Зигфрид Бойтинас Кто они, дети индиго?

Зигфрид Бойтинас Кто они, дети индиго?

Введение

Я

Итак, что же это за дети? В полтора года они уже говорят «Я», в два года могут разговаривать, в три года они уже сидят за компьютером, в четыре года образуют свою собственную группу, вмешиваются в разговоры взрослых и говорят им, что те должны делать. Они обладают ошеломляюще высоким самосознанием и говорят, например, о других детях: «Они не знают, кто я такой!» Часто они спонтанно вспоминают о прежних жизнях или говорят со своим Ангелом. Многие показывают одностороннюю, экстремальную одаренность: интеллектуально, технически, в искусстве, иногда даже социально. При тестировании они показывают коэффициент IQ выше среднего, где-то около 130.

В общем, они обладают не только сильной целеустремленной волей, но и удивительной чувствительностью к душевным процессам своего окружения, прежде всего взрослых: родителей, воспитателей и учителей. Любая неправдивость и неидентичность не пройдет незамеченной и непременно приведет либо к молчаливому протесту, либо к взрыву разрушительной ярости.

Обладая высоким чувством собственной значимости, они хотят, чтобы их уважали и обращались с ними как со взрослыми, полноценными личностями.

У этих детей, поскольку им присущи самые разнообразные качества, можно встретить странные противоречия. Так, некоторые показывают глубокое сочувствие.ко всем живым существам и сильно реагируют на жестокость и несправедливость. Другие проявляют удивительную мудрость или редкую рассудительность, а иногда даже бесчувствие.

Однако все эти дети вначале должны развиться до действительно социально способных существ! В этом-то и проблема. Потому что для этого им нужна полная фантазии, требующая много терпения и чуткости помощь взрослых, от которых они ждут полного раскрытия сил личности, понимания, много любви и, прежде всего, последовательных действий, чтобы они сами научились действовать в рамках собственных возможностей.

При этом гиперактивность или быстро меняющееся внимание является только одним из многих экстремальных признаков поведения, так что социально непереносимой становится не только совместная жизнь со взрослыми, но и отношения со сверстниками, и границы стираются до болезненного.

Общим, однако, кажется существующее у многих раннее и сильное чувство собственного значения; американский педагог Роберт Окер попросил группу школьников записать важное событие из своей жизни. При обсуждении один восьмиклассник встал и самоуверенно спросил группу: «Знаете ли вы, какое самое важное событие было в последние сто лет?» Когда другие ответили, что нет, он прямодушно сказал: «Я!» Кто эти дети с их необычными, отчасти спи-ритуальными дарованиями? Американка психолог Нэнси Энн Тэпп обладает способностью видеть свойства и жизненные выражения людей как цветовые излучения.1 Когда к началу 80-х гг. все больше беспомощных родителей обращались к ней по поводу необычных свойств своих трудных детей, она заметила наряду с другими цветовыми нюансами в возрастающей мере преобладающий синий цвет индиго. Тем самым было найдено слово для определенного рода детей, которые явно привносят новые импульсы, новые свойства и манеры поведения в нашу определяемую техникой цивилизацию: дета индиго.

С тех пор желанием многочисленных педагогов, психологов и врачей стало понять феномен этих детей также и со спиритуальной точки зрения. При этом они пытаются не только осознать, как с ними общаться и как можно им помочь, но и ответить на вопрос, из какого космического измерения они приходят и какой опыт эти души приносят на Землю.

В поиске объяснений особенностей этих детей с точки зрения трансперсональной психологии, которая включает в себя и понятие реинкарнации, встает, например, вопрос, идет ли здесь речь о «молодых или старых душах», или из какой планетарной сферы они приносят определенные импульсы. - То есть, здесь мы сталкиваемся с большим количеством других экзистенциальных проблем и вопросов.

В новом тысячелетии все эти дети оказываются в ситуации всемирно-исторического перелома, в которой им предстоит найти свое место со своими индивидуалистическими и отчасти спириту альными задатками. Эта цивилизация также характеризуется высокой сосредоточенностью на собственном Я, но иного рода, чисто внешним образом.

Как же они справляются с доминирующей материалистической массовой культурой? Они сталкиваются с воспитательной системой и цивилизацией, в которой живут еще старые иерархические

структуры как большие препятствия на пути их индивидуального развития, и одновременно они подвергаются соблазнительным инспирациям, которые презентируют культуру будущего в упаковке высоких технологий!

