Подтотовкасотрудников программы
Работа сотрудников программы раннего вмешательства характеризуется необходимостью: а) знания типичного и нетипичного развития ребенка в возрасте от рождения до трех лет, б) представления об особенностях функционирования семьи, установления взаимоотношения и поддержки семьи, в) знания процедур оценки уровня функционального развития ребенка, сильных и слабых сторон ребенка и семьи, г) осознания мультидисциплинарного подхода в раннем вмешательстве^) понимания приоритета командной работы, е) обращения особого внимания на этап реализации программы вмешательства, ж) повышения квалификации за счет как специализации, так и овладения смежными областями, з) администрирования программы, и) периодической оценки эффективности раннего вмешательства и, в случае необходимости, изменения индивидуального плана обслуживания младенца и семьи (Hanson, Lynch, 1989).
Как уже отмечалось выше, в отечественной системе образования отсутствует подготовка профессионалов в таких широко распро-
страненных в развитых странах областях, как, например, сенсомо-торное развитие и развитие движения, организация окружающей среды. Наблюдается недостаток, а во многих областях и отсутствие специализации для работы с детьми в возрасте от рождения до 2— 3 лет, с младенцами с отставанием или риском отставания в развитии. Кроме того, необходимо признать, что общепринятая система подготовки профессионалов в рамках отдельной специальности не дает возможности охватить все аспекты работы сотрудников программы раннего вмешательства.
Для создания системы подготовки и переподготовки профессионалов раннего вмешательства требуется ответить по край ней мере на два вопроса: какие из существующих профессий наиболее близки ктем или иным направлениям работы с детьми групп риска от рождения до 3 лети ихсемьями, каковы оптимальные пути дальнейшей специализации и повышения квалификации представителей выделенных профессий? Опыт организации модельной программы ранней помощи показывает, что для специализации в области сенсомо-торного развития младенца наиболее подходят профессионалы с базовым медицинским, биологическим, физиологическим образованием, атакже выпускники институтов физкультуры со знанием физиологии движения. На место специалиста в области адаптивного взаимодействия с окружающей средой к представителям перечисленных выше профессий можно добавить дошкольного преподавателя, в некоторых случаях — ортопеда. Существенным здесь является то, что наряду со знанием нормального и патологического развития в раннем детстве необходимы особые знания, навыки и склонность к кон-струированию технических приспособлений для игры, самообслуживания, передвижения ребенка, организации его познавательного, социально-эмоционального и физического развития.
В области специального образования младенцев наиболее адекватно использование выпускников факультетов коррекционной педагогики (дефектологии) педагогических институтов, логопедов, тиф-ло- и сурдопедагогов. Одним из основных моментов их подготовки к работе по программе раннего вмешательства является необходимость перехода от позиции представления о нарушении развития у ребенка как «дефекте» к пониманию идентичности и индивидуальности ребенка группы риска. Одновременно с этим выпускники дефектологических факультетов, логопеды и дошкольные преподаватели могут быть наиболее восприимчивы к усвоению новой информации
о нормальном развитии и патологии речи и языка у детей раннего возраста, а вместе с психологами — к организации социального взаимодействия между детьми, в том числе детьми с отставанием и без отставания в развитии, в семье, между детьми и взрослыми. Выпускники факультетов или отделений психологии компетентны, после предварительной специализации, выполнять психологическую работу в программах раннего вмешательства, а в условиях дефицита социальных работников могут, наряду с преподавателями, социологами и другими представителями социально ориентированных профессий, выполнять функции социальных работников. На место сотрудников, специализирующихся в области организации питания и ухода за младенцами, организации взаимодействия матери и младенца во время кормления, оценки уровня развития и стимуляции младенцев первых месяцев жизни наилучшим образом подходят неонато-логи, педиатры.
