Упражнение «идеальная семья»
Как ребенок представляет себе идеальную семью, что в ней делают мама и папа? Представление о «хороших» детях, ожидания от них, о «правильном» воспитании? На эти темы можно провести беседы с детьми, нарисовать и обсудить рисунки. Для младших подростков можно использовать вариант упражнения «Волшебная семья». |
Воспитанники имеют идеализированное представление о благополучной семье, и главное для многих из них - что родители любят своих детей. Любовь, по их мнению, «это когда все покупают ребенку, что он хочет, много лимонада, конфет, тортов, жвачки... плейеры, велосипеды, часы и ни в чес не отказывают. А ребенок во всем слушается своих родителей, делает все по-хозяйству, что ему скажут. Родители никогда не наказывают своих детей».
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТУРА СЕМЬИ»________________________________
Один участник (доброволец) создает композицию «идеальная семья». Для этого он выбирает нужных ему людей и расставляет их, изображая фрагмент взаимоотношений в семье. Получается застывшая скульптура или «живая картина». Например, можно изобразить семью вокруг обеденного стола или на прогулке. Каждому участнику говорится, кто он и какую позу должен принять. Когда сцена поставлена, «художник» рассказывает о том, кто изображен на картине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каждый участник из композиции делится своими чувствами: насколько комфортно в данной позиции, не слишком ли нависают над ним родные, или не слишком ли далеко они стоят, всех ли членов семьи ему видно и т. д. После обсуждения при желании они могут поменять свое местоположение и позу, и, возможно, получится новая картина. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ЖИЗНЬ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬИ»_________________________
Участники группы разыгрывают сцены из жизни семьи, выбирая радостные или грустные события. Один из участников (доброволец) выбирает других участников на разные роли для разыгрывания сценки из жизни идеальной семьи. Остальные участники-зрители. После проигрывания сцены они делятся своими впечатлениями о том, что они видели. Затем сцены разыгрываются другими участниками. Возможно, сцены не будут получаться такими идеальными, как хочется участникам. Это позволит подойти к обсуждению того, что действительно важно в семье, об отношениях в семье, проблемах, о развитии семьи. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗАБОТЬСЯ О СЕБЕ»_______________________________
Упражнение заключается в подстройке двух участников друг к другу, может использоваться как аналогия к семейной жизни. В парах сначала, прислонившись спинами, надо найти максимально удобное для себя положение, чтобы тело ощутило расслабленность, должно произойти снятие напряжения, чтобы стало комфортно обоим. Затем подстраивается третий (у родителей появляется ребенок). Упражнение идет непросто, у некоторых пар получается, у других нет. У некоторых возникает ощущение давления, напряжения. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК» [20]
Это упражнение проводится в виде сценки. Выбираются трое участников. Двое из них: папа и мама, а третий - младенец. Он еще не умеет говорить, а только лежит на спине в кроватке. Он может реагировать только жестами и звуками. Родители нагибаются над ним и пытаются делать то, что обычно делают с малышами, руководствуясь при этом его попытками объяснить, что же он хочет. Затем участники меняются ролями. Через 5 минут игры каждый делится впечатлениями, что он думал и что чувствовал. В середине одной из ситуаций ведущий может включить какую-то неожиданность, например, звонит телефон или звонят в дверь. Можно выбрать тот момент, когда ребенок чего-нибудь хочет. Потом каждый рассказывает, как повлияло на него постороннее вмешательство. Затем сценка разыгрывается другими участниками. |
_____________________________________________________________
ИГРА «МАГАЗИН» __________________________________________________
Обсуждение. | Участники группы делятся на семейные пары. Все пары садятся рядом друг с другом в один ряд. Игра заключается в том, что участники делают покупки в магазине. Для того чтобы что-то купить в магазине, надо сначала отгадать слово, задуманное ведущим. Ведущий берет одну из карточек лото и загадывает изображенный на ней объект. Он подходит к первой паре в ряду и спрашивает: «Какой фрукт (овощ, животное, мебель и т.д.) «Каждая пара по очереди говорит по одному названию. Отгадавшая пара получает возможность купить что-то вмагазине. Изначально предполагается, что все голые, в одних трусах. Сначала участники обычно покупают одежду, потом квартиру, мебель, машину. Насколько муж и жена советовались при выборе покупок? Учитывали ли интересы партнера? Насколько совпадали интересы? Дети могут поделиться соображениями о том, как обустроен быт их пары. Обычно эта игра проходит весело, поэтому она может быть использована и для поддержания сплочения группы в целом. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «СЕМЕЙНОЕ СОБЫТИЕ»_______________________________
