовые знания, которые дети должны заучивать... Современный метод обучения «заучивание - повтор» - самый неэффективный путь... Нужно менять технологию обучения... Родители устремлены, чтобы дети рано и много знали... При пятидневке в субботу-воскресенье дети мешают родителям».
И стоит ли после этого удивляться, что на своём заседании депутаты ГД из правящей партии «Единая Россия» «минобрнауки РФ отнесли к пятой колонне» («МК» от 30.01.2015 г.).
Каковы же итоги многолетней работы открыто озвученной представителями высшей государственной власти «5-й колонны»? Здесь сразу же замечу: любые подходы и приёмы слома в учебном процессе сообразного природе ребёнка творческого развития - это слом его здорового психического развития. Это всегда путь в психиатрию.
Об этом открыто оповещает безвольных и очень умных в своих глазах родителей и учителей, прошедших курс 10-12-летнего «книжно-седалищного» «познания» мира, министерство образования РФ в своём официальном письме: «спустя только первый год обучения у 60-70% малышей оформляются пограничные психические расстройства» (письмо №220/11-12 от 22.02.1999 г.).
А вот о том, какие процессы скрываются за «пограничными психическими расстройствами» ещё в 80-е годы XX столетия бил в набат авторитетный детский психоневролог проф. В.И. Гарбузов (1990 г.):
«...Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление... Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлечённым, что ведёт к "шизоидной интоксикации"».
Что же остаётся в остатке от молодых людей после прохождения всего периода такого «безобразного» образования с заблокированной работой генома в режиме педагогической усидчивости? Из заявления начальника Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ генерал-майор м.с. В.Куликова:
«На первом месте заболевания опорно-двигательного аппарата. Это сколиозы и плоскостопие. По этой причине отсрочки получают более 110 тыс. юношей. Затем идёт психиатрия - около 100 тыс. освобождают ежегодно. Причём более 30% из них - с признаками разной степени умственной отсталости...» («КП» от 21 мая 2008 г.).
Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков детей Научного центра здоровья детей РАМН: «различные формы психических нарушений («дезадаптации») отмечается у 83% девочек старшего возраста и 62% юношей» («МГ» от 26.12.2007 г.). Стоп! Хватит. Дальше и больше некуда!
Задумаемся, согласно данным авторитетного коллектива головного института по школьной гигиене НЦ здоровья детей РАМН, школа из заведомо психически здоровых малышей за 10-12 лет «образования» умудряется «перековать» в не «адаптивных», т.е. в не способных к нормальной жизни в социальной среде 62-83% молодых людей?!
Кто из высшей государственной власти РФ может сказать: какая в Отечестве есть более важная, более кричащая трагедия, чтобы её можно было не только не решать, но и даже не замечать?! Кто может из миллионов мам и пап, бабушек и дедушек сказать себе: кем все мы являемся по отношению к детям, если делаем вид, что такой трагедии не существует? И, вообще, являемся ли мы теми, за которых выдаём себя в своих глазах?!
Парадокс, но сегодня на фоне отчуждения родителей и учителей от «агрокультуры» - очеловечивания детей, преображения их в эмоционально-волевой и духовно-творческой природе наши правоведы («правдорубы») рьяно защищают права различных животных, преступников, лиц с «нетрадиционной сексуальной ориентацией», но не детей, которым образовательные учреждения на корню гробят духовное развитие и здоровье. В этих условиях закономерный итог того, что происходит с нашим социально-общественным «общежитием». Речь идёт о том, что уже десятилетиями идёт процесс неумолимого вытеснения нормальных людей психически и физически неполноценными, что ведёт к нарастанию критической массы социально-взрывного психиатрического хаоса («Часа X» - на языке посвященных).
И это не домыслы учёного-одиночки. Цитирую: «По заказу Общественной палаты был сделан доклад «Социальный портрет молодёжи РФ». Картина вышла неутешительная. Наша нация деградирует и вырождается. ...Каждое новое поколение в России менее здорово, менее развито умственно, духовно и культурно, чем предыдущее... Если негативным процессам и тенденциям в молодёжной среде не поставить предел, если ход событий не переломить, они примут необратимый характер, и тогда Россию ждёт глобальная социальная катастрофа» (Из интервью ректора МосГУ Игоря Ильинского «МК» от 27.06.2011 г.).
