Социально-педагогическоераннее вмешательство
Возникновение данного направления раннего вмешательства в значительной степени связано с общим развитием социально-педагогических программ для всех групп и возрастов населения. Это направление ориентировано на удовлетворение образовательных, социальных, психологических потребностей детей от рождения до трех лет и членов их семей. С одной стороны, предполагалось, что организация программ раннего вмешательства уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит способность семей удовлетворять их особые потребности, уменьшит вероятность сегрегации детей и их помещения в специальные институты, увеличит возможность их адаптации и последующей самостоятельной жизни в обществе. С другой стороны, было рассчитано, что развитие программ раннего вмешательства уменьшит затраты общества на специальное образование детей с особыми потребностями по достижении ими дошкольного и школьного возраста.
ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ СЛУЖБ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РИСКА-КОНЦЕПЦИЯ ЛЕКОТЕК
За последние двадцать лет в мире наблюдается быстрое распространение библиотек игрушек, и, поданным Международной Ассоциации библиотек игрушек, к 1990 году их насчитывалось более 4500 в 31 стране. В основном это четыре типа библиотек игрушек: а) общинные («community-oriented») библиотеки игрушек; б) лекотеки для детей с особыми потребностями и их семей (шведское слово «lekotek», где «leko» - игрушка); в) библиотеки игрушек как культурные, социальные центры и центры отдыха; г) библиотеки игрушек напрокат. В соответствии с конституцией Международной Ассоциации библиотека игрушек является службой, обеспечивающей своих потребителей возможностью совместной игры и проката игрушек, предлагающей информацию, поддержку и руководство. Пользователями биб-лиотекигрушек могут быть дети, родители, члены семьи, профессионалы, любые другие люди, вне зависимости от расы, национальности, пола, возраста, религии, языка, наличия или отсутствия инвалидности, заинтересованные в игре и игрушках. С точки зрения группы шведских исследователей, для полного понимания целей и места библиотек игрушек в обществе необходимы знания систем социальной службы, ухода за детьми, абилитации, особенностей культуры общества (Bjorck-Akesson, Brodin, 1991). Функционирование библиотеки игрушек находится под влиянием условий, потребностей и уровня развития страны, в которой она организована, политической, экономической и социальной ситуации. Иногда такая библиотека является продуктом региона, района местонахождения или даже творчества отдельных инициативныхлюдей.
Библиотеки игрушек могут различаться по возрасту и уровню развития основной группы обслуживаемых детей, индивидуальному или групповому виду обслуживания, вовлеченности родителей, роли игрушек, квалификации библиотекаря и другого персонала, по источникам фондов, основным целям работы. Общим для всех библиотек игрушек является подчеркивание роли игры в развитии ребенка, поддержка и поощрение игры детей. Поскольку игрушки необходимы для игры, которая стимулирует активность и общение ребенка, то, с точки зрения большого числа авторов, библиотека игрушек предлагает детям и ихсемьям куда большее, чем игрушки напрокат. Более того, считается, что через игру библиотеки игрушек
содействуют формированию у растущего поколения представлений о ценности общения и сотрудничества. Первая в мире библиотека игрушек появилась в 1930-е годы в Лос-Анджелесе (США) в рамках программы, позволяющей детям и родителям во времена экономической депрессии брать игрушки напрокат.
Хотя существует международное соглашение, устанавливающее основные цели библиотек игрушек, определение библиотеки игрушек в различных странах отличается. Часто в качестве синонимов используются термины «библиотека игрушек» и «лекотека». Если общей целью библиотек игрушекявляется использование игры и игру-шекдля приобретения опыта совместного переживания и общения, вступления в социальные отношения, то цель лекотек - предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встречи с профессионалами, возможностей сотрудничества, разработки программ развития. Концепция лекотеки, предполагающая в настоящее время многостороннее обслуживание детей с особыми потребностями от младенческого возраста до двадцати лет и их семей, возникла в скандинавских странах в середине 1960-х годов. По свидетельству одной из основателей этого движения К. Стенсланд Юнкер, первая лекотека была создана в Стокгольме инициативной группой заинтересованных родителей и преподователей (Stensland Junker, 1971). Примерно в то же время открылась лекотека в Норвегии. К 1990 году лекотеки были организованы в 21 стране,всамой Швеции их было около 75.
Большая часть шведских лекотек интегрирована в более крупные абилитационные центры, которые обеспечивают медицинское, образовательное, психологическое и социальное обслуживание семей детей с особыми потребностями. В задачи подразделения лекотеки входят удовлетворение образовательных потребностей и психологическая поддержка ребенка и семьи. Окружающая обстановка, подчеркивание роли игры и игрушек способствуют установлению отношений между родителями и командой абилитации. Ведущий профессионал лекотеки, которым обычно бывает педагог в области специального образования, проводит оценку уровня развития ребенка, создает и реализует программу вмешательства вместе с родителями и другими членами абилитационной команды — специалистами в области развития движения, речи, организации окружающей среды, педиатрами. Он также занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования, курирует
обучение и консультации дошкольных преподавателей (Bjorck-Akesson, Brodin, 1991).
