Оценивание взаимодействия кактерапевтическое вмешательство
Оценивание количественных и качественных характеристик взаимодействия родителя и младенца также может рассматриваться как психотерапевтическое раннее вмешательство. Данное направление интегрировано в такие наиболее распространенные и требующие специального обучения методы оценки взаимодействия, как, например, «NCAST» (Barnard, 1991) и «PCERA» (Clark, 1985). В некоторых программах диагностическая оценка может занимать от шести до восьми встреч и включает в себя определение уровня развития и психосоциального статуса младенца, особенностей взаимодействия родителя и ребенка, клиническое интервью с определением особенностей родителей и семьи и истории отношений, а также ответы родителей на структурированный вопросник (Clark etal., 1993). По мере
прохождения всех этапов оценки родителям помогают быть более чувствительными к проявлениям младенца, структурировать и организовывать его поведение.
С точки зрения педиатра Т.Б. Бразелтона и психоаналитически ориентированного психотерапевта Б. Крамера (Brazelton, Cramer, 1991), в клинической работе объективные наблюдения взаимодействия матери и младенца, включающие в себя оценку синхронности, симметричности, очередности, характера их игры, являются только половиной картины. Необходимотакжепопытатьсяпонятьличное субъективное значение, которое ребенок несет для родителя, поскольку часто именно это является основным фактором нарушения взаимодействия и требует анализа для поддержания здорового развития ребенка.
В то время как объективные исследования взаимодействия описывают «как» отношений, изучение субъективной части взаимодействия показывает «почему». Эти субъективные интерпретации родителями их отношений со своим ребенком названы «воображаемыми взаимодействиями «(«imaginary interactions»). Считается, что они развиваются из фантазий о себе, о близких родственниках, из идеалов и страхов, фантазий, которые берут начало в собственном детстве. Новорожденный ребенок заново будит некоторые из этих фантазий и, таким образом, от рождения включен в воображаемые, привнесенные родителями из более ранних периодов жизни сценарии. Вклад матери в эти воображаемые взаимодействия обычно может быть определен из того, что она говорит о ребенке, о себе как матери и в целом об их эмоциональной жизни. Определение субъективной версии взаимодействия младенца и матери возможно через анализ его поведения и симптомов.
В психоаналитической литературе приписывание смысла, значения рассматривается как проекция или проективная идентификация. Иными словами, мы переносим на других чувства и образы, которые в действительности принадлежат нам самим. Это не патологическая, а социально адаптивная реакция: путем приписывания другим возникающих в нас чувств и мыслей мы развиваем чувство эмпа-тии, чувство принадлежности к тому же самому виду. Однако когда проекции массивны, вне зависимости от специфической индивидуальности другого, искажение реальности мешает отношениям.
В клинической практике можно наблюдать как адаптивные, так и деструктивные аспекты проекции. С одной стороны, определен-
ная степень проекции способствуетустановлениюотношений: ребенок наделяется характеристиками, которые родители наиболее ценят и награждают, им нравится любое поведение, которое подтверждает этот положительный образ. С другой стороны, в патологических проекциях родители наделяют младенца характеристиками, которые находятся совершенно в разногласии с его природой: ребенок рассматривается как имеющий определенные намерения, взрослые черты или даже как наделенный сверхъестественной силой. Интенсивность проекций определяется тем, до какой степени родители способны признавать собственную индивидуальность ребенка, общаться с реальным ребенком, а не с приписываемыми ему образами и чувствами. Работающие с младенцами клиницисты признают глубокую, значительно в меньшей степени наблюдаемую в более позднем возрасте связь психологического мира родителей и младенца, осознают, что «симптомы» ребенка могут выражать бессознательные конфликты родителя. Часто это подтверждается почти магическим устранением симптома у младенца, когда обнаруживается соответствующий конфликту его родителей.
