Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.

Младший возраст характеризуется высокой интенсивностью физичес­кого и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, пред­метным миром. Его общение становится внеситуативным.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», который может продолжаться от одного месяца до двух лет. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает, прежде всего, появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.

Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грам­матический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть сло­вами, проявляют «словотворчество».

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться по­требность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети, развивается интерес к общению со сверс­тниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе ин­тереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками.

Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно овладевают способами игровой деятельности — иг­ровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, при­обретают первичные умения ролевого поведения. У младших дошкольников возрастает целенаправленность дейст­вий.

Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепри­нятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).

Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бы­вает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила по­ведения, связанные с определенными разрешениями и запретами.

Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюда­тели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развит

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процес­са: за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развивают­ся двигательные способности. Заметно улучшается координация и ус­тойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении боль­шинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конеч­ностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Дети проявляют интерес к своему здо­ровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, дви­жения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

В тече­ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процес­сы — возбуждение и особенно торможение. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью).

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памя­ти, возникает намеренное запоминание в целях последующего вос­произведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивает­ся в среднем на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом). Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок правильно пользуется многими грамматическими фор­мами и категориями.

Развивается продуктивное воображение. Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возник­новению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, склады­ваются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабева­ет. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Билет 7Проблема определения цели и задач дошкольного образования. Характеристика цели и задач дошкольного воспитания в современных нормативных документах (Концепция дошкольного воспитания, ФГОС ДО и др.).

Цель:Понимать современные проблемы дошкольного образования, ориентироваться в тенденциях его развития и направлениях реформирования;

Задачи:

Дидактические:

· Познакомить с проблемами дошкольного образования в современной России;

· Показать тенденции его развития в свете Закона об образовании РФ и ФГОС дошкольного образования.

Воспитательные:

· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК 1).

· Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9).

· Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК 11).

Развивающие:

· Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5).

· Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).

· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8).

Цели введения ФГОС дошкольного образования

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

Задачи ФГОС дошкольного образования

Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Билет 8Цель и задачи социально-нравственного воспитания дошкольников. Содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова и др.).

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них вырабатываются основные навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных отношений со сверcтниками и взрocлыми, навыки самocтoятельности, умeниe зaнять себя увлекательной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка поздороваться и проститься, благодарить за услугу, класть вещь на мeстo, культуpно вecти ceбя в общественных местах, обходительно обращаться с просьбой и др.). Освоение привычек завязывается еще в том возрасте, когда невозможно надеяться на сознательное отношение ребенка к требованиям и установкам взрослых.

Перед педагогом стоит задача воспитания у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он объясняет, как следует поступать.

Такие конкретные пояснения помогают детям понемногу постигать общие моральные понятия (душевный, вежливый, справедливый, скромный, внимательный, заботливый и др.), которые в силу мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, сравнивали с ними конкретное содержание своих и чужих поступков

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и найти наиболее благоприятный способ воздействия.

Наши рекомендации