Какую роль они будут играть в этой драме изменения человечества, и как много зависит от нас, взрослых, чтобы все дети в этом новом тысячелетии смогли понять и справиться с теми задачами, с которыми они пришли?

3. Как некоторые дети переживают мир

Родителям не нужно вообще ничего делать, они должны только позволить, чтобы дети их преобразовали.

Эльфи

Прежде всего я хотел бы обратиться к некоторым детям, на примере которых можно видеть особенности переживаний и поведения, которые хотя и имеют индивидуальные различия, но в то же время характеризуют определенные типы детей.

Мать одной восьмилетней девочки в беседе характеризует свою дочь как очень милую девочку, при этом с раннего детства чрезвычайно уверенную в себе. «Общаться с ней не всегда легко. Она задает много вопросов, на которые я не могу ответить. И если она должна что-то сделать, то я всегда сначала должна объяснить, почему, и должна все с ней обсуждать, так как она хочет соучаствовать в любом решении. В плане искусства она очень одарена, много рисует и очень любит животных и растения. Но в школе ей становится все труднее, так как у нее есть проблемы с некоторыми учителями. Они не всегда говорят правду. И это возмущает ее. И в общении с детьми своего возраста она испытывает затруднения, поскольку не может с ними говорить о том, что сама переживает, ведь в растениях и деревьях она ощущает живое сердце. Она живет и сострадает вместе с мельчайшими животными, бабочками, пчелами, спасает их и пишет об этом истории».2

Когда я познакомился с Эльфи3, она оказалась очень нежной, белокурой и светлокожей девочкой, я пережил ее во внешнем проявлении скорее мягкой и сдержанной, однако очень решительной и охватывающей все пространство своим вниманием. Она рассказала мне о своем Ангеле, который везде сопровождает ее: «Иногда я вижу его, но я чувствую, он всегда со мной». - «Ты не пробовала его нарисовать?» - «Да, это вовсе не трудно. Он много говорит со мной, даже когда я была еще совсем маленькой. Я вижу его, но только если Ангел этого хочет. Иногда я вижу также Ангелов других детей.» — «Откуда ты знаешь, что это твой Ангел?» - «Однажды я засомневалась, он ли это, и подумала: это не может быть мой Ангел. Тогда он ушел. Ведь если в него не верить, он уходит! Его больше не видно, но все равно знаешь, что он здесь. - Один раз я попросила его, чтобы он направил к свету одну «черную душу», которая меня притесняла. Он сделал это, однако тогда он тоже ушел. Но другой Ангел тогда присматривал за мной, до тех пор дока не вернулся мой собственный».

Чувство правды и ожидание идентичности

Она не была крещена и добровольно посещала религиозные занятия. «Нужно обо всем, что переживаешь, говорить с другими людьми, иначе это забудешь!» Из-за этого непосредственного и действительно живого общения с существами невидимого мира становится понятным и ее интерес к урокам религии. Но именно там возникли особенные трудности с учительницей. Она разочарована, что о Боге не говорится по-настоящему. Сама она говорит: «В действительности Бог очень большой, но если

его нужно представить и нарисовать, он станет совсем маленьким». Как-то раз она пришла из школы, возмущенная учительницей, давшей ей как учебной задание «Ты должна почитать отца и мать.» - «Это вовсе не справедливо, - говорит она, - родители тоже должны почитать детей!» - На мой вопрос: «Почему?» - она отвечает: «Ну, дети приходят намного более свежими с неба, и они знают намного больше, что в это время должно произойти на Земле. Поэтому родители должны почитать детей, чтобы дети им сказали, что в самом деле правильно. И они должны слушать детей, поскольку те приходят с неба намного более свежими».

Однажды Эльфи позвала мать к своей кровати и внезапно сказала: она теперь знает, что такое душа, а именно то, что «не унаследовано от мамы и папы».