Из интервью врача-психиатра Ларисы Прокопенко, опубликованной под кричащим заглавием «Шизофрения наступает по всем фронтам» («МК», от 25.07.1997 г.). Статья начинается следующим введением журналиста: «Предлагаю недавно своей знакомой встретиться, а она отказывается. И голос такой уставший, будто больной. У меня говорит, пошёл такой поток детей с психическими отклонениями...» Небывалый случай! После такого сенсационного заявления, естественно, врач-психиатр Лариса Прокопенко из Центра патологии речи не могла не оказаться в гостях у «Прививки»:
«В основном, как известно, в наш Центр обращаются люди с заиканием. Некоторых пациентов, правда, присылают из военкоматов на освидетельствование, но опять-таки чтобы определить степень заикания, поскольку с тяжёлой патологией в армию не берут. А вновь поступающих пациентов обязательно осматривает и логопед, и невропатолог, и психиатр. Поэтому психические отклонения, которые мы обнаруживаем, это, конечно же, случайные попадания. Так вот, в этом году - небывалое количество именно подростков с тяжёлой патологией.
Их никогда никто не лечил, и нигде они никогда не наблюдались. Причём подростки попадали к нам с очень острой симптоматикой: уже с галлюцинациями, бредом - то есть полным комплексом симптомов, характерных для психических заболеваний. А приходили они, повторяю, всего лишь, чтобы исправить заикание».
Журналист: «В чём же причина? Откуда такая напасть свалилась?»
Ответ: «Ничего не могу тебе сказать по этому поводу. Сама теряюсь в догадках... Я даже предположить ничего не могу… Поэтому лучше говорить о том, что такие больные копятся и их никто не лечит. Опасность в том, что в прошлые годы такого массового потока «невыявленцев» даже близко не было...
Есть другая категория детей, с которыми у родителей вообще никаких проблем нет. Он сидит с утра до вечера, занимается уроками, камушки перекладывает и, главное, вообще никак не утомляет родителей. Таких детей даже на балкон не выгонишь воздухом подышать... То есть психиатры нашим детям практически недоступны... именно поэтому очень часто первичный диагноз ставят в таких центрах, как наш. Я считаю, что ив комиссии, которая проводит диспансеризацию школьников, обязательно должен присутствовать психиатр...
Они не могут контактировать с окружающими, утрачивают способность сопереживания. Шизофреник-друг - это вообще нереально. Ему бесполезно плакаться в жилетку, рассказывать свои проблемы, он живёт только в своём мире. А внешне в поведении это может вообще никак не проявляться. У многих из них исключительная память, другие великолепные природные способности. Вспомним тех же художников-импрессионистов, например. Шизофреники могут быть талантливыми шахматистами. Они, как правило, гиперсосредоточены на своей деятельности».
Журналист: «Во всём этом есть какая-то безнадёжность. Ну, а родителям-то каково, если их ребёнок стал наркоманом? Не всегда родители могут оградить своих детей от наркотиков».
Ответ: «Родители очень долго сами себя обманывают, не хотят верить, что у них ребёнок наркоман... Шизофрения всегда считалась на Руси позором, как признак вырождения рода. Может быть, поэтому этот диагноз всегда замалчивали, скрывали...».
2. Неосознаваемые цели существующей модели образования
О не осознаваемой обществом стратегической цели «общечеловеческой» модели образования
Известно в политике строительства и управления отечественной системой образования министерство образования РФ и региональные департаменты стали ориентироваться на западный «общечеловеческий» опыт и, прежде всего, опыт США. Безусловно, у них есть многое из того, что мы должны учитывать в своей работе. В этом плане заслуживает серьёзного изучения анализ и выводы этой самой «общечеловеческой» модели образования, который сделали такие подлинные учителя и граждане мира как Иллич Иван и Джон Тейлор Гатто. Эти мыслители сумели вникнуть в то глубинное, сакральное, что пребывает для миллиардов жителей земли тайной «за 7-ю замками». Тайной, которую гениально приоткрыл гений И.В. Гёте «Что значит знать?».
