Феномен «когнитивного диссонанса».

Когнитивный диссонанс – это чувство дискомфорта, в основе которого лежит наличие двух и более несовместимых знаний, мыслей, отношений. Он может возникать вследствие ошибочных действий, которые расходятся с обычным поведением личности.

Основные положения:

1. Диссонанс побуждает к деятельности, направленной на его ослабление.

2. Это состояние неприятно, для ослабления люди вводят новые знания или изменяют их с целью согласования.

3. Все знания (когитивные элементы) объединены у одного индивида.

4. Величина диссонанса определяется важностью когнитивных элементов.

5. Наше знания о чем-либо оказывает сопротивление изменениям в поведении и социальных привычках.

Изменения поведения и изменение когнитивных элементов- мнений, отношений – возникает, когда человек стремится к ослаблению диссонанса.

2 типа ситуаций возникновения ког. Дис.: ситуация принятия решения и последствия уступчивости.

Ситуация уступчивости: человек включается в деятельность противоречащую его ценностям и отношениям. Обычно под давлением. Два вида давление: угроза наказания и предложение награды.

Ситуация принятия решения: выбор между двумя и более альтернативами. Чем привлекательнее отвергнутая альтернатива, тем больше величина диссонанса.

Существует 4 типа диссонансных отношений:

· Логическое противоречие двух суждений

· Несоответствие когнитивных элементов культурным образцам и нормам

· Несоответствие данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений

· Несоответствие прошлому опыту.

Различия между руководителем и лидером.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

Наши рекомендации