Вопрос: «Почему ты посещаешь урок религии?» - «Потому что я хочу больше слышать от людей, что они знают о Боге». - «Как можно разговаривать с Богом?» - Эльфи: «Через мысли, просто имеешь мысли, и Ангелы разговаривают тогда с Богом». - «Почему трудно с учительницей по религии? » ~ «Это вообще-то очень плохо, когда учительница говорит что-то, что совсем не так». - «Что значит, что-то не так?» - «Да, это она выучила наизусть. Я надеялась, что она будет говорить о Боге, а не о том, что выучила. Потому что это неправда, если она говорит что-то, что она не пережила, если она только подумала так. Иногда это совсем плохие вещи - также и когда другие учителя говорят что-то, что не так, тогда на глазах выступают слезы».

В этом высказывании можно ощутить, отчего возникает переживание неправды: не от сознательной лжи, а от тонкого восприятия несоответствия между тем, что человек говорит, и тем, что он думает и чувствует. Это показывает высокую чувствительность восприятия идентичности и неидентичности взрослого человека. Происходит непосредственное сопоставление того, что тот выражает, с тем, что в нем живет. Таково характерное свойство этих детей, которое соответствующим образом сказывается на их собственном развитии и их отношении ко взрослому. Ниже будут рассмотрены соответствующие последствия, которые могут возникать как длительное раздражение при подобных переживаниях у детей, вплоть до изменений в структуре мозга.

«Я очень долго витала над тобой»

Еще один аспект переживаний проявился в следующем: мать за 14 лет до этого уже была замужем, и Эльфи не раз говорила ей: «У меня вообще-то есть другой отец, к которому я хотела прийти на Земле». Мать по этому поводу: «Да, это так. Тогда я уже была один раз беременна, но не получилось». - Здесь Эльфи сердечно рассмеялась и сказала: «Это была я!»

- Мать:«Она так долго ждала, пока снова появился шанс».

- Эльфи: «Я очень долго витала над тобой».

- Мать: «Зачатие произошло в принципе в совсем невозможное время. Но я знала очень точно, что тогда произошло». (Живое понимание между обеими).

- Эльфи: «Да, дети хотят изменить других людей и связать их друг с другом».

- Мать: «Эльфи сама очень преобразовала меня. Я была скорее «головным человеком», интеллектуальным инженером с мужским профессионализмом. Но с тех пор как во мне созрел этот ребенок, он преобразовал меня. Благодаря ей я стала необычайно сильно чувствующим человеком. Она вела меня. Только через нее я действительно нашла себя».

- Эльфи: «Да, родителям вообще ничего не нужно делать. Они должны только позволить, чтобы дети преобразовали их».

- Мать: «Да, она действительно вела меня. Я вообще не могу постичь, что стало со мной*.

«Для меня, например, было невозможно подчинить себе этого ребенка. Не то чтобы я как мать этого не пробовала, но против ее сильной воли и другие не смогли бы ничего сделать. - Позднее у меня возникло отчетливое чувство, что не я должна воспитывать этого ребенка, но что мне дозволено учиться у этого ребенка, и поэтому так многое должно быть по-другому. Я делала многое совсем интуитивно, и мы обе общаемся друг с другом совсем иначе, чем другие люди, очень лично, как два равноценных партнера, которые понимают друг друга, Я тоже всегда спрашивала о смысле жизни. Но это была только мысль. Сейчас это пронизывает меня до мозга костей, и это возникло благодаря Эльфи. Это совсем по-другому воспринимаемое качество жизни».

Благодаря духовному пониманию матери и решению сделать возможным, чтобы Эльфи училась в одной из вальдорфских школ, ее образ переживания смог развиваться дальше гармоничным образом, так что сегодня Эльфи с ее выраженным чувством относительно художественных и социальных процессов нашла свое место в классном сообществе. - Также и со своим «первым отцом» она выстроила хорошие отношения.

Здесь у этой девочки можно заметить характерную особенность переживаний, что они не только содержательно далеко переходят все то, что доступно нормальному сознанию, но при этом вспыхивает рефлектированное отчетливое знание об определенных духовных закономерностях, обуслав ливающих этот опыт. Уже только из одного этого может стать понятным, на какой подпочве формируется столь раннее сознание «Я», с которым эти дети потом противостоят взрослому и тем самым хотят быть серьезно восприняты как равноправные партнеры. Если это неосознанное ожидание не оправдается, возникнут заблуждения, которые могут привести к нарушениям развития.