Выделяют три формы, которые могут принять родительские фантазии: 1) младенец как призрак, представляющий важного человека из прошлого родителя (Fraiberg et al., 1975); 2) в нынешних отношениях заново проигрываются прошлые способы отношений; 3) младенец представляет часть собственного бессознательного родителя. Считается, что эти фантазии универсальны, могут перекрываться одна другой и отражают присущий человеческим отношениям факт, что новые привязанности основываются на старых. Обычно это повторение прошлого видно в отдельных признаках: ребенку определяют походить на его дедушку, он носит имя любимого родственника или, считается, имеет тот же талант, что и уважаемый взрослый из детства родителя. Или ребенок может вызывать чувства, похожие нате, что родитель переживал в своем собственном детстве. При рассмотрении поведения матери и младенца одновременно с наблюдением характера их взаимодействия необходимо ответить на вопросы о том, какие старые отношения повторяются, кого этот младенец представляет, в воспроизводстве каких сценариев участвует. Т.Б. Бразелтони Б. Крамер считают, что если клиницист попытается ответить наэти вопросы, то сам процесс наблюдения может стать терапевтическим процессом, таким, который идет дальше советаи успокоения. Работа по оценке взаимодействия, пониманию динамики
ранних отношений родителя и младенца сама по себе является ранним вмешательством. От начального короткого наблюдения за функционированием новорожденного в присутствии родителя (Brazelton, 1984) до выявления фантазий родителя и их влияния на поведение и состояние ребенка весь процесс оценивания, описания и прогова-ривания взаимодействия и отношений родителя и младенца становится действенным инструментом раннего вмешательства (Brazelton, Cramer, 1991). Авторы описывают основные условия проведения клинической работы с родителями и младенцами, вне зависимости от того, является это обычным коротким тестированием или долговременной психотерапией.
1. Родители и ребенок должны наблюдаться вместе. Атмосфера встречи должна быть достаточно свободной, чтобы родители вели себя с ребенком как обычно и могли рассказать о своих переживаниях и опыте. Наличие игрушек и игра часто способствуют созданию такой атмосферы. Необходимо концентрировать внимание как на наблюдаемом взаимодействии родителей и ребенка, так и на описаниях и сообщениях родителей. Авторитарное ведение встречи и навязчивые вопросы неизбежно подавляют открытость со стороны родителей. Для последующего ретроспективного анализа взаимодействия родителей и ребенка полезно вести видеозапись встречи. Часто только просмотр видеопленки позволяет обнаружить совпадение между вербальными сообщениями родителей и характером происходящего в этот момент взаимодействия. В некоторых случаях при создании атмосферы безопасности и понимания возможно просматривание эпизодов видеофильма вместе с родителями.
2. В дополнение к внимательному наблюдению за взаимодействием требуется тщательная оценка уровня развития ребенка. Результаты объективной оценки не только помогают прийти к правильной диагностике, но, в свою очередь, когда тактично предоставляются родителям, также становятся средствами вмешательства.
3. Необходимо определение влияющих на поведение и развитие ребенка субъективных репрезентаций родителями ребенка своих отношений с ним и ранних воспоминаний опыта отношений со стороны своих собственных родителей. Клиницисту нужно создать условия и предоставить родителям возможность рассказать о своих чувствах, мыслях, страхах, надеждах. Проекции родителя могут быть выделены из наблюдаемого поведения ребенка. В этом процессе, когда родители делятся еще не высказанными чувствами и переживания-
ми, активное слушание постепенно становится активным психотерапевтическим вмешательством.
4. Необходимо иметь в виду, что при работе с младенцами и детьми раннего возраста клиницист проводит терапевтическое вмешательство прежде всего в области отношений. Вмешательством становятся такие процессы, как установление отношений с новорожденным при его обследовании, понимание и объяснение родителям природы их отношений с ребенком. Появлению доверия и положительных изменений в семье могут способствовать отношения, возникающие между родителями, ребенком и клиницистом.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
В данном подходе отношения в системе «мать — младенец» и направления терапевтического влияния рассматриваются с точки зрения динамического взаимодействия четырех основных компонентов системы: 1) наблюдаемое поведение взаимодействия младенца; 2) наблюдаемое поведение взаимодействия матери; 3) репрезентация взаимодействия со стороны матери (сохранившиеся в памяти и влияющие на текущее взаимодействие фантазии, надежды, страхи, семейные традиции и мифы, личный опыт, интерпретации и представления о ребенке, себе, муже, родителях); 4) репрезентации взаимодействия со стороны младенца (субъективный опыт переживания самого себя и другого, возникающий в процессе взаимодействия с матерью) (Stern-Bruschweiler, Stem, 1989). В процессе терапевтического взаимодействия к этим четырем элементам модели отношений матери и младенца добавляются еще два: 5) поведение взаимодействия с матерью и ребенком со стороны терапевта; 6) система репрезентаций терапевта (включающая в себя его представления о взаимодействии, о каждом из элементов системы «мать — младенец», о самом себе, основывающаяся на опыте и теоретической подготовке), от которой зависит смысл и форма проведения терапевтического вмешательства (Stern, 1995). В качестве «центрального пациента» психотерапии рассматривается диада «мать — младенец» или триада «мать — отец — младенец». В последнем случае в систему могут быть добавлены элементы поведения и репрезентации отца. Кроме того, считается, что необходимо принимать во внимание влияние на рассматриваемую систему других людей, социальных, медицинских или образовательных служб. Согласно предлагаемой модели в процессе
терапии возникают новые элементы — репрезентации матери в процессе реального или воображаемого взаимодействия с терапевтом, репрезентации ребенка в процессе взаимодействия с терапевтом. Сравнение предыдущих репрезентаций (например, представления матерью себя как матери наедине с ребенком) и репрезентаций, возникающих в результате терапевтических отношений (представлений себя как матери в процессе терапии), имеет большое терапевтическое значение и может привести к изменению в системе «мать — младенец».