Учитывая апробированные в Санкт-Петербурге и хорошо зарекомендовавшие себя варианты организации раннего вмешательства на базе детского дошкольного учреждения и на базе детской поликлиники, следует принимать во внимание необходимость комплектации персонала втом числе из сотрудников этих учреждений. Опыт показывает, что в силу особенностей базового образования для дошкольных преподавателей, дефектологов и детских врачей после предварительного отбора и прохождения специализации по развитию детей в раннем возрасте совершенно естественна индивидуальная работа с младенцами, однако вызывает трудности работа с семьей, организация ближайшего социального окружения ребенка, взаимодействия матери и младенца и необходимость командной работы. У выпускников психологических факультетов, получивших подготовку для работы в группе, не вызывает осложнений совместное с другими сотрудниками обсуждение рабочих вопросов, в зависимости от специализации они большее внимание уделяют либо ребенку, либо семье и проблемам взрослых членов семьи.
Отвечая на вопрос об оптимальной организации специализации и повышения квалификации в области раннего вмешательства для представителей указанных профессий, необходимо выделить несколько возможных направлений. Наиболее традиционным является уже отмечавшееся выше предоставление информации об особенностях развития детей в возрасте от рождения до трех лет в узкой области специализации отдельно каждой из групп учащихся. Другая
модель основывается на разработке новой программы обучения и ознакомления узких специалистов с другими областями развития ребенка и раннего вмешательства. Однако наиболее перспективной представляется модель межпрофессионального обучения, в которой внимание фокусируется на комплексных проблемах, представители различных дисциплин объединяются, при обучении используются совместный анализ встречавшихся в работе случаев, групповое обсуждение и супервизия. В случае последующей совместной работы обучение (студентов или специалистов) может быть рассмотрено как этап формирования команды сотрудников службы раннего вмешательства. В данной программе освещается ценность раннего вмешательства, его философия, обсуждаются моральные и этические вопросы, предоставляется информация о законах и политике в области раннего вмешательства. Модель межпрофессионального обучения специалистов имеет значительные преимущества перед традиционной моделью подготовки отдельно по дисциплинам. Данный подход больше всего отвечает основным принципам современных программ раннего вмешательства и уже на этапе первоначального обучения позволяет наиболее эффективно решать задачи подготовки как отдельных специалистов, так и команды в целом.
Опыт организации службы раннего вмешательства в системе образования показывает, что для эффективной работы программы требуется организация не только системы подготовки, но и последующей профессиональной и психологической поддержки и консультирования, супервизии сотрудников. За время организации программы состояние сотрудников может претерпевать изменения, напрямую влияющие на освоение теоретической информации и терапевтическую работу с младенцами и членами семьи (Мухамедрахимов, 1997). Они часто переживают чувства, близкие ктем, которые переживают родители и члены семьи при рождении ребенка с особыми потребностями (Ditchfield, 1992). Ситуация обостряется, когда за пределами программы обслуживание детей из групп риска практически не меняется, остается все еще неразвитым и ригидным. У работающих с детьми с особыми потребностями профессионалов могут наблюдаться активизация защитных механизмов, отгораживание, желание возвращения к принятым в обществе старым нормам обслуживания, и система профессионального и психологического консультирования и поддержки может способствовать осознанию и позитивному разрешению ситуации.
НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ
На протяжении всего времени организация программы ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования сталкивалась с объективными трудностями в виде, например, практически полного отсутствия социальной работы и поддержки семей детей с особыми потребностями. Возникает вопрос отом, что произойдет с семьей и ребенком по достижении им трех-четырехлетнего возраста и окончании программы. Результатом жизни в неразвитой и ригидной системе социального обслуживания может быть то, что, даже после несколькихлетсохранения сильно отстающего в развитии ребенка в семье, родители все же будут вынуждены передать его в институты сегрегации.