Что значит знать?
Вот, друг мой, в чём вопрос.
На этот счёт у нас не всё в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, самых давних дней...
Учитывая особую важность их выводов, ниже приведу часть из них в подлиннике без комментариев.
Иллич Иван «Освобождение от школ» (М. «Просвещение» 2006 г.):
О том, что мы имеем дело не с журналистом-плюралистом, а с особо одарённым и критически мыслящим мудрецом говорят следующие автобиографические данные из книги. Родился в 1926 году в Вене. «Воспитанный в строгих католических традициях, он получил высшее религиозное образование в папском Грегорианском университете в Ватикане и Зальцбургском университете, где изучал богословие, философию, историю и естествознание... Он владел многими языками, от средневековой латыни и элементов санскрита до ряда современных, писал на шести: английском, немецком, французском, итальянском, португальском и испанском.
Школа стала мировой религией... Национальные государства приняли эту религию и обеспечили всеобщий призыв всех граждан на службу учебному плану, последовательно ведущему к дипломам - наподобие древних ритуалов инициации и служения культу (с.34)
Мы все узнали большую часть того, что знаем, не в школе... каждый научается жить не в школе. Мы учимся говорить, думать, любить, чувствовать, играть, проклинать, заниматься политикой и работать без вмешательства учителя… Сироты, идиоты, и сыновья учителей научаются большинству того, что они знают, вне «образовательного» процесса, специально для них запланированного (с. 51)
Эксперименты, проведённые Анхелем Квинтеро в Пуэрто-Рико, показывают, что многие подростки, если их заинтересовать, снабдить программами и обеспечить оборудованием, лучше, чем большинство школьных учителей, справляются с задачей приобщения своих сверстников к исследованию растений, звёзд и веществ, к изучению принципов работы двигателей и радио (с. 39)
Преподавать - значит отбирать условия, содействующие учению (с. 35)
Большинство людей, читающих много и легко, полагают, что научились этому в школе; однако они с лёгкостью отказываются от этой иллюзии, как только задумаются, так ли это на самом деле (с. 36)
Учитель-жрец действует как мастер церемоний, который ведёт своих учеников через длинный лабиринтоподобный ритуал… Учитель-моралист замещает родителей, бога или государство. Он указывает ученику, что правильно и что неправильно, причём, не только в школе, но также и в обществе... Учитель-врач чувствует себя вправе копаться в личной жизни ученика, чтобы помочь ему расти как человеку… он убеждает ученика подчинить своё видение правды и своё ощущение правоты общим правилам (с.53)
Учитель, соединяющий в себе эти три полномочия, деформирует природу ребёнка намного больше, чем законы, которые устанавливают его принадлежность к юридическому или экономическому меньшинству, ограничивают свободу собраний или местожительство (с.54)
Истинное образование по большей части не является результатом обучения (с.60)
Вышколенные до нужного состояния люди уже не способны заметить неизмеримое. Всё, что не может быть измерено, для них второстепенно и опасно. Их не лишить творчества - они на него не способны. Рабы обучения, они разучились делать что-нибудь своё и быть самими собой и ценят только то, что сделано или могло быть делано (с.61)
На самом же деле, чем больше школа пытается манипулировать учением, тем сильнее нормальный ученик сопротивляется обучению (с.63)
Школа - ритуал инициирования, который вводит неофита в священную гонку бесконечного потребления; ритуал примирения, при котором академические священники будут посредниками между верующим и богами привилегии и власти; ритуал искупления, которое жертвует отсеявшимися, клеймя их как недоразвитых козлов отпущения (с. 65)
Школа смешивает развитие в унизительной зависимости от учителя с развитием в бесполезном смысле стремления к всемогуществу, что так типично для новообращённых... (с.66)
Школа делает отчуждение подготовкой к жизни этим лишает образование действительности и творчества... Школа держит людей в стороне от жизни, пока не удостоверится, что они впишутся в какое-нибудь учреждение. Новая мировая религия - это индустрия знаний, являющаяся для человека одновременно и поставщиком опиума, и рабочим станком на протяжении всё большего числа лет жизни. Поэтому освобождение от школ стоит в центре любого движения за освобождение человека (с. 67)