Упражнение проводится по типу круглого аквариума. Участники во внутреннем круге представляют собой семью. Они уточняют свои семейные роли, затем ведущий говорит о каком-то радостном или печальном событии, которое произошло в их семье, например: «Представьте себе, что в вашей семье родился ребенок» или «Папа выиграл приз на соревнованиях» - и предлагает им вести дискуссию. Внешний круг наблюдает за внутренним. Ведущий может заранее дать наблюдателям задание, например: обратить внимание, насколько семья будет дружной при решении той или иной проблемы. Можно каждому участнику во внешнем круге предложить наблюдать за поведением какого-нибудь конкретного участника в центре. Здесь задания могут быть самыми разными. Например, в ситуации с выигрышем: на что данный член семьи собирается истратить деньги - на учебу, путешествие, на материальную базу и т. д., сумел ли он заинтересовать других своим предложением, насколько может выстроить приоритеты ит. п. После обсуждения внешний и внутренний круг меняются местами и ведется дискуссия на другую тему. Сходным образом могут быть разыграны ситуации, в которых семья должна принять какое-то решение. Можно обратить внимание на то, кто оказал наибольшее влияние на принятие решения, насколько прислушивались к мнению детей, удалось ли семье придти к единому мнению, найти компромиссное решение? Возможна такая ситуация: отец матери (дедушка) живет один в деревне, у него свой дом и хозяйство, он заболел, но уезжать в город не хочет. Семья должна решить, что делать. До проигрывания сцены можно определить, у кого какие желания. Например, мать хочет уехать, ей нравится иметь свое хозяйство, отец не хочет, так как у него хорошая работа, старший сын тоже не хочет, потому что собирается поступать учиться, младший хочет - летом можно купаться, а зимой на лыжах кататься и т. п. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «СЦЕНКИ ИЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ»___________________________
В отличие от предыдущих упражнений, участники представляют семейные ситуации в виде сцен. Участники делятся на две подгруппы и по очереди разыгрывают сценки из семейной жизни. Это может быть ситуация, имевшая место в прошлом, ситуация, которая может сложиться в будущем, или фантастическая ситуация. Можно разыгрывать сценки без слов или со словами. В случае разыгрывания сценок без слов больше внимания уделяется мимике и пантомиме, через них выражаются отношения, чувства. Играющие могут рассказать о своей ситуации, а могут предоставить зрителям возможность догадаться. Сцена обычно проигрывается на определенном пространстве комнаты и имеет четкое начало и конец по времени. Когда сцена подходит к концу, ведущий просит играющих остановиться. После проигрывания зрители, а затем ведущий делятся своими впечатлениями. Затем зрители становятся играющими. Участники группы могут придумать и разыграть сцены все вместе на любую тему. |
___________________________________________
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ БЛОК
___________________________________________
Интеграционный блок является заключительным в программе. Опыт, полученный в группе, во многом означает открытие и осваивание новых возможностей в различных сферах жизни: своих способностей, интересов, взаимоотношений с другими людьми, новых возможностей в преодолении конфликтов, ценностей, идеалов, то есть расширение горизонта человека. С расширением горизонта, с открытием и осваиванием новых возможностей связано расширение целей.
Способность человека ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, связана с полнотой самоосуществления. Подходя ближе к тому, чтобы быть самим собой, человек берет в свои руки управление своей жизнью и поведением и постепенно приближается к тем целям, к которым он хочет идти. Быть тем, кто ты есть на самом деле, - жизненный путь, который можно описать как нащупывающее, неуверенное поведение, с помощью которого человек, исследуя, движется к тому, кем он хочет быть. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие - нет. Ответственно управлять собой - значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Обретение целей жизни приводит к интеграции личности [12,17].
Данный блок имеет своей целью обращение к прошлому и моделям будущего, к целям и стремлениям участников, интеграцию опыта, завершение работы группы.
Он логически делится на два этапа.
Первый этап посвящен интеграции во времени, то есть укреплению единства прошлого, настоящего и будущего, представлений участников о времени, о возможности учиться на своем прошлом опыте и планировать, представлять будущее. Целью данного этапа является и развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни, способности к самопроекции себя в будущее.