В последние годы в системе дошкольного образования Санкт-Петербургаудетей с особыми потребностями появилась возможность посещать специально организованные для них группы «Особый ребенок». Другим направлением продолжения программы развития детей групп риска может быть создание на базе широко распространенной сети дошкольных учреждений, вчастности в имеющихся в каждом районе детских садах, объединенных групп для здоровых детей и детей с особыми потребностями (Guralnick, Groom, 1987; McEvoyetal., 1992). Существуют различные подходы к организации этих групп - интеграция, включение, объединение с основным потоком детей (integration, inclusion, mainstreaming). Такое направление может быть наиболее перспективным, если программа раннего вмешательства также создана в дошкольном учреждении. Вэтом случае возможна организация плавного перевода ребенка в группу того же детского сада, что обеспечивает детям и родителям безопасность перехода от программы к программе, смягчает прохождение адаптации к новым условиям, обеспечивает преемственность отношений и социального опыта.
В 1995 году, для продолжения обслуживания прошедших программу раннего вмешательства детей, была начата организация совместного пребывания детей с особыми потребностями со сверстниками в обычных группах того же дошкольного учреждения. Первый вариант такой программы определялся, с одной стороны, большим числом детей, в течение нескольких лет посещавших службу ранней помощи и нуждавшихся в продолжении обслуживания после превышения 3—4-летнего возраста, и, с другой стороны, тем, что только
пять из ста посещающих детский сад семей согласились, чтобы их здоровые дети оказались в группе, в которой будут «инвалиды». В итоге была создана группа, которую посещали пять детей с медицинским и генетическим риском в возрасте от 2,5 до 5 лет (уровень развития от 3 месяцев до 2 лет) и семь здоровых детей в возрасте от 3 до 6 лет, с персоналом из трех воспитателей и двух помощников воспитателей.
Для прослеживания социального взаимодействия детей в течение шести месяцев со времени организации группы с интервалом 1— 1,5 месяца проводившиеся в первой половине дня 30-минутное структурированное занятие (песенка-приветствие, разучивание и повторение упражнений, описание дня с использованием пиктограмм) и 50-минутную свободную игру записывали на видеопленку. Анализ видеосъемок показал, что количество положительных взаимодействий между здоровыми детьми и детьми с особыми потребностями в целом значительно выше числа отрицательных. За 6-месячный период посещения группы удетей с особыми потребностями наблюдалось улучшение таких оцениваемых при исследовании сверстников качественных характеристик взаимодействия (Guralnick, 1992b), как поддержание и развитие игры, подстраивание под занятия сверстников. Определение по методу Дж. Морено индекса положительного социометрического статуса показало, что у здоровых детей наблюдается поэтапное изменение числа положительных взаимодействий от равного в своей подгруппе и среди детей с особыми потребностями в первый месяц до взаимодействия в основном только между собой во второй месяц и сближения числа положительных выборов здоровых детей и детей с особыми потребностями на третий месяц после начала работы группы. Такая динамика взаимоотношений в группе может быть связана с тем, что в первые дни здоровые дети еще не знают различий в социальной компетентности сверстников и одинаково предпочитают их для социального взаимодействия, на следующем этапе, через месяц, они значительно сокращают общение, а затем, в результате работы воспитателей, вновь взаимодействуют с детьми с особыми потребностями столь же часто, как и со здоровыми сверстниками. В течение шестимесячного периода наблюдений было обнаружено, что количество социальных взаимодействий детей двух подгрупп между собой может быть связано с изменением
* * *
состояния, эмоциональной и педагогической вовлеченности персонала в общение с детьми*.