Но школа порабощает более глубоко и более систематически... Школа залезает в нас настолько глубоко, что никто не может освободиться от неё посредством чего-то иного (с. 68)
Манипулятивные институты создают социальное или психологическое «привыкание» (с. 75)
Школы извращают естественную склонность расти и учиться в спрос на обучение... Даже производители трупов убивают только тело. Заставляя людей отказываться от ответственности за их собственный личностный рост, школа ведёт многих людей к своего рода духовному самоубийству (с. 80)
Школы в основе своей одинаковы во всех странах, будь они фашистскими, демократическими или соииалистическими, большими или маленькими, богатыми или бедными... школьная система везде имеет одну и ту же структуру, везде скрытый учебный план воздействует одинаково (с.91)
Право свободы собраний признано политически и зафиксировано в культуре. Но нужно понять, что закон, которые делает некоторые формы собраний обязательными, фактически ограничивает право свободы собраний. Это касается социальных институтов, которые собирают людей в порядке повинности согласно возрасту, классу, полу и забирают очень много времени. Армия - только пример. Школа насилует нас даже грубее (с. 109)
Эскалация школьного обучения не менее разрушительна, чем гонка вооружений, хотя то и менее очевидно (с. 33)
Мой анализ подспудного учебного плана призван показать, что общественное образование только выиграло бы при избавлении общества от само собой разумеющейся обязательности школ, равно как выиграли бы в результате аналогичных процессов семья, политика, безопасность, вера и общение (с.26)
Так что повсюду не только образование, но и общество в целом нуждается в «избавлении от школы» (с. 26)
Идея свободного и конкурентного практического обучения - страшная крамола для ортодоксального педагога (с.39)
Общество, освобождённое от школ, приобретает новый подход к спонтанному (неформальному) образованию (с.45)
Освободительное движение, которое начинается в школе, основано на понимании того, что учителя и ученики одновременно эксплуататоры и эксплуатируемые, оно может предвещать революционные стратегии будущего; для радикальной программы освобождения от школ следовало бы обучать молодёжь в новом революционном стиле, бросающем вызов социальной системе, обязательными чертами которой являются «здоровье», «богатство» и «безопасность» (с.69)
Полностью деструктивный и постоянно прогрессирующий характер обязательного обучения завершит логику такого развития, если мы не начнём прямо сейчас освобождаться от нашей педагогической гордости, от нашей веры, что человек может делать то, чего не может Бог, а именно манипулировать другими людьми ради их собственного спасения... Манипуляция людьми, начатая в школе, также достигла роковой черты, и большинство людей всё ещё не осознает этого (с. 71)
Разрушение ныне существующей профессиональной структуры может начинаться с ликвидации профессии школьного учителя (с. 117)
В этом же плане заслуживает самого пристального изучения вековой опыт педагогических инноваций и школьных реформ, проведенных в США за XX столетие, который довольно обстоятельно описан в монографии Патриции Альберг Грэм «Америка за школьной партой» («Издательский дом Высшей школы экономики», 2011 г.). Данный опыт глубоко обобщён Джоном Тейлором Гатто в книге и «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя» (М., «Генезис», 2006 г.), которая распространяется через интернет.
В отличие от массового учителя и родителя, монография Джона Тейлора Гатто - воистину, великого гражданина мира - это пример проникновения подлинным специалистом-мыслителем в педагогические лабиринты, пребывающие для абсолютного большинства людей земли «за 7-ю печатями». Это пример подлинного борца с теми, для кого «их жизнь -игра» (ИГО для света души РА - расшифровка В.Б.), пример борца за будущее народов планеты.
Джон Тейлор Гатто 26 лет проработал в государственных школах Манхеттена. Имеет ряд государственных наград за выдающиеся заслуги в области образования. В 1991 году признан Учителем года г.Нъю-Йорка. В настоящее время работает в Открытой школе г. Олбани и ездит с выступлениями по США, призывая к радикальной замене существующей системы образования.
Вот как автор описывает не осознаваемые обществом главные уроки, чему учит и воспитывает новые поколения современная школа Америки:
• Первый урок - это урок бессистемности. При таком образовании ничто ни с чем и никак не связано.