Второй этап посвящен интеграции опыта, полученного на занятиях, психологическому завершению групповой работы.
ИНТЕГРАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ
Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе и своей жизни претерпевают существенные изменения, и человек выбирает свою дорогу. Особое звучание приобретает данная тема для воспитанников детского дома, для которых характерно ощущение дискретности собственной жизни. Большинство из них неоднократно оказывалось в ситуациях переживания потери: утрата (разлука) с матерью, семьей, переходы из учреждения в учреждение, когда рвутся связи с привычным местом, вещами, людьми. Ребята осознанно стараются «не ворошить прошлое», которое наполнено для них болью, кроме того, травматический опыт в виде страхов и недоверия привносится в новыеотношения с другими людьми. Живя в условиях коллективного воспитания, дети не приобретают достаточного опыта самоопределения, самостоятельного го выбора целей и оценки своих возможностей. Ответственность за свою жизнь сваливается на них очень резко в момент выхода из детского дома. Они остро начинают чувствовать себя «выкинутыми», «никому не нужными». Неумение прислушиваться к своим потребностям и определять свои цели и жизненные пути приводит к тому, что жизненный путь выпускников сиротского учреждения складывается стихийно и часто не лучшим для него образом.
Первая часть блока начинается с обращения к представлениям детей о времени, о своем прошлом и будущем, затем достаточно большое место занимают темы, посвященные постановке целей и планированию. В завершении данной части эти темы переплетаются, группа вновь обращается к линии своей жизни, к перспективам и личным целям участников.
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ»__________________
Инструкция. | «Каждый представляет время по-своему. Часовой циферблат или песочные часы. Песок в нижней части часов - прошедшее, песок в верхней части — будущее, а тот, который падает в данный момент — настоящее. Нарисуй свое представление о времени, обозначив прошлое, настоящее и будущее». |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ» [15]______________________________
Участникам предлагается с закрытыми глазами после команды «начали» уловить тот момент, когда пройдет минута. «Как только, по вашему мнению, минута пройдет, молча поднимите руку и откройте глаза. Продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза». Участники разделяются на три группы: тех, кто поднимает руку раньше того момента, когда истечет минута, тех, кто поднимает руку позже, и тех, кто достаточно точно поднимает руку. Можно обратить внимание на то, что определенное восприятие времени связано с настроением, состоянием. При проведении нами этого упражнения, дети говорили о том, что скука, тоска, напряженность ожидания связаны с ощущением «тянущегося» времени и тогда кажется, что минута прошла быстрее, чем на самом деле. Радость, интерес, увлеченность, наоборот, способствуют «заигрыванию», тому, что кажется, что время «пролетает». |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «СТРЕЛА ЖИЗНИ» [5]__________________________________
Обсуждение: | На листах бумаги можно нарисовать различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать: какой из рисунков соответствует жизненному циклу. Можно предложить нарисовать и свои стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок. Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где сейчас вы находитесь на этой стрелке? |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ» [5]_______________________
Чтобы определить, на что вы тратите время, распределите свои занятия по следующим группам: - занятия, которые вы не любите, но обязаны делать; - дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся; - праздное времяпровождение; - ежедневные ритуалы; - встречи; - другое. Распределите окружности на сегменты, отражающие долю каждой группы занятий. Обычный день на прошлой неделе Идеальный день |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОШЛОЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ»____________________
Инструкция. | «Нарисуйте отрезок. Разделите его на три части, которые соответствовали бы прошлому, настоящему и будущему. Поставьте значок, где вы сейчас. Какая часть жизни уже пройдена, какая - впереди. Поделитесь своимимыслями о прошлом (запишите их условно под отрезками соответствующих частей линии). Где ваши истоки, что происходило в детстве, в ранние годы? Что происходит в настоящем, что вас занимает, увлекает сейчас?! Что будет в вашем будущем, ваши цели и мечты?» |
Модификация. Выбирается доброволец. «Эта линия на полу будет обозначать всю твою жизнь. Пусть кто-то из участников будет обозначать начало твоей жизни, другой участник - сегодняшний момент, и третий - конец твоей жизни. Пройди по этой линии, останавливаясь на разных участках, и расскажи, какова твоя жизнь в эти разные периоды».
