Психология развития как наука

Нартова-Бочавер С.К.

Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нар­това-Бочавер, А.В. Потапова. — М.: Флинта: МПСИ, 2005. — 216 с.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психология развития — это наука, изучающая основные законо­мерности и движущие силы изменения психики человека на про­тяжении его жизни. Поскольку предмет этот относится к числу базовых для психологов и педагогов, то к настоящему времени создано множество учебников и учебных пособий, подготовлен­ных на высокопрофессиональном уровне. Студентам есть из чего выбирать. Однако именно это обстоятельство, по-видимому, и затрудняет изучение данной весьма объемной по содержанию дисциплины.

При подготовке настоящего учебного пособия авторы руко­водствовались несколькими сугубо практическими соображени­ями. Прежде всего, имея значительный опыт преподавания пси­хологии развития как учебной дисциплины и не оставляя эту практику, мы хотели обеспечить собственных студентов таким пособием, в котором они могли бы найти все ответы на вопросы, которые мы сами же им и задаем. Это можно обозначить как за­дачу-минимум. Оптимальным результатом изучения психологии развития по нашему учебнику мы считаем приобретение студен­тами навыка различения достоверного и недостоверного знания и освобождение от некоторых предрассудков, касающихся чело­веческого развития. И, наконец, задача-максимум — это понима­ние студентами основных закономерностей психического разви­тия и областей их действия.

Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КАК НАУКА

Объект и предмет психологии развития

Каждая наука имеет свой объект — часть реальности, которая выбирается ею для изучения. При этом тот же самый объект при­влекает внимание и других научных дисциплин. Для психологии развития (а также для психофизиологии, общей психологии, со­циальной, клинической психологии) это, безусловно, психика человека. Предметом же науки называют тот аспект, который изучается внутри данной дисциплины, в отличие от других от­раслей науки.

Итак, психология развития —это наука о закономерностях психического развития человека на разных этапах онтогенеза: его феноменах, механизмах, условиях и движущих силах.

Психология развития как наука складывается из нескольких разделов.

1. Развитие психических функций и процессов: генезис сознания и деятельности, познания, эмоционально-волевых процессов, общения в фило- и онтогенезе. В сущности, этот раздел вклю­чает в себя изучение основных категорий общей психологии в онтогенезе.

2. Перинатальная психология — наука о психологическом кон­тексте появления ребенка на свет (о мотивах его зачатия, пси­хологии беременных и процессах, происходящих в семье бу­дущего ребенка), а также об изучении закономерностей воз­никновения и развития психики плода и новорожденного.

3. Детская психология изучает развитие психики ребенка на раз­ных этапах его жизни.

4. Психологическая акмеология (от греческого «акме» — верши­на) — психология зрелого возраста, наука о кризисах взрос­лости и способах их преодоления. В узком смысле акмеоло­гия понимается как наука о самоактуализации человека.

5. Геронтопсихология — наука о психологии старения. Состав­ляющей геронтопсихологии является танатопсихология — наука о закономерностях умирания.

Последние две области — результат новейших разработок пси­хологии, практически не имеют истории.

Схематически предмет психологии развития можно представить следующим образом.

  Психология развития  
  Возрастная психология Психология развития психических функций и процессов
Перинатальная психология Детская психология Психологи­ческая акмеология Геронто-психология    
         

Этапы психологии развития

Наука возникает, когда прежние научные дисциплины оказыва­ются несостоятельными для объяснения ряда феноменов и об­служивания запросов практики.

Психология развития изменяет свое содержание под влияни­ем трех основных факторов.

Социальный фактор — это запрос со стороны общества. Рань­ше всего начали изучать психологию ребенка. Детская психология выросла из педагогики и педагогической практики после перехода к классно-урочной системе, когда обучение утратило свой элитарный характер и стало массовым. В современном обществе возникли но­вые интересы, связанные с обеспечением стабильного уровня рож­даемости и благополучной старости, поэтому начинают интенсив­но развиваться перинатальная психология и геронтопсихология.