Существуют различные модели лекотек. Как и в скандинавских странах, в лекотеках США специальный преподаватель при оценке уровня развития ребенка и проведении терапевтического вмешательства работает совместно с родителями и другими профессионалами в области раннего детства. В лекотеках для детей с тяжелыми двигательными нарушениями ребенку подбираются игрушки, которые не требуют больших физических навыков. Некоторые лекотеки специализируются на программах образования детей с особыми потребностями с использованием компьютеров.
С самого начала основным в концепции лекотеки было то, что родители во всем сопровождают ребенка, являются партнерами в процессе абилитации, которая основывается на потребностях семьи и ребенка. Неотъемлемой чертой лекотек является сотрудничество между родителями и профессионалами. Поощряется посещение лекотеки братьями и сестрами, другими членами семьи, подчеркивается важность их участия в игре для детей с особыми потребностями. Отмечается ценность для родителей руководства со стороны персонала, встреч с другими семьями, которые живут в сходных условиях и могут предложить поддержку. В последние годы обсуждается возможность использования в лекотеках особенностей социально-педагогических программ раннего вмешательства, интенсивно разрабатываемых и внедряемых в течение последних десяти лет в США, в частности индивидуального плана обслуживания ребенка и семьи.
ПРОГРАММЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА США
В 1986 году на основании результатов значительного числа исследований в различных областях развития детей Конгресс США пришел к заключению, что для уменьшения вероятности отставания в развитии и повышения способности семей удовлетворять особые потребности младенцев и детей раннего возраста необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, многодисциплинарную, межведомственную программу служб раннего вмешательства. Конгресс принял поправки к действующему в это время и регулирующему деятельность всех общественных институтов закону об образовании инвалидов и дополнил его частью, касающейся детей от рождения до трех лет. Дополнения к закону об образовании имели отноше-
ние к детям в возрасте от рождения до двух, а в некоторых штатах — дотрехлет из групп медицинского, генетического и социального риска, у которых соответствующими диагностическими методами обнаружены задержки в развитии в одной из следующих областей: познавательное развитие, развитие движения, языка и речи, самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие; либо которые живут в соответствующим образом диагностированных физических или психических условиях высокой вероятности задержки в развитии (Public Law..., 1986, part H).
Области проведения раннего вмешательства
Службы раннего вмешательства США—это службы развития, действующие при общественном наблюдении, бесплатно для семьи (за исключением некоторых специально оговоренныхслучаев), созданные для удовлетворения потребностей развития детей. Раннее вмешательство включает в себя такие области, как всесторонняя система обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающая раннюю идентификацию, скрининг и направление в места обслуживания; определение уровня развития младенца; тренинг и консультации семьи, визиты домой; специальное образование; речевая патология и аудиология; адаптация младенца к окружающей среде и организация адекватной потребностям младенца окружающей среды («occupational therapy»); развитие движения («physical therapy»); психологическая служба; социальная работа; координация всех достижимых источников обслуживания ребенка и семьи; медицинское обслуживание, которое входит в программы раннего вмешательства только в целях диагностики и оценки младенца; вспомогательный уход за здоровьем ребенка.
Раннее вмешательство проводится прошедшим адекватное обучение и получившим соответствующую квалификацию персоналом, представителями различных дисциплин, включая специальных преподавателей, психологов, социальных работников, патологов языка и речи, аудиологов, профессионалов в области развития движения, адаптации к окружающей среде, специалистов по питанию, врачей, медицинских сестер. От персонала требуется знание типичного и нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста, умение проводить оценку уровня развития, разрабатывать и осуществлять программы терапевтического вмешательства для детей от рож-
дения до трех лет в различных областях развития. В дополнение к этому сотрудники программы должны уметь работать с семьями и, для улучшения обслуживания, быть способны поделиться результатами работы с родителями и коллегами. Требования к системе служб раннего вмешательства предполагают всестороннее повышение квалификации персонала, супервизию и мониторинг персонала и программы, выстраивание единой линии ответственности и администрирования программы, идентификацию источников финансирования, создание банка данных.
Основные компоненты программы
Описание конкретной, разработанной в определенном городе или штате программы раннего вмешательства обычно включает в себя следующие элементы: определение программы; категории обслужи-ваемыхдетей; критерии принятия в программу, втом числе характеристики ребенка и семьи; обслуживающий персонал и роли каждого профессионала; порядок поступления ребенка в программу; процедуры и методы скрининга и оценки различных сторон развития ребенка, процедуры и методы оценки семьи; порядок получения информации и составления индивидуального плана обслуживания семьи, порядок обзора и изменения этого плана; виды предлагаемого обслуживания; информация о создании родительского совета; порядок окончания программы раннего вмешательства и перевода ребенка и семьи в другую программу, отказа от программы; план оценки компонентов программы; необходимые записи и документы.