• Второй урок - в зависимости от размера кошелька родителей все дети делятся на социально иерархические группы. В привилегированных школах дети смотрят на всех остальных надменно и свысока.
• Третий урок - урок безразличного отношения к учёбе: когда звенит звонок, дети тут же бросают всё, чем до этого занимались и бегут на следующий урок. В результате дети по-настоящему никогда ничего не познают.
• Четвёртый урок - с помощью многочисленных ухищрений школа долго и упорно приучает детей подчинять свою волю командной системе.
• Пятый урок - урок воспитания интеллектуальной зависимости. Здесь речь идёт о том, что дети фактически должны механически воспроизводить то и только то, что в них вкладывают, не привнося своих оценок и не проявляя собственной инициативы.
• Шестой урок - школа приучает детей к тому, что их представление о себе определяется только мнением окружающих.
• Седьмой урок - тотальная подконтрольность. У детей нет личного времени и пространства.
В итоге, как пишет Дж.Т.Гатто: «Школа - это фабрика марионеток, в основе самой системы образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушпыми, более управляемыми».
Учитывая особую социальную значимость обобщений и выводов Дж.Т. Гатто в отношении «общечеловеческой» модели образования, ниже я процитирую наиболее важные из них:
На развитие образования в Соединённых штатах оказала влияние социальная теория, утверждающая, что есть только один правильный путь роста и взросления. Это древняя египетская идея, выраженная пирамидой с глазом наверху, отображённой на оборотной стороне долларовой купюры. Каждый человек является камнем, имеющим определённое положение в пирамиде. Эта теория представлялась во множестве разных видов, но в конечном итоге она выражает мировоззрение умов, одержимых жаждой контроля над другими умами, идеей господства и интервенционистскими стратегиями для удержания своего господства (с. 96)
Только когда существуют инструменты, при помощи которых можно построить централизованную ортодоксальную структуру типа пирамиды, возникает реальная опасность, что какой либо один яд может отравить всех (с. 111)
Концепция школы была разработана учёными мужами как программа, осуществление которой позволяет государству иметь инструмент для управления населением (с.47)
«Хватайте детей!» - сказал Джон Коттон в колониальном Бостоне. Это показалось такой хорошей идеей, что люди, молящиеся на идею «единства», так и сделали. Потребовалось тридцать лет, чтобы сломить яростное сопротивление людей, но к 1880 году желаемое свершилось - дети были захвачены (с.99)
Внедрение этой схемы привело к предательству демократических идеалов, являющихся единственным оправданием нашего национального эксперимента (с. 100)
По сути, это является сделкой с сатаной, так как в обмен на возможный будущей успех человек должен отказаться от своей личностной целостности (с 74)
Если мы честно проанализируем истоки нынешнего кризиса общества и школы, желая найти реальный выход из создавшегося положения, мы должны признать, что школы как организации в значительной степени способствуют агонии современной жизни (с. 75)
Препятствуя развитию свободного рынка, в сфере образования, горстка социальных инженеров при поддержке тех, кто наживается на обязательном образовании - производителей обучающей техники, издателей учебников, снабженцев и т.д., - обеспечила то, что наши дети, несмотря на продолжительное пребывание в школе, не получают настоящего образования (с. 114)
В этот парад влились многочисленные искатели прибыли: аналитики, консультанты, исследователи, академические институты, писатели, советники, журналисты, комиссии по созданию учебников, школьные советы, экспертные комиссии, государственные департаменты по образованию, наблюдатели, координаторы, производители, дипломированные учителя и администраторы, телевизионные программы, и орды имеющих отношение к школе бизнесов - все эти паразитические отростки системы государственного монопольного школьного образования (с. 117)
Абсурдность придания образованию товарных черт становится очевидной, если мы зададимся вопросом: что даёт попытка рассматривать образование, как способ дальнейшего раскручивания философии потребления, угрожающей земле, воздуху и воде нашей планеты? Следует ли продолжать убеждать людей в том, что они могут купить счастье, когда действительность свидетельствует об обратном? Следует ли закрывать глаза на то, что наркомания, алкоголизм, подростковый суицид, разводы и другие жесты отчаяния в гораздо большей степени поражают богатых, нежели бедных? (с.88)