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ЛИНИЯ ЖИЗНИ»______________________________________
Детям предлагается провести линию своей жизни на листе, разделенном пунктиром посередине на верхнюю и нижнюю половины. Когда линия будет заходить за пунктир на верхнюю половину, это будет связано с позитивными событиями жизни, с успехами и радостями. Когда линия будет ниже пунктира, то это будет отражать неудачи, горе, негативный опыт. Участникам предлагается нарисовать линию своей жизни, включая все прошлое, от рождения до настоящего, и будущее, как они представляют себе его, до самой смерти, а также отметить точку сегодняшнего дня. При обсуждении обращается внимание, на что ориентируется ребенок, линия находится больше в верхней или нижней части листа, насколько много перепадов линии. Диапазон отклонений от горизонта - это трудности и радости, но это и богатый опыт, который можно учесть, чтобы двигаться более прямо и «высоко». |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТВОЕЙ ОСТАВШЕЙСЯ ЖИЗНИ»_
Участникам группы предлагается представить, что сегодня - первый день их оставшейся жизни, и поделиться, как они хотят его провести, чего важно добиться, что сделать, увидеть, почувствовать в оставшейся жизни. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО СЕБЕ В 2010 (2020) ГОД»______________________
Инструкция. | «Мы напишем себе письмо, которое запечатаем и откроем только в 2010 году. Напишите себе о том, какие вы сейчас, что вас интересует, что вы думаете о себе-будущем, как вы будете выглядеть, чем заниматься, кто будет вокруг вас... Что вы хотите пожелать себе в будущем». |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ТВОЯ ЖИЗНЬ»_______________________________________
Инструкция. | «Нарисуй что-то, что символизировало бы тебя маленького и тебя взрослого (в 30-40 лет). И подумай, что тебе-сегодняшнему можешь дать ты маленький и ты взрослый, что помогло бы тебе сейчас». После упражнения участники делятся своими открытиями. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» [23]__________________________
Инструкция. Обсуждение: | «Путник шел по дороге, которая называлась "Жизнь". Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Представьте себя на месте этого путника... О чем вы думаете, что вы чувствуете? Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты. Куда вы хотите придти? Что вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему вам предстоит научиться?» Какие пути получились? В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Что этому способствует? Важно обратить внимание на связность прошлого и настоящего, настоящего и будущего. Чем отличается прошлый путь от настоящего и будущего? Что общего между ними? Какова цель этого пути? Как вы узнаете, что ваша цель достигнута? Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности? |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «КИНО»_______________________________________________
Инструкция. Обсуждение. | «Представьте, что о вас, когда вам стало 30 лет, сняли фильм. И сейчас каким-то чудом вам удалось его посмотреть. Расскажите, как вы - главный герой фильма - выглядите, чем занимаетесь и т. п. Нарисуйте кадры из фильма». Доволен ли ты этим фильмом? Что тебе там понравилось больше всего? Есть ли там что-то, что тебе не понравилось? Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего? Что тебе нужно для этого сделать? |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЙ»_____________________________
Инструкция. | Для настройки на это упражнение можно использовать медитативные техники. «Закройте глаза. Представьте, что вы откроете глаза и - вам уже 30 лет. Откройте глаза. Походите по комнате, почувствуйте какие вы. Поговорите друг с другом, как на вечере воспоминаний, о том, какими вы были в 13 лет, какими вы стали в 30...» |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ»_________________________________
Это модификация упражнения «Сделать желание реальным» из Личностного блока программы. Выбирается доброволец, ему предлагается представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы ее достичь. Например, он хочет поехать домой на выходных. Для этого надо решиться, надо сказать воспитателю, надо сделать домашнее задание. Водящий на каждый шаг выбирает участника, который символизирует этот шаг. Когда доброволец проходит шаг, то есть «преодолевает» первое препятствие, то этот шаг становится уже его помощником. И если встречается препятствие, то помощники могут посоветовать, что делать. После выполнения упражнения водящий рассказывает о своем впечатлении, своих чувствах, переживаниях, что ему помогало, что было для него сложным и как он чувствует себя сейчас, когда достиг своей цели. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ЦЕЛИ И ДЕЛА»_______________________________________
Инструкция. | «Важно отличать дела от целей. Дела - то, что можно сделать. Например, цель - хорошо отдохнуть вечером, а дела, ведущие к ней, могут быть различными: пригласить гостей, позвонить и договориться о встрече, договориться с кем-то пойти на дискотеку, прибрать в комнате чтобы спокойно смотреть телевизор и т. п. А теперь за 2 минуты придумайте максимум способов, как отдохнуть вечером. Проявите как можно больше изобретательности, потренируйте свою фантазию. Пишите не останавливаясь, без пауз. А теперь давайте поделимся своими планами на вечер». Наиболее часто встречающийся способ отдыха ведущий записывает на доске. И предлагает детям назвать те дела, поступки; которые помогут осуществить этот способ отдыха. Список дел составляется на доске. Затем детей просят определить, сколько времени они готовы потратить на выполнение этих дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПЛАНИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО»_________________________