Предметно-логический фактор — это собственная логика раз­вития науки, которая заключается в смене образцов (парадигм) научного познания, исчерпавшими свою эвристическую силу, т.е. больше ничего нового не объясняющими. Интересно, что Т. Кун ввел понятие научной парадигмы под влиянием работ Ж. Пиаже об особенностях генезиса причинно-следственных объяснений в мышлении ребенка; таким образом, в данном случае мы столкну­лись с редким случаем прямого переноса индивидуальных зако­номерностей на социально-культурные, в то время как обратный перенос осуществляется регулярно, в частности, при сопоставлении фило- и онтогенеза. Если какой-либо факт не может быть объяснен в рамках существующих парадигм, то прежняя меняет­ся, и возникает новая: так в физике появились волновая, кванто­вая, а затем квантово-волновая теория света. Аналогичные про­цессы имеют место и в психологии. Стабильный период суще­ствования научной теории Т. Кун назвал нормальной наукой. В отечественной психологии развития нормальная наука опира­ется на учение о высших психических функциях Л.С. Выготско­го и теорию ведущей деятельности Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонть­ева и П.Я. Гальперина.

И, наконец, наука стимулируется личностно-психологическим фактором. Наука развивается не поступательно: иногда эмпири­ческое знание и теоретическое могут не совпадать, благодаря чему научная интуиция особо одаренных исследователей может опе­режать актуальные возможности науки и способствовать выдви­жению и проверке новых гипотез.

Почти каждая наука проходит три этапа собственного «взрос­ления» — донаучный, естественнонаучный и гуманитарный.

Донаучный этап характеризуется сбором эмпирического ма­териала, его систематизацией и бытовыми обобщениями. Науч­ные методы на этом этапе отсутствуют, знания не обобщены и не достоверны.

Естественнонаучный этап — это период самоутверждения научной дисциплины, на котором знания становятся обобщен­ными, достоверными, объективными. Объективность означает, что результаты не зависят от способа их получения (а также от личности экспериментатора). Для достижения объективности в исследованиях прослеживаются причинно-следственные зависи­мости, появляется представление о детерминированности изуча­емых явлений, начинает преобладать экспериментальный метод исследований, собираются большие массивы данных. Случайные единичные явления, как правило, исключаются из анализа и объясняются ошибкой измерения. Большое внимание уделяется определению научных терминов и разработке теорий. Важней­шее требование научной строгости на этом этапе — правило «бритвы Оккама», названное в честь средневекового философа, который призывал «не приумножать сущности сверх необходимого», т.е. воздерживаться от новых объяснений, пока не исчерпаны воз­можности уже существующих.

Гуманитарный этап (который присутствует не только в на­уках о человеке) знаменует собой движение от общего к частно­му, познание единичных закономерностей, которые на предыду­щих этапах игнорировались. Это более зрелый этап развития на­уки, потому что дает возможность понять значимые явления, Которые, как правило, не бывают статистически представитель­ными. Например, если на этапе естественнонаучном мы стреми­лись изучать закономерности развития речи или детской игры, которые отмечаются у подавляющего большинства детей, то на гуманитарном этапе мы обращаем внимание на содержание пси­хотравмы, которая присутствовала в жизни отдельного ребенка. Объяснение начинает заменяться пониманием, позитивный под­ход вытесняется герменевтикой. Вместо языка понятий начина­ет использоваться язык символов, открывающий смысл, а не внеш­ние проявления изучаемого события (например, смысл психо­травмы открывается при анализе изменения мироотношения ребенка или при появлении в его уже взрослой жизни повторяю­щихся типичных проблем). Гипотезы могут предлагаться веером, и нередко принимаются парадоксальные объяснения. Требова­ние объективности также изменяет свое содержание, потому что данные приобретают ценность только в контексте интерпретации, которая всегда несет отпечаток личности ее автора, что открыва­ет дорогу герменевтическому подходу, основанному на толкова­нии и понимании данных в их контексте.

Наблюдается идиографизация (акцентирование индивиду­ального) данных, установление вариантов или путей развития. Сейчас психология развития находится в состоянии перехода к третьему этапу. «Единичный феномен может оказаться предста­вителем определенного типа явлений; в нем может быть найден всеобщий принцип или закономерность», — пишет Т.А. Флорен­ская [6, с. 28].

Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Глава 3

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию приме­нительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение — это целенаправленное систематическое изу­чение человека, по результатам которого дается экспертная оцен­ка. Этот метод часто лежит в основе других приемов исследова­ния (например, дневникового, автобиографического и пр.). Наблюдение нацелено в первую очередь на изучение спонтанных проявлений ребенка. Существует несколько видов наблюдения (табл. 1)

Таблица 1.

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств [14].