Предлагаемая Н. Штерн-Брусчвейлери Д. Штерном системная модель включает в себя базовые элементы как бихевиористского подхода (взаимодействие младенца и матери, наблюдаемое поведение каждого в ответ на поведение партнера), так и психоаналитического подхода (репрезентации матери и младенца). Все элементы системы активны, взаимозависимы и изменяются, совместно влияя на отношения матери и младенца. Успешное терапевтическое воздействие, которое направлено на изменение любого из этих элементов, в конечном итоге приведет к изменению каждого элемента системы. Авторы считают, что различные терапевтические подходы отличаются друг от друга: 1) источником получения клинической информации; 2) локусом терапевтического воздействия на систему; 3) выбором способа терапевтического воздействия из набора, включающего в себя интерпретацию, прояснение, моделирование, подкрепление, обучение, поддержку, совет, перенос (Stem-Bruschweiler, Stern, 1989).
Исходя изсистемныхпредставлений, психодинамический подход, реализованный в таких описанных выше моделях, как «психотерапия младенца и родителя» (Fraibergetal., 1976; Lieberman, Pawl, 1993) и «кратковременная психотерапия матери и младенца» (Lebovici, 1983; Cramer, 1995), характеризуется следующими чертами. Источником клинической информации являются исключительно представления матери в сравнении с наблюдаемым взаимодействием матери и младенца. Интервью направлено на получение информации о прошлом матери, ее интерпретациях и фантазиях относительно ребенка и причинах ее реального поведения, что позволяет терапевту представить природу материнской репрезентации взаимодействия. Терапевтическое действие направлено на все репрезентации матери, на все те стороны представлений, которые влияют на взаимодействие. Попыток прямого изменения поведения матери с помощью советов, рекомендаций, подкреплений и предложения об-
разовательных материалов не производится. Цель влияния на представления матери связана с ожиданием, что это, в соответствии с системными механизмами, приведет к изменению поведения взаимодействия матери и, в свою очередь, младенца и его представлений о взаимодействии. Чтобы изменить репрезентации, терапевт пытается определить и осветить конфликтные темы из прошлого матери, которые воспроизводятся втекущем взаимодействии. Связь между прошлым и настоящим выясняется с помощью таких технических способов, как интерпретации и прояснения. Присутствие на встрече младенца неизбежно приводит к взаимодействию с ним матери и терапевта, так что может происходить неумышленное моделирование и подкрепление материнского поведения, однако эти способы терапевтического вмешательства являются второстепенными. В случае кратковременной аналитически ориентированной психотерапии перенос обычно не используется, но всегда присутствует его позитивный вид, способствующий целям терапии.
В подходах, известных как «Руководство взаимодействием» (McDonough, 1993) и «Тренировка взаимодействия» (Field, 1982), основным источником клинической информации является наблюдение за взаимодействием, в том числе анализ записанных на видеопленку эпизодов взаимодействия. Более общая информация может быть получена в результате домашних визитов и из представленной матерью истории ребенка и семьи. Записанное на видеопленке поведение взаимодействия матери становится источником и объектом терапии. Терапевт пытается изменить интерактивное поведение матери путем выделения таких действий (успешных или нет), которые могутбыть интерпретированы, позитивно подкреплены и затем развиты советом, прояснением или предоставлением информации. Впоследствии терапевт может предложить другие ситуации, где могут быть приложены те же самые принципы, и поскольку терапевт уже приветствовал поведение матери, она более открыта к восприятию советов и информации. Изменение поведения матери может привести к изменению ее репрезентаций (оценки себя как матери) и одновременно повлиять на поведение взаимодействия младенца. Следующее за этим подстраивание матери и младенца может оказать влияние на представления младенца. В данном подходе терапевт формирует позитивный терапевтический альянс и для его поддержания использует положительный перенос матери. Для подкрепления ком-
петенции матери такие технические стороны влияния, как моделирование поведения и интерпретация, не применяются.