Основным документом, регулирующим проведение раннего вмешательства, является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой профессионалов совместно с родителями. План содержит данные о потребностях ребенка и семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях. В нем приводятся направления обслуживания (например, специальное образование, социальная работа, развитие движения и т. д.) и для каждого направления конкретные мероприятия, требуемые для удовлетворения отмеченных потребностей. В плане указываются данные о сотрудниках, принимающих участие в реализации программы, выделяется сотрудник, профессиональная направленность которого наиболее соответствует потребностям ребенка и семьи и который координирует выполнение индивидуального плана обслуживания. По
согласованию с семьей указываются место (посещение семьей учреждения и (или) визитыдомой), частота и длительность встреч сотрудников программы и семьи, виды и методы обслуживания, предполагаемая длительность программы. Утверждаются процедуры, критерии и периодичность оценки результата. По мере реализации в план вносятся даты встреч с ребенком и семьей и основные достигнутые результаты. Индивидуальный план обслуживания семьи разрабатывается в течение определенного времени после завершения всесторонней оценки ребенка и семьи, однако в некоторых случаях с согласия родителей конкретные мероприятия могут быть начаты и раньше. При длительном обслуживании план пересматривается один раз в год, а по инициативе семьи или в соответствии с потребностями ребенка и семьи — каждые шесть месяцев или чаще.
Виды обслуживания, использование обучающих руководств
В соответствии с индивидуальным планом обслуживания раннее вмешательство может проводиться в направлении развития ребенка, поддержки семьи, образования и консультирования родителей и людей, окружающих ребенка и семью. В первом случае предусматриваются индивидуальные и групповые встречи детей и семьи с указанными в плане специалистами детского развития. Индивидуальные встречи могут проходить дома (домашние визиты) и в помещении службы раннего вмешательства. Группы могут быть организованы для нескольких пар родителей и детей ил и для нескольких детей в присутствии одного или нескольких постоянных сотрудников. Психологическое консультирование и поддержка семьи проводятся специально подготовленными сотрудниками индивидуально для каждого члена семьи или для всей семьи, в группах для родителей и отдельно вгруппах для других членовсемьи. Образовательные программы и консультации по общим вопросам развития детей с особыми потребностями и по направлениям и видам обслуживания организуются для родителей, окружающих ребенка и семью людей, профессионалов из других программ.
Центральным этапом реализации программы является проведение мероприятий и процедур раннего вмешательства. В своем большинстве социально-педагогические программы обслуживания ребенка и семьи основаны на использовании специально создаваемых для этих целей руководств («curriculum»). В каждом руководстве описа-
ны этапы развития и умения, которыми должен овладеть ребенок в младенческом и раннем возрасте. В руководствах приведены цели и задачи, стоящие перед специалистом в области раннего вмешательства, и спланированная последовательность обучающих и способствующих развитиюребенкадействий. Большинство их них включают в себя описание развития и программы действия в познавательной , социальной, эмоциональной областях, в области развития языка и речи, крупной и мелкой моторики, самообслуживания. Как правило, руководства разрабатываются на основании точки зрения, что дети с особыми потребностями проходят те же этапы развития, что и нормально развивающиеся дети. Среди наиболее распространенных можно выделить «Руководство Порте йдж» («Portage Guide to Early Education») и руководство, созданное в Университете штата Северная Каролина («The Carolina Curriculum for Infants and Toddlers with Special Needs»). В то же время созданы руководства для детей определенных групп риска, например с отставанием в двигательном развитии, с синдромом Дауна, сенсорными нарушениями.
Перевод в следующую программу и оценка эффективности раннего вмешательства
Одной из основных целей раннего вмешательства является создание условий для удовлетворения особых потребностей развития детей в младенческом и раннем возрасте, так чтобы на следующем этапе развития они могли быть включены в общий поток сверстников, посещать учреждение дошкольного образования. Втри года, по окончании программы раннего вмешательства, сотрудники должны предусмотреть организационные, социальные и психологические мероприятия , способствующие более легкому переходу ребенка и семьи в следующую программу. Для большинства детей с особыми потребностями и их родителей смена окружения является стрессовым фактором, успешное преодоление которого возможно при планировании перехода и совместной работе сотрудников программы раннего вмешательства, членов семьи и персонала дошкольного учреждения.
Вследствие относительной новизны программ раннего вмешательства, различий обслуживаемых детей и семей, разнообразия используемых моделей и общего стремления к программам высокого качества оптимальным считается периодическая оценка эффектив-
ности раннего вмешательства. Хотя большая часть программ раннего вмешательства не имеет достаточных ресурсов для всесторонней оценки множества аспектов программы, включая экономическую эффективность, сравнение некоторых основных показателей до, во время и после проведения раннего вмешательства все же необходимо. Такая оценка позволяет отслеживать этапы работы и изменять программу в сторону более полного удовлетворения потребностей ребенка и семьи.