Генеалогический метод— метод исследования семей, родо­словных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то, чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образую­щих нуклеарную семью (это пары родитель—потомок и сиблинг—сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалоги­ческих древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband — испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети in, же располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фикси­руют отношения психологической близости (тесные — отдален­ные), конфликтности, а также семейные сценарные установки.

Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социаль­ной наследуемости).

Метод приемных детейсостоит в том, чтобы включить в исследование детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителя­ми дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но раз­деляют средовые характеристики жизни, то возможно разведе­ние качеств, обусловленных наследственностью или средой. Ин­тересующий признак изучается попарно (ребенок—биологиче­ский родитель, ребенок—приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между по­казателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований об­наружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в прием­ных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечать­ся не будет.

Несмотря на многочисленные критические замечания по по­воду операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

Близнецовый методиспользовался Э. Торндайком, Р. Заззо, результаты его применения изложены в работах Д.Б. Эльконина. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из од­ной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутри-парно монозиготных и дизиготных близнецов.

2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распреде­ления ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».

3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на друго­го — нет, и фиксируют время появления навыка. Если в ко­нечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.

4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоя­тельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором на­следственности, различие — с фактором среды.

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы, представляющие собой вариант метода отдельного случая, предназначены для изучения жизненного пути человека, особенностей среды и наследственности, которые по­служили импульсами для его духовного становления. Как правило эти методы выбирают своим объектом исторического ин­дивида — человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исто­рический метод может быть применен и для подробного изуче­ния вполне ординарных людей. К этой группе относят биогра­фические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.

Биографический метод— использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпре­тации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может соста­вить его жизнеописание и раньше официального биографа, со­средоточиваясь на психологических характеристиках; в этом слу­чае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности [12,17].

Дневниковый метод— вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни ординарного человека, содер­жит описание его развития и поведения, произведенное в тече­ние длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой). Дневниковый метод основан на наблюдении (в сущ­ности, представляет собой протокол наблюдений). Этот метод признан в психологии развития весьма авторитетным — многие известные психологи прошлого, например, Ж. Пиаже, В. Штерн, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, создали свои теории, основы­ваясь почти исключительно на наблюдениях за собственными детьми и внуками [17,20].

Для того чтобы дневниковый метод сделать более валидным, необходимо, устанавливая контроль за побочными переменны­ми, соблюдать технику ведения дневника: поддерживать неведе­ние объекта наблюдения, фиксировать результат наблюдения воз­можно скорее после того как оно было осуществлено, разделять фак­ты и толкования, описывать сопутствующие обстоятельства [17].

Автобиография— это жизнеописание, основанное на непос­редственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Научная ценность применения данного метода ограниченна: процессы личностной динамики (психологические защиты) могут приво­дить к существенным искажениям в изложении фактов. Новей­шие методы фиксации фактов биографии связаны с возможнос­тями видеозаписи, что делает результаты более достоверными.

Глава 4

Этологический подход

Этология — наука о биологических основах поведения, которая стремится увидеть в проявлениях человеческой психики следы их «дочеловеческих» предшественников [5, 6, 7, 12, 19]. Основное внимание в этологии уделяется видотипичным формам поведения, которое классифицируется обычно по функциональным основани­ям, например, сон и покой, комфортное поведение, локомоции, игра, питание, защита и нападение. Основной этологический метод — это наблюдение в естественных условиях, на основании чего состав­ляется этограмма — детальное систематизированное описание поведения живых существ в пространстве и времени.

Относительно недавно из этологии выделились в качестве отдельных направлений этология человека — наука о биологи­ческих основах человеческого поведения и социобиология — по­граничная с зоопсихологией и бихевиоризмом область знания, изучающая общие закономерности коллективных живых существ. Представителями этологии человека можно считать в первую очередь Нобелевского лауреата К. Лоренца, а также психологов Дж. Боулби и М. Эйнсворт, объединяющих в своих работах по изучению феноменов привязанности у младенцев этологию и психоанализ [6,12,15, 19]. В отечественной науке большой вклад в популяризацию и распространение этологической культуры в других областях знания внес В.Р. Дольник; этологический под­ход успешно реализуется в изучении психологии материнства

Основные положения наиболее

Автор и название концепции Используемые методы Полученные факты
1. Ст. Холл (1844-1924, США) Теория рекапи­туляции Анкетирование, ана­лиз продуктов