В поведенческом подходе ктерапии матери и младенца, разработанном Т. Б. Бразелтоном (Brazelton, 1984), клиническая информация собирается изданных медицинской истории и сообщения матери о поведении младенца, а затем из наблюдения спонтанного или вызванного поведения младенца в ситуации тестирования и, по возможности, наблюдения взаимодействия младенца с матерью или терапевтом. Фокусом терапевтического влияния являются поведение матери и ее представления о младенце. Взаимодействуя с ребенком и оценивая его, терапевт показывает матери возможности младенца и тем самым вносит изменения в ожидания матери и ее проекции. Предоставляя новую информацию о прошлом, настоящем и будущем ребенка, терапевт прямо влияет на представления матери. Целью терапии является подстраивание наблюдаемого поведения и репрезентаций матери к реальным способностям взаимодействия ребенка. Согласно системному подходу с изменением этих элементов диады «мать — младенец» должны измениться поведение и репрезентации ребенка. В своей работе терапевт использует такие технические способы влияния, как образование матери, предоставление информации, советы, позитивное подкрепление и моделирование. В связи с тем что терапевт выступает в роли эксперта, вданном подходе поощряется перенос, однако он не имеет решающего терапевтического значения.
В терапевтических подходах, не связанных со структурированной оценкой функционирования младенца, компоненты и направления терапии зависят от проявляющегося у младенца симптома (Stern-Bruschweiler, Stern, 1989). Так, в случае проблем, связанных с кормлением, терапевт получает информацию, когда сам взаимодействует с ребенком и кормит его. В процессе взаимодействия путем сочетания положительного или отрицательного подкрепления терапевт формирует у ребенка необходимое поведение, ожидая, что доставляющее большее удовольствие кормление изменит представление ребенка о взаимодействии и за счет обратной связи повлияет на его поведение во время кормления. Осознание матерью эффективности применения специальных приемов взаимодействия влияет на ее представления о ребенке, проблеме и своей роли в ее решении. Наследующем этапе действия терапевта направлены прямо на изменение поведения матери, посредством не только моделирования, ной обуче-
ния, советов, подкрепления положительных сторон взаимодействия. Задача состоит в том, чтобы ребенок взаимодействовал не только с терапевтом, но и с матерью, включил мать и новый опыт взаимодействия с ней в систему своих представлений. Научившись взаимодействовать и кормить ребенка, мать в значительной степени повышает самооценку себя как матери. Материнские переносы в этом подходе могут быть как положительные, так и отрицательные: мать может быть благодарна терапевту за помощь, но проявлять ревность, чтоейпри-шлось обратиться кпрофессионалу. Однако в процессе терапии проявление обоих чувств может быть полезным.
В семейном терапевтическом подходе источником клинической информации являются взаимодействия между матерью, отцом и младенцем, а также представления матери и отца о себе как родителях, о ребенке и его роли в семье. Терапевт может прямо влиять как на интерактивное поведение, так и на репрезентации каждого члена семьи. В зависимости от локуса воздействия, наклонностей терапевта и клинической ситуации в данном подходе могут быть использованы все технические способы терапевтического влияния (Stern-Bruschweiler, Stern, 1989).
Итак, в системной модели психотерапевтического раннего вмешательства выделяются взаимозависимые и находящиеся в постоянном динамическом взаимодействии элементы, представляющие поведение взаимодействия и репрезентации родителей, младенца и терапевта. При приложении терапевтической активности изменение одного из элементов ведет кизменению других. Независимо оттого, кто идентифицируется как пациент или на кого в первую очередь направлена психотерапия, она осуществляется в реальном контексте используемой модели вмешательства. Различные терапевтические подходы отличаются друг от друга по источнику информации, локусу вмешательства и способам терапевтического воздействия. Системное представление психотерапевтического вмешательства позволяет выделить, наряду с известными и перечисленными выше, новые подходы. Так, локусом вмешательства терапевта могут быть собственные репрезентации терапевта, который, с целыоболее полного понимания младенца, во время пассивного наблюдения за ним фокусирует внимание на субъективном внутреннем опыте своего восприятия младенца. Вероятно, манера наблюдения и эмоционального реагирования терапевта может повлиять на ребенка и мать. В другом случае в присутствии матери вмешательство может быть направ-
лено прямо на репрезентации младенца: вокализируя, используя различные звуки, слова и содержательные, соответствующие состоянию младенца предложения, терапевт устанавливает с ним вербальные коммуникации (Stern, 1995). Сравнение разных терапевтических подходов с совершенно различными локусами вмешательства либо на репрезентации матери (психодинамический подход), либо на ее поведение взаимодействия с младенцем («Руководство взаимодействием») показало, что результаты терапии в обоих подходах были аналогичными, а терапевтические изменения значительными (Cramer et al., 1990). Оба подхода в одинаковой степени изменили как репрезентации матери, так и поведение взаимодействия матери и младенца и симптомы младенца, что подтверждает предположение о существовании системы взаимозависимых и связанных между собой элементов, в которой терапевтическое влияние на один элемент передается и распределяется по всей системе.