Также у многих детей этого типа в их влиянии на родителей могут быть обнаружены и воспоминания о событиях, которые были пережиты задолго до рождения, переживание сознательного приближения души к родителям и знание привнесенных преобразующих импульсов для матери, как это описано здесь.

Уводящая далеко назад, в область до рождения, способность вспоминания предположительно также способствует тому, что эти дети чувствуют себя как будто в большом «знающем потоке времени» и черпают из него свою не всегда правильно оцениваемую уверенность, перед которой воспитатель стоит как перед загадкой, если направляет свой взгляд только на внешний детский возраст. - Однако эти воспоминания часто предстают не в виде отчетливых образов, а больше как чувственное воспоминание на заднем плане. Ведь образные переживания, как правило, с возрастом преобразуются в последующем процессе развития в чувства и способности и утрачивают свой образный характер.

Как взрослые люди, мы можем через медитацию снова сознательно влиться в такой охватывающий духовный поток, тем самым добиться большей жизненной уверенности и иногда также снова «пробудить» дремлющие образы прошлого. Эти дети уже приносят с собой такую способность, во всяком случае, она сохраняется у них дольше, по крайней мере, в первые годы жизни, что является одним из их новых отличительных качеств.

Это только один пример, и в нем всплывают некоторые элементы, которые мы также находим у многих других детей, иногда в очень слабой степени, и они позволяют нам понять соответствующие особенности поведения.

Флавио

Как второй пример я хотел бы взять некоторые подробности из истории аргентинского мальчика Флавио. Флавио, нежный темноволосый мальчик с чрезвычайно бодрствующим и испытывающим взглядом, относится к тем «новым детям», которые во все большем количестве рождаются по всему миру с начала восьмидесятых. Его родители, начиная со второго года его жизни, собирали все, что он говорил и рисовал. Многим его история известна из книги, которую он сам подготовил в восемь лет4.

Переживание рождения как смерти

Когда Флавио было шесть лет, в разговоре со своими родителями он рассказал: «Я лучше помню время до моего рождения, чем первые три года моей жизни. Свою жизнь до рождения я обозреваю со всех сторон. Мой обзор не имеет границ, так как я смотрю нефизическими глазами. На этой планете, которая настолько плотная, я в первый раз. Я уже был подготовлен на других планетах, где мог упражнять телесное. Но здесь, на Земле, это совсем другое, очень особенное. Я имею физическое тело, живу во времени и пространстве. Здесь мир контрастов. Я вспоминаю сотни светящихся шаров, прежде чем я родился на Земле. Ведь все живое является светящимся шаром. И некоторые помогают мне сориентироваться, найти себя на этой тяжелой Земле. Два из этих шаров светятся очень ярко, и теперь я знаю, что это были зеленый и фиолетовый цвета. Они притягивают меня, так как они связаны любовью. Они будут моими родителями. Я знаю, что должен идти, и чувствую себя все больше и больше притянутым к ним. И тогда начинается сияющий туннель, а вокруг все темное. Когда я прихожу, я чувствую себя очень стесненно, очень замкнуто».

Потом для своего переживания он выбирает сравнение, которое для нормального мышления должно показаться парадоксом: «Мое рождение в этом мире походит на смерть людей. Отправляешься на тяжелый, неизвестный уровень. Физический процесс становления моей жизни начинается с того, что я проникаю в мою мать. Я посещаю ее дух, так как он является тонковещественной частью, которую я могу найти. И оттуда я потом направляю развитие моего тела. После рождения я и дальше связан с моей матерью, хотя мое тело уже отделилось от ее тела».

Его мать рассказала позднее, что она ощущала мир в то время очень своеобразно, по-видимому, потому, что, как сказал Флавио, «я попытался понять мир через ее дух». - Это напоминает о рассказе матери Эльфи, которая уже во время беременности чувствовала себя очень своеобразно преобразованной.

Флавио также описывает свое отношение к старшему брату Маркусу: «Маркус является очень нежной душой, уже очень старой на этой Земле. Он обладает марсианской энергией и пришел сюда, чтобы обращаться с красным цветом. Мы оба является душевной парой. Маркус родился передо мной, чтобы своей силой проложить путь». Фла-вио потом описывает состояние, когда он стал старше и когда начал работать его разум: «Тогда моя жизнь здесь стала очень трудной. Мое тело, и прежде всего еда, доставляли мне много хлопот. Еда позволяет черпать нужную силу, но для некоторых очень косвенным образом. Я не мог привыкнуть к этому. Днем я был усталым, ночью я посещал другие планеты, во время сна я действую как «собственный корреспондент». Я сообщаю существам других миров телепатически, как все происходит на Земле. Все находили это в высшей степени примечательным. Но я знал, что должен остаться здесь на Земле. Но это было очень трудно для меня, я чувствовал себя очень одиноким. Мой брат повзрослел и начал становиться все более закрытым».