Оценивание персонала в течение того же периода времени (использовался метод, разработанный Американской Академией программ раннего детства — «Early Childhood Classroom Observation») показало уменьшение числа социальных взаимодействий сотрудников с нормально развивающимися детьми и детьми из групп риска в первые три месяца и значительное увеличение контактов в следующие три месяца**. Сравнение полученных результатов с данными психологического тестирования выявило, что уменьшение взаимодействия с детьми совпадает со спадом настроения и усилением тревожности сотрудников, иными словами, как и у сотрудников программы раннего вмешательства, у воспитателей в группе также наблюдались фазы изменения состояния и адаптации к работе. Обнаружено, что чем больше эмоциональная вовлеченность воспитателя при взаимодействии со здоровыми детьми, тем чаще он вступает в контакте детьми с особыми потребностями. Поскольку по результатам наблюдения, проведенного с использованием того же метода в обычных группах детского сада, обычно воспитатели ориентируются на обучение ребенка и меньше внимания уделяют эмоциональному взаимодействию, воспринимают ребенка как объект воспитательного процесса, то для работы в группах с детьми с особыми потребностями необходимы отбор и предварительная подготовка сотрудников. Как и для персонала программ раннего вмешательства, им требуются профессиональное и психологическое консультирование и поддержка.
Первый вариант включения детей с медицинским и генетическим риском в группу детского сада предоставил родителям здоровых детей возможность по-новому взглянуть на жизнь семей детей с особыми потребностями, послужил хорошим примером для изменения отношения к совместному пребыванию разных по индивидуальным особенностям и уровню развития детей, усилил направленность всех сотрудников на изменение работы. К настоящему времени осуществлен второй вариант, когда в каждой группе вместе с 12 здоровыми детьми находятся 1 или 2 ребенка из группы медицинского или генетического риска отставания в развитии, сопровождаемые в некоторых случаях специальным ассистентом.
Итак, исследование потребностей младенцев и детей раннего возраста из групп риска отставания в развитии и их родителей, анализ основных направлений и принципов организации раннего вмешательства, апробирование его различных моделей привели к организации первой в России программы междисциплинарной, семей-но-центрированной, ориентированной на взаимодействие матери и ребенка ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования. Командой сотрудников дошкольного учреждения создана возможность перевода и включения детей, втечение нескольких лет посещавших службу ранней помощи и нуждающихся в продолжении обслуживания после превышения 3—4-летнего возраста, в группы того же детского сада. Организованы группы совместного пребывания здоровых детей и детей из групп риска отставания в развитии. Предлагается модель дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего поэтапное и преемственное междисциплинарное обслуживание детей младенческого, раннего и дошкольного возраста и состоящего из двух подразделений: 1) подразделения междисциплинарной, семейно-центрированной ранней помощи для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями; 2) подразделения включения детей, прошедших раннее вмешательство, в группы сверстников дошкольного возраста.
На следующем этапе для более полного удовлетворения потребностей развития и увеличения потенциала ребенка требуется вовлечение в программу средней школы, создание единой непрерывающейся, преемственной системы междисциплинарного и межведомственного обслуживания ребенка и семьи, обеспечение условий для последующей самостоятельной жизни человека с особыми потребностями в обществе.
* Эмпирические данные получены И. Мурашкиной. ** Оценивание проведено Ю. Комаровой.
ПОЛОЖЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА
В начале 1990-х годов одной из задач инициативной группы было создание службы ранней помощи, альтернативной сегрегации детей в домах ребенка, и предостааяение семьям младенцев с особыми потребностями возможности междисциплинарного обслуживания при сохранении ребенка в семье. По истечении нескольких лет после практически завершения создания модельной службы в дошкольном учреждении системы образования эта команда сотрудников обратилась к положению детей в домах ребенка. Такое решение было обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, подавляющее большинство родителей младенцев с медицинским и генетическим риском отставания в развитии отказываются от детей и передают их в относящуюся к министерству здравоохранения сеть домов ребенка. Так, в 1994 г. в Санкт-Петербурге родилось 44 ребенка с синдромом Дауна, из них только двое жили в семье и были приняты в организованную к тому времени службу ранней помощи, остальные 42 переданы родителями в дома ребенка. Во-вторых, требуется сотрудничество домов ребенка и служб ранней помощи и создание совместных междисциплинарных программ. Возникает необходимость перевода ребенка по медицинским и социальным показателям из службы ранней помощи в дом ребенка или приема детей, взятых из дома ребенка обратно в семью, в службу ранней помощи и далее в группу интеграции дошкольного учреждения.