Обсудить и заполнить графы: «Что делать (цель)». «Когда (сроки)», «Что нужно (средства, действия)». Например, запланировать летний отдых - что поможет сделать его хорошим? Возможно, не забыть с собой в лагерь магнитофон, заранее переписать кассеты, взять адреса для переписки и т. п. Или: как запланировать хорошую работу в будущем? Помогут образование, контакты с биржей труда, знакомыми, реальный опыт работы. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»____________________________
Участникам предлагается написать окончания к предложениям: - Я очень хочу, чтобы в моей жизни было... - Япойму, что счастлив, когда... - Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)... |
УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ ПОДУШКА» [27]__________________________
Инструкция. Обсуждение. | Оно дает возможность детям выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие участники, группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез. Для этого упражнения нужна небольшая подушка. «Сегодня у нас есть волшебная подушка. Я ее положу в центр круга. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят, или со мной, или со школой. Но это может быть и совсем другое желание. Например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас была собака... Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно его слушать». Слушали ли тебя остальные ребята? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные делания? Когда ты набрался смелости, чтобы рассказать о своем желании? Есть ли у тебя желания, которые могут выполнить учитель, воспитатель, ребята? |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ДОТЯНИСЬ ДО ЗВЕЗД» [27]____________________________
Инструкция. | Упражнение дает детям возможность набраться оптимизма, укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели. «Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью... Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой... Теперь выберите у себя над головой другую звездочку, которая напоминает о другой мечте... Потянитесь обеими руками как можно выше и сорвите эту звезду. Положите ее рядом с первой». Можно дать возможность детям сорвать несколько звезд. Обсуждение может касаться значений некоторых звезд для детей. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «20 ЖЕЛАНИЙ»_______________________________________
Участникам предлагается 20 раз закончить предложение «Я хочу...». Записываются все желания, все, что приходит в голову, не заботясь об их реальности или приемлемости. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «4 СФЕРЫ»___________________________________________
Инструкция. | «Что бы вы делали, если бы могли все? О чем вы мечтаете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают энергию в различные сферы своей жизни. Можно выделить четыре основных сферы, хорошо, если энергия распределяется равномерно между ними [12]. Подумайте и напишите, как будете использовать свою энергию и время? Что будете делать для физического аспекта, для красоты своего лица, фигуры, для своего здоровья (тело)? Что будете делать для своей работы, увлечений, карьеры (деятельность)? Для семьи, друзей, школы (контакты)? Для своего будущего, для творчества (фантазии)? Для города, страны, человечества, например для достижения мира?» |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛАНИЕ МИРУ»____________________________________
Обсуждение: | Упражнение позволяет обратиться к общечеловеческим ценностям и целям. Группа разбивается на две команды. Каждая выбирает одну из предложенных тем. Например: «Как можно сберечь воду?», «Как можно защищать животных?», «Как сделать нашу страну богатой?», «Как уменьшить число одиноких людей на земле?». Или какую-то другую проблему по собственному усмотрению. Каждая команда размышляет над этой проблемой. Составляет речь, рисует плакаты, лозунги. Команды по очереди выступают со своими предложениями. Как протекала работа в твоей группе? Почему важно, чтобы дети интересовались мировыми проблемами? Доволен ли ты результатами работы группы? |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ПОКРОВИТЕЛЬ»_________________________________
Инструкция. | «В некоторых племенах есть тотемные животные. Такое животное может быть и у каждого из нас. Постарайтесь представить себе своего покровителя, свой тотем, и вылепить из пластилина. Когда он будет сделан, можно обратиться к нему и попросить его о чем-то». |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «РЕСУРСЫ»__________________________________________
Инструкция. | Детям предлагается подумать над следующими вопросами: что тебе может помочь достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, друзья. «Напиши свои четыре сильных качества (стороны), изобрази их в виде каких-то символов. Это твои ресурсы, которые тебе помогут в жизни». |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»__________________________________
Важно, чтобы дети научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это дает им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый ребенок может научиться этому, сохраняя в памяти свои счастливые события и достижения. Для этого упражнения можно использовать мяч или другой предмет. Тот, у кого он в руках, рассказывает о том, что ему удалось в жизни. То, чего он хотел и достиг. Например: «Я научился играть в волейбол», «Кататься на велосипеде», «Я подружилась с мальчиком, с которым хотела»... |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ЛИЧНЫЙ ГЕРБ» [2]___________________________________
Обсуждение: | Детям выдается лист бумаги в форме классического герба и предлагается создать свой герб. Верхняя его часть разделена на две. Левая половина посвящена прошлому: «Мои главные достижения», правая часть - будущему: «Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни». После обсуждения содержания частей герба, детям предлагается придумать, что и какие символы могут выразить их ответы на эти вопросы, и оформить свой герб. Что изображено на твоем гербе? Почему ты выбрал такой девиз? Чем, ты думаешь, он может быть полезен для тебя? В каких ситуациях он может быть для тебя бесполезен или даже ограничивать твои возможности? Что есть похожего в гербах? Какие отличия? |
Притча.
Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека - его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: «Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Яверю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений». «А с этим невозможно согласиться, - сказал другой, — если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мое представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что мы уже привыкли спорить друг с другом, а потому что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли». «Вы совсем упустили из виду, — вмешался третий, - что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни - ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье - грустны, ожидание будущего счастья - тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент». И мудрецы долго еще спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знаю, кто из них победил в споре [цит. по 4]. |
Эту притчу можно разыграть с детьми. Можно предложить детям представить себе как разворачивался спор мудрецов дальше, точка зрения какого мудреца ближе для них. Можно нарисовать мудрецов и подписать свои слова каждому из них - о прошлом, настоящем и будущем.
Притча.
Обсуждение: | Ехал путник и увидел, как мужчина около дома сажает маленькие веточки. «Зачем ты сажаешь их?» - спросил путник. «Дерево вырастет и прикроет от зноя дом». Путник возразил: «Ведь ты уже умрешь, когда оно вырастет». Он ответил: «Для нас деревья сажали наши деды, а я сажаю для детей». Как вы думаете, кто прав? Что сделали для вас другие люди? Делаете ли вы (планируете сделать) в своей жизни что-то для других? |
Притча.
Строителей спрашивают: «Что вы делаете?» Один отвечает: «Якладу кирпичи», другой: «Я строю стену», а третий ответил: «Я строю собор Святого Павла». |
ЗАВЕРШЕНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Содержанием этого этапа является подведение итогов работы за год, вспоминание различных эпизодов и сценок, ориентация участников в материале занятий, помощь во включении опыта, приобретенного в группе в повседневную жизнь подростков.
В начале этого этапа можно взять большой лист ватмана и повесить его на стене в комнате для занятий. В последующие дни каждый может оставить на этом листе какую-то надпись, рисунок, которые отражали бы, что он получил на занятиях. На одном из последних занятий дети обсуждают общий плакат, делятся своими впечатлениями.
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «СТРОИМ ГОРОД»_____________________________________
Лист ватмана или стекло покрывается слоем пластилина. Каждый участник группы кладет свою ладонь и обводит отпечаток руки. Это его дом. Он что-то строит на своей территории из пластилина. Затем эти территории соединяются в один город. Цель этого этапа - активизация взаимодействия между участниками группы. Дороги строятся компактно, с заходами в соседние дома, таким образом создавая единую сеть коммуникаций, социальных связей. Такой навык строить взаимодействие, создавать круг друзей поможет им в будущем получать поддержку друг друга и строить новые связи. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЖЕЛАНИЕ»________________________________________
Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются множеством пожеланий в центре. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК»_______________________________
Ведущий руками изображает, как он с неба опускает большой сундук и открывает его. Сообщает детям, что в Волшебном сундуке лежат самые разные сокровища и подарки. Каждый по очереди может подойти к сундуку и выбрать для себя понравившийся подарок. Этот подарок он изображает невербально, руками, Остальные могут попробовать догадаться, что он выбрал. После того, как все участники получили подарки, ведущий сообщает, что там осталось еще очень много сокровищ, закрывает его и вся группа вместе поднимает Волшебный сундук в небо. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН В ДОРОГУ»____________________________