Ангел забвения

Его отец рассказал ему в пять лет старую легенду, в которой говорилось, что все дети перед своим воплощением связаны с божественными истинами, но в «момент рождения приходит Ангел, который целует их в губы и тем самым запечатывает их. Его называют «Ангелом забвения». Поэтому люди должны учиться всему заново, они ничего не помнят». Флавио: «Да, это так. Но я был начеку, и когда Ангел пришел, я наклонил голову на бок, и он дотронулся до меня только чуть-чуть. Поэтому я помню. Это печально, если все забываешь. — Сейчас приходит все больше детей, которые приносят с собой воспоминание о Боге. Но самое трудное не вспомнить, самое трудное облечь это в слова».

Тем самым Флавио высказывает некоторые мудрые и важные подробности, которые служат для понимания проблем развития всех детей. Это возможность как вспоминать о жизни в некотором мире до рождения и выражать это словами, так и не помнить, забыть об этом. Тем самым он выражает нечто, что, в принципе, для всех детей является самой трудной духовно-душевной работой: преобразовать принесенные с собой из мира «до рождения» силы и истины в мысли и слова. В какой мере им это удается, в большой степени зависит также от понимания и помощи их человеческого окружения.

В восемь лет Флавио еще раз оглядывается на все, что он пережил в духовном мире до рождения, и смотрит также на детей, которые были рождены вместе с ним. Он пишет: «Сейчас рождаются новые дети. Это другие люди, хотя внешне они и такие же. Я только один из них, один из первых. Человечество меняется. Связь с духовным становится более открытой. Сегодня все дети могут оставаться в контакте со своим ядром, другими словами, со своим собственным «Я». Маленькие дети плачут, потому что очень трудно быть на этой планете. Младенец пытается телепатически сделать себя понятным, но чаще это не получается, так как здесь все такое плотное. Ребенок все видит, хорошее и плохое, фальшивое и истинное. На других планетах видишь то, что хочешь видеть. Когда я говорю «видеть», я имею в виду это в переносном смысле, так как там нет физических глаз: просто направляешь свое внимание на то, чем заинтересовался, и если хочешь, то снова уводишь». Здесь тоже существует, подобно как у Эльфи, воспоминание о всеохватывающем, не имеющем временного и пространственного протяжения целостном сознании, которое только в ходе телесно-

то развития должно быть преобразовано в точечное восприятие. Это приводит и к переживанию тесноты, затворничества в физическом теле.

Нужно помогать взрослым

Флавио: «Новорожденный имеет страх, он заключен в действительности тела. Ему не хватает эссенциального единства, которое есть там, откуда он приходит, и поэтому он быстро привязывается к лицам, которые заботятся о нем. Он переносит роль высшего существа на родителей. Если родители верят только в материальное, они все больше втягивают ребенка в физическое существование. В то время как они учат его говорению, они ограничивают его мысли. Когда дети становятся взрослее, они все больше и больше теряют связь со своим происхождением.

Чтобы помогать детям, нужно помочь взрослым. Если родители открыты, они будут заботиться о детях, не прививая им своих собственных идей и своего собственного мировоззрения. Самое важное, это оставить им свободное пространство, подарить им время, чтобы они могли думать и говорить. Важно говорить с ними о Боге, о духовном, но не кичиться тем, что обладаешь истиной. К сожалению, детям позволяют только упражнять точку зрения повседневной жизни. Тем самым ограничивают применение их ментальных волн и приучают цепляться за физическое. Это подобно тому, как использовать возможности компьютера только на малую долю. Когда дети уже запрограммированы, им весьма трудно снова открыться, по крайней мере, проблематично. Нужно запастись большим терпением, если хотят снова открыть духовную связь. Большинство людей проводят всю свою жизнь, не вспоминая о целом. Связь с высшим они имеют, только будучи детьми, и иногда они достигают ее снова только перед смертью. Они ищут внешнее счастье, так как потеряли внутреннее. Они страдают от множества своих желаний, также и потому, что сильно привязаны к другим людям. Ребенок нового времени знает, что он является частью целого. Для целого существует одно единственное Я, пусть даже это индивидуальное Я из ограниченного многообразия.»

