Психогимнастика как метод коррекции страхов у детей с аутизмом
Психогимнастика, впервые предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой, широко используется при работе с детьми с эмоциональными нарушениями [Чистякова, 1990].
Психогимнастика — это метод психологической коррекции, при котором ее участники проявляют себя и общаются без помощи слов [Осипова, 2000]. Термин «психогимнастика» может использоваться как в широком, так и в узком значении. В первом случае он служит обозначением курса специальных психокоррекционных занятий, направленных на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательных, эмоционально-волевых, эмоционально-личностных. Во втором под психогимнастикой понимаются специальные психокоррекционные техники, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии как главного способа коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика направлена на обучение детей выражению переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.
Г. Юнова в работе с детьми считает целесообразным включение в психогимнастические занятия элементов ритмики, пантомимы, коллективных танцев и игр. Занятия имеют трехчастную структуру.
Первая фаза - снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (например, кого выбрать в напарники и т. д.).
Вторая фаза — пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.).
Заключительная —третья — фаза имеет своей целью закрепление у ребенка чувства принадлежности к группе.
М. И. Чистякова [1990], модифицируя метод Г. Юновой, выделила четыре фазы занятий с детьми с эмоциональными нарушениями:
1. Мимические и пантомимические этюды. Задача детей состоит в изображении отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического комфорта и дискомфорта. В данной части занятия они знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, походкой.
2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Задачами этого этапа являются: моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности. Психологом осуществляется привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель этой фазы — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг поведения в стандартных ситуациях. 4. Психомышечная тренировка. Направлена на снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами рекомендуется включать этюды на развитие внимания, памяти, воображения. Все этюды, по мнению автора, должны быть коротки и доступны пониманию детей. Мы использовали методы психогимнастики при работе с аутичными детьми, особенно с тяжелой степенью тяжести аффективной дезадаптации (первая И вторая группы).
Основные задачи занятий:
1. Снятие эмоционального напряжения у детей с помощью специальных игр.
2. Обучение детей имитации движений.
3. Обучение детей восприятию и пониманию невербальных сигналов. Занятия психогимнастикой с аутичными детьми предъявляют повышенные требования к их организации.
1. Состав группы Должен быть разнородным. В группу могут входить здоровые дети (братья, сестры аутичных детей, знакомые, друзья семьи).
2. Численность группы для детей дошкольного возраста должна быть не более 4—5 человек, для детей младшего школьного возраста — 6—7 человек, для средних и старших школьников — не более 10 человек.
3. В группу обязательно необходимо включить ребенка или двух детей, легко вживающихся в роли, с артистическими наклонностями.
4. Для детей с тяжелой степенью аффективной патологии желательно присутствие в группе волонтеров или помощников психолога. Численный состав группы — не более 5 человек.
5. Если дети отказываются заниматься, уходят с занятия, не следует принуждать их.
6. Задания необходимо предъявлять детям дозированно, с обязательными комментариями психолога по ходу выполнения их детьми и поощрением даже минимальной активности ребенка.
На установочном этапе с целью снижения уровня генерализованного страха, наблюдаемого у детей первой и второй группы, в начале каждого занятия психолог предлагает игры, включающие аутостимуляции, наблюдаемые у ребенка. Например, игры на раскачивание и размахивание руками: «Лодочка», «Качание в одеяле», «Мои ручки» и др.
Игра «Лодочка»
Цель. Установление эмоционального контакта с психологом.
Ход игры. Проводится в группе детей из 2—3 человек. Психолог садится перед детьми и начинает раскачиваться, приговаривая: «Мы в лодочке качаемся, качаемся, качаемся», — и одновременно раскачивается взад и вперед на стуле. Если ребенок не выполняет задание, то можно взять его за руки и раскачиваться вместе.
Комментарий. Эта игра вызывает позитивные эмоциональные реакции у детей. Подключаясь к аутостимуляции ребенка, психолог придает непроизвольным движениям ребенка положительный эмоциональный смысл.
Игра «Мои ручки»
Цель. Установление эмоционального контакта с психологом.
Ход игры. Проводится в группе из 2—3 детей. Участники располагаются перед психологом. Психолог по очереди берет каждого ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя...»
Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, психолог продолжает эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе) или с другим ребенком.
Игра «Отойди и подойди»
Цель. Установление эмоционального контакта с психологом..
Ход игры. Психолог отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик (девочка)». Когда ребенок приблизится, психолог обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.».
Игра «Хоровод»
Цель. Установление эмоционального контакта с психологом и другими детьми.
Ход игры. Проводится в группе из 3—5 человек. Психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому из них руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится в центре круга. Поочередно в центре круга должны побывать все дети, чтобы группа их поприветствовала.
Комментарий. Эта игра вызывает много положительных эмоций у детей с аутизмом, однако многие из них поначалу отказываются войти в круг, затыкают уши, убегают.
Игра «Догонялки»
Цель. Установление эмоционального контакта с психологом и другими детьми.
Ход игры. Проводится в подгруппах по 2—3 человека. Психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть ребенку в глаза и предлагает ему догнать других детей. В игре могут участвовать и родители.
В процессе коррекционных занятий особое значение имеет формирование у аутичного ребенка способности к подражанию, которая представляет собой
один из способов усвоения общественного опыта. С этой целью используются следующие психотехнические приемы.