Подростковый кризис. Пубертатный кризис.

Подростковый возраст – период достаточно сложный и для взрослых, и для подростков. Эта сложность возникает из-за остроты кризисного периода данной возрастной ступени.

Этот этап проходят все без исключения, но вот начинается и заканчивается он у всех по-разному. У кого-то подростковые признаки прослеживаются в 10 лет, у кого-то в 13. Таким образом, в психологии принято выделять младший подростк. возраст (10-11 лет), средний (11-12 лет) и старший (13-14). Однако считается, что чем позже кризис начнется, тем острее его проявления.

Подростковый кризис - это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтам

Подростковый кризис имеет несколько фаз. Сначала — негативная, когда происходит ломка имеющихся стереотипов и родители начинают замечать сложности в общении с ребенком. Далее — кульминационная точка кризиса, точка кипения и взрослых, и детей. В этот непростой период важно как можно лучше понять подростка. Показать, что вы его любите таким, какой он есть. Пытаться вместе выходить из различных ситуаций с учетом мнения подростка. Родителям стоит запастись терпением на несколько лет. В природе все закономерно, и подростк.период здесь не исключение. После того как фазы кризиса сменят одна другую, он подойдет к концу. И вскоре наступает посткритическая фаза-построение новых отношений.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физич. и умств.разв.подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной соц. зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы сост. в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого явл.появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отнош. к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отнош.их унижают и оскорбляют.

Пубертатный (подростковый) кризис связан с перестройкой организма ребенка, и его проявления часто пугают и ставят в тупик взрослых — родителей, родственников, учителей. Началом пубертатного кризиса принято считать возраст 11–13 лет, но он может проявляться и раньше (7–8 лет).

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация, сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физич. и физиологич.развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у девочек «скачек роста» обычно начинается и завершается на два года раньше, чем у мальчиков. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети в этот период часто ощущают себя неуклюжими и неловкими.В связи с быстрым развитием, для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, что вызывает быструю смену физич. состояния и настроения. В подростковом возрасте эмоц. фон становится неровным и нестабильным.

Подростку, испытывающему множество резких физич. и физиологич.изменений связ. с половым созреванием нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Главная особенность возраста — личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведение взрослеющего ребенка

43)Подходы к пониманию подрасткового кризиса.Подходы к изучению подростков (Райс Ф.) 1.Биолог-ий подход рассматр. процессы сексуального созревания и физич. изменений, происх-их во время полового созревания.2. Когнитивный изуч. вопросы, связ. с интеллектом, мышлением, памятью, а также влияние когнитивн. изменений на личность и поведение подростка. 3. Психосексуальныйизуч. разв.эмоций и функц-вание Я, включающего Я-концепцию, самооценку, гендерную принадлежность и идентичность.
4. Подход сквозь призму соц.взаимоотн. подразумевает изуч. влияния семьи, отнош. со сверстниками и друзьями.
Дж. Ст. Холл, предст. биологич. подхода, был первым чел., который применил научный подход к исследованию подраст.возраста. Согласно теории Холла, П находятся на эмоци-ых качелях: романтика одного момента переходит в депрессию следующего, апатичность сегодня сменяется экспрессивностью завтра. Эти колебания между эмоц-ными крайностями длятся до 20 лет. Более того, с ними ничего нельзя поделать, поскольку они ген-чески запрограм-ваны.
З. Фрейд описывал Подр.Возраст как период сексуального возбуждения, тревожности и иногда расстройств личности. Половое разв. - это окончательная стадия серии изменений, направленных на то, чтобы инфантильная сексуальная жизнь перешла в свою конечную, взрослую форму.
А. Фрейд характер-ала юность как период внутр. конфликта, психич.неуравнов-ности и неустойчивого поведения.
По мнению Э. Шпрангера, гл. новообраз. ПодрасткВозр - открытие «Я», разв.рефлексии, осознание собственной индивид-сти и её св-в; появление жизненного плана, уст. на сознательн. построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Ш. Бюлер выделяет 2 фазы переходного В: Негативная начинается ещё в допубертатный период. Её хар-ые черты - беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психич. разв., агрессивность.Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии, снижения работоспособности. Позитивная наступает постепенно и выражается тем, что у П появляется новый мир ценностей, потребность в интимной чел-ой близости, он испытывает чувство любви, мечтает.
К. Левин рассматр. ПВ как социально-психологич. явление, связывая психич. разв. личности с изменением её соц. положения. Важнейшими процессами переходного возраста Левин счит. расширение жизненного мира личности, круга её общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, что и отражается на его психике. Левин называет подростка «маргинальным человеком». Маргинальность подростка выражается в том, что иногда он действует скорее как ребенок, особенно когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда - скорее как взрослый и претендует на права взрослого. Ж. Пиаже, представитель когнитивн. подхода к изуч. П, говоря о ПВ, сконцентрировал своё внимание на специфике юношеск.мышления. Пиаже пишет о том, что усложнение мыслит. действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включ. эмоции. Прежде всего, это особое тяготение к общим теориям, формулам и т.д. склонность к теоретизир. становится возрастной особенностью.
Э. Эриксон считает, что центр-ый психологич. процесс в ПВ - это формир. личной идентичности, стремление понять самого себя и почувствовать единство. Гл. новообразование переходного возраста, по Л.С. Выготскому - это лич-ность самого подростка. В связи с возникновением самосознания, для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Л.С. Выготский выделяет в ПВ 2 фазы – негативная отмирание осн. интересов и вызревание новых влечений. позитивнаявлечения обрастают новыми интересами, позитивно ориентирующ. Разв. личности подростка.
Д.Б. Эльконин формулир. идею о том, что выраженная тенденция к эмансипации подростка от взрослого обеспечив.возможность построения новой системы отношений. Формирование новых отнош. возможно только через отделение, причём не только психологич., но и физич.дистанцирование от родителей. Подростки начинают проводить много времени вне дома, не приемлют «детских» ласк, то есть физич.контакта с родителями, и всем свои поведением демонстрир. зависимость.
В целом, анализ теоретич. подходов к содержанию подростк. возраста позволяет предположить, что общей, глобальной задачей явл. поиск собственного пути развития, а также образа индивид. будущего: «Кто Я?» и «Куда Я иду?».
наиболее общими яв-ся следующ.изменения, происходя-щие в п. в.
1. Половое созревание и неравномерное физиологич.развитие, обуславли-вающие эмоц. неустойчивость и резкие колебания настроения. переход в новую половую идентичность (м/ж).
2. Разв. интеллектуальн. сферы подростка характериз. качеств. и колич. изменениями, которые отлич. его от детского способа познания мира.

3. Изменение соц. ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоят. и ответств. взрослости. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм повед. и получения определ.статуса.
4. Смена ведущ. деят-сти: учебн. деят-сти вытесняет интимно-личностн.общение со сверстниками.
5.Поиск и выбор новой взросл. идентичности (проигрывание ролей), новой целостности, нового отнош. к себе и к миру.

Наши рекомендации