«Нас много»

Флавио помимо своих очень детализированных высказываний о сущности универсума и человека все снова формулирует также и свою задачу и миссию, которую он видит в связи со многими другими детьми, сейчас рождающимися. Так, в шесть лет он сказал: «Я происхожу из ядра Солнца, чтобы выполнить свое поручение. Вначале я пошел к Сатурну, который похож на Землю. Потом я пришел к Земле, которая является очень трудной планетой, так как она очень физическая; она имеет много материи и мало спиритуального. Дети, которые рождаются сейчас, происходят не с Марса, а более высокой школы развития, например, с Солнца. Эти новые существа будут помогать в том, чтобы Земля не познала слишком внезапных преобразований. Вместе мы произведем хорошие колебания».

Этот большой «ментальный центр», о котором он говорил выше, можно действительно наблюдать у многих из этих детей с их бросающимися в глаза инородными качествами и манерами поведения.

Для наглядности он выразил свои мысли и воспоминания в простых, но очень точных образах. В шесть лет он уже делает наброски, как первоначально он вместе с другими душами выходит из Солнца, приближается с промежуточной станцией на Сатурне в волнообразных ступенях к Земле и видит под собой дом своих родителей. К этому он пишет: «Я вовсе не один прихожу из этого духовного мира, но в группе душ. И там есть еще много других групп душ. Там, в том мире, мы вместе, прежде чем мы приходим на Землю. Я прохожу с маленькой группой душ, вместе с которой я потом буду жить на Земле, сквозь различные сферы, но сначала мы здесь на Солнце. Это Солнце дает мне неимоверную силу, чтобы потом я смог приготовиться к пути на Землю, но вначале я должен побыть на Сатурне. И Сатурн как планета подходит для того, чтобы подготовиться к условиям, которые потом мы телесно находим на Земле. Потом я должен пройти еще сквозь другие планеты. И мои родители с их аурой связаны друг с другом в любви. Они делают мне возможным потом путь к Земле, к рождению»5.

Жизнь в двух мирах

Из предыдущих описаний можно отчетливо видеть, что здесь речь идет о детях, которые одновременно живут в различных мирах: с одной стороны, они имеют сильные воспоминания о том мире, в котором они находились как чисто духовно-душевные существа. Он действует и потом, из него они приносят с собой совершенно определенные полные мудрости образы и познания. С другой стороны, они находятся в ситуации, когда они должны завоевать физический мир, осваивая здоровым образом свое тело и структурируя соответственно свой мозг.

Я выбрал эти сообщения для начала, так как здесь дети сами говорят о мире, из которого они приходят как духовно-душевные существа, который сопровождает их как воспоминание и в их детском сознании и таким образом соопределяет их чувство жизни. Ведь и у взрослого его Я-созна-ние также основывается на всей его мыслительной и чувственной жизни, его жизненных опытах, воспоминаниях и импульсах к действиям, которые он пережил со своего рождения. И мне кажется, что это именно рано проявляющееся, соединенное с большой самоуверенностью Я-чувство этих детей, проносимое через так сильно действующее впоследствии воспоминание, именно оно выражается в образных или чувственных воспоминаниях о времени до рождения - осознают они это или нет. Во всяком случае, разница состоит в том, что воспоминания о духовных переживаниях воспламеняют более сильное Я-чувство, так как оно связано с переживанием более высоких истин, чем воспоминания об опыте внешней жизни.

В результате этого появляется и часто наблюдаемый уже вскоре после рождения целенаправленный, схватывающий взгляд, говорение уже на втором году жизни «Я» и рано проявляющаяся длительная готовность к конфронтации со взрослым. Почему? Это скрытая для нашего внешнего взгляда сущность ребенка, несмотря на свою биологически обусловленную детскую ступень развития, хочет» чтобы с ней обращались как с равноценным партнером, даже если ребенок еще не может общаться вербально. При этом у родителей вначале возникает даже понятное раздражение, растерянность, даже сомнение, если они не понимают необычное поведение ребенка или его причины. Ведь чтобы душевно-духовные способности заставили считаться с собой, вначале должны быть освоены и сформированы весь физический организм, двигательная, речевая и мыслительная способность. Флавио выразил это как непосредственное воспоминание из духовного переживания.