Мы живём в эпоху великого кризиса школы, связанного с ещё более глубоким кризисом общества... На Манхэттене семьдесят пять процентов браков распадаются менее чем за пять лет... Мы живём в сетях, а не в обществе, и все, кого я знаю, одиноки из-за этого. Школа играет первостепенную роль в этой трагедии... Используя школу в качестве механизма отбора, мы, похоже, идём по пути создания кастового общества со всеми неприкасаемыми, попрошайничающими в метро и ночующими на улицах (с.45)
На самом деле школа не учит ничему, кроме подчинения приказам (с. 45)
Но если мы хотим изменить ситуацию стремительно нарастающей невежественности населения, необходимо осознать, что институт школьного образования хорошо «дрессирует», но не «обучает»; причём это присуще самой его сути (с.47)
Выпускники нашей школы, как я уже отмечал, безлики (с,47), как личности они несостоятельны. Как люди они бесполезны для других и для себя (с.48)
...создан такой социальный механизм, который, придавая значимость по сути своей бессмысленному и фантастическому поведению, неизбежно приводит к обесчеловечиванию учеников, к их отчуждению от собственной личности... (с.83)
Школа развивает и доводит до гротеска все свойственные детству негативные проявления... Настало время честно признать тот факт, что обязательное школьное образование действует на детей разрушительно (с.41)
Школа является двенадцатилетним тюремным сроком, где приобретаются только дурные привычки. Я преподаю в школе и получаю за это награды. Уж, я-то знаю! (с.43)
В результате наши дети не могут вырасти полноценными (с. 36)
Привычки, прививаемые такими крупномасштабными организациями, как школа, губительны (с.97)
Массовое школьное обучение калечит детей (с. 98)
Я даже не понимаю, почему родители позволяют творить такое со своими детьми (с.27)
Ни один из встреченных мною родителей, относящихся к среднему классу, не признавал, что не прав может быть не их ребёнок, а школа, в которой он учится. Ни один родитель за все двадцать шесть лет преподавания (с. 31)
Великим «достижением» государственного образования является то, что лишь единицы как из числа моих лучших коллег-учителей, так и из числа лучших родителей моих учеников допускают, что дела могут обстоять иначе (с. 34)
Годы борьбы с препятствиями, стоящими между детьми и получением ими реального образования, привели меня к убеждению, что государственная монопольная система образования не подлежит структурной реформации. Это система не сможет функционировать, если будут вскрыты и разрушены её основополагающие мифы (с. 21)
Учитель года - это не лучший из имеющихся учителей, лучшие ведут себя скромно, их нелегко обнаружить (с.44)
Изоляция старых и малых от реальной жизни, изоляция работающей часть населения от жизни молодёжи и стариков привела к разрыву фундаментальной связи между поколениями… (с.84)
Образование - это в значительной степени поиск личного смысла и постановка личной цели. Как можно достичь этого, держа детей взаперти от реальной жизни, в моей голове не укладывается (с.89)
Она (школа - прим. наше) разъединяет детей и родителей и препятствует жизненно важному взаимодействию их друг с другом, возникновению и удовлетворению интереса относительно друг друга. Школа подавляет семейную жизнь, отбирая время, необходимое для развития полноценной семьи, а потом сама же и обвиняет семью в её слабости. Это похоже на то, как злонамеренный человек преждевременно вытаскивает фотографию из проявителя, а потом обвиняет фотографа в некомпетентности. Некоторое время назад сенатор от штата Массачусетс сказал, что до перехода на всеобщее обязательное образование уровень грамотности в его штате был выше (с.95)
Мы должны кричать и ругаться по поводу системы школьного образования до тех пор, пока мы эту систему либо не исправим, либо не добьём окончательно (с. 53)
Любой педагог, пришедший к тем же выводам, что и я, является в худшем случае всего лишь раздражителем для командной системы (которая выработала автоматический защитный механизм по изоляции подобных мне бацилл с их последующей нейтрализацией и уничтожением) (с.20)
Мы живем в сюрреалистическое время. Научный школьный истэблишмент продолжает вынашивать планы дальнейшей централизации системы образования путём введения госу<