Что при всех индивидуальных различиях этих новых детей кажется общим, это указанное раннее и сильно выраженное Я-сознание, конечно, по-разному выражающееся в зависимости от различных дарований детей и по-разному проявляющееся у мальчиков и девочек.

Одна 14-месячная девочка однажды с блестящими глазами подбежала к матери, держа свои руки перед собой как чашу, как будто бы хотела показать в ней матери чудесно лучащийся подарок, и сказала: «Я». Потом она указала на саму себя со словом «Я» и на мать: «Ты»!

При чисто биологическом понимании этот духовный фактор, который соопределяет детское развитие, легко может быть упущен из внимания или неправильно оценен. Воззрение, которое включает в себя также и Я как самостоятельную сущность, вначале даже вступает в противоречие со всеми представлениями, которые мы образовали для себя в повседневной жизни для «нормального» человеческого развития. То же самое можно сказать и относительно дифференцировавшейся в течение многих десятилетий нормативной психологии развития, которая является основой современной науки воспитания. Поэтому многие отклоняющиеся от так называемых «нормальных» качества и особенности поведения не могут быть поняты с этой упрощенной, сведенной к биологическому точки зрения на ребенка. Поэтому теперь я хотел бы перейти к той иной точке рассмотрения, которая и привела к определению дети индиго.

Даже если определение дети индиго и не подходит для всех детей, все же благодаря этому обозначению был направлен взгляд на духовно-душевные причины, которые, возможно, стоят за бросающимся в глаза поведением этих детей, до сих пор, напротив, чаще рассматривавшимся с патологической стороны, поскольку оно отклоняется от нормального образа.

Что же выражается в этом понятии, дети индиго?

Цвет индиго

Возможности познания постоянно расширяются. С открытием спектрального анализа стало возможным исследовать химический состав таких объектов, как, например, отдаленные небесные тела. Каждая субстанция при этом методе исследования являет свой цветовой спектр, что дает возможность точного суждения о свойствах наблюдаемого объекта.

Но также и сознание развивается в направлении восприятия сверхчувственного, нематериального мира. Вероятно, это принадлежит к индивидуальному духовному прогрессу настоящего времени, что все больше людей открывают у себя способность - или развивают таковую через упражнения - воспринимать душевно-духовные свойства других людей как цветовое излучение, то есть как ауру. Кто учится понимать такие цветовые восприятия, может - подобно специалисту по спектральному анализу, который по цветовому спектру может судить о вещественной консистенции объекта, - судить о духовных свойствах и дарованиях людей, которые обычно скрыты для внешнего взгляда.

Уже упоминавшаяся психолог Ненси Энн Тэпп, которая обладает этой способностью, издала в 1982 г. книгу под названием «Понимание жизни через цвет.»6. Это самая ранняя из известных публикаций, в которой названы особенности поведения этого нового поколения детей. В этой книге различные человеческие свойства и манеры поведения соотнесены с определенными цветами. Одной из таких цветовых групп является темно-голубой индиго. «Эта цветовая группа очень точно показывает мне, - говорит Тэпп, - что это за новый тип детей».

И она описывает, что в излучении людей она видит свойства этих людей как «цвета жизни», по ним она узнает, в чем состоит их задача здесь на земном уровне. Когда в начале восьмидесятых годов к ней на прием стало приходить все больше беспомощных родителей со своими детьми, ей стало ясно, что у целого поколения детей начало прорисовываться изменение. После многолетних наблюдений за этими детьми она увидела, как в их излучении на передний план все отчетливее стал выходить голубой индиго, сменив доминировавшие раньше оранжевый и красный.

Человек души сознательной

О чем говорит этот темно-голубой цвет индиго людям, которые могут воспринимать его излучение?

Художница Коллот д'Хербуа, на основе антропософии много лет работавшая с детьми как художник-терапевт, посвящает этому цвету целую главу в своей книге «Свет, темнота и цвет, художественная терапия»7. Там она спрашивает: как нам подступиться к пониманию, что же обозначает цвет индиго в человеческой ауре? Хербуа называет две фигуры начала нашей естественнонаучной эпохи, в которых свойства сегодняшнего человека души сознательной - то есть человека, который обладает сознанием своей собственной душевной активности - проявились ранним, экстремальным для того времени образом.

Первая - это Тиль Уленшпигель, который ловил на слове людей, живших целиком в традиции, и демонстрировал им фразерство их мышления. Благодаря своему острому и плутовскому уму он своими веселыми проделками выставлял напоказ несоответствие между тем, что люди говорили, и тем, что они думали и делали.

В другой фигуре, Фаусте, как его показывает Гете, можно видеть второго представителя сил души сознательной, который не был удовлетворен обычной наукой. Мы знаем его тяжелый вздох: «Axl Чего я только не изучал! Философию, юриспруденцию и медицину, и, к сожалению, теологию, с горячим усердием». И остался столь же умен, как и до этого. Он хотел силой своей мысли проникнуть в глубины мировых тайн, чтобы там, в самой глубине, узнать, что же объединяет мир в целое. В этой фигуре Фауста Гете представляет пустоту традиционной науки, которая духовно доводит человека до отчаяния, так как он не межет найти глубокого смысла своего человеческого существования, так что, в конце концов, он ощущает себя «бедным глупцом» и хочет покончить с жизнью. Однако Фауст хочет проникнуть в скрытую духовную взаимосвязь мировых сил и исследовать ее.

Раньше люди использовали свое мышление в основном для того, чтобы удовлетворять свои жизненные необходимости, но большинство людей не применяло его в духовно-творческом смысле. Были посвященные, священники, отдельные возвышенные люди, которые упражнялись в этом также и тысячу, две тысячи лет тому назад. Только с началом так называемого Нового Времени, приблизительно с пятнадцатого столетия, получает распространение сознание собственной творческой силы мысли и тем самым сознание собственного Я, и вместе с тем все общепринятое подвергается сомнению. И поэтому фигура Фауста является ранним представителем настоящего современного человека, включая его смертную тоску, вызванную переживанием внешнего, лишенного чувства мировоззрения.

Поиск правды и союз со злом

Ориентируясь на фигуру Фауста, Коллот д'Хербуа описывает,что неутомимый поиск правды, как и союз со злом, является чем-то, что для ясновидяще одаренных людей в той или иной форме проявляется и в ауре сегодняшних людей. У людей, которым присущ этот беспрерывный поиск, желание собственной силой мысли проникнуть в истину мира, в действительность, цвет индиго проявляется с особенной интенсивностью.

Фауст - это «человек индиго», в котором уже несколько сот лет тому назад было запечатлено все наше научное время с его стремлением. То есть решающим, новым является не то, чему люди подражают, а эта невиданная сила, сила, с которой люди проникают в глубину мира материи, чтобы познать его и преобразовать. Как художник, она описывает это так: «Аура человека является имагинатив-ным образом человеческих свойств. Если погрузиться в этот мир имагинации, тогда обнаруживается, что он является только частью мира имагинации, окружающего всю Землю. И из этого мира приходят силы, которые входят в человечество как инспирации, как фантазии, как импульсы. - Тогда в этом подвижном текучем образном мире имагинации можно встретиться с так называемым «рыцарем в черных доспехах», и за ним будет свет. Этот свет светит сквозь него. Чернота тогда может быть пронизана светом и метаморфизируется в световое существо. И это световое существо, которое просвечивает сквозь этого рыцаря в черных доспехах, имеет отношение к этому индиго.

Скажем кратко: индиго является доходящим до черного голубым. С одной стороны, он доходит до ультрамарина, то есть становится более светлым; с другой стороны - до более темного, и переходит тогда к прусско-синему и черному. То есть индиго находится на определенном месте». Она описывает это как имагинативный образ: «Это существо, которое, так сказать, привносит в человечество эту железную силу, символизируемую черными доспехами.» Железная сила имеет что-то общее с Марсом, но именно как духовная сила.

Новое мышление

Мы знаем космические воинственные силы Марса, которые наложили отпечаток на историческое прошлое человечества. Они действуют еще и сегодня. Преобразованными мы несем их в себе как силу мысли, особенно если применяем наши мысл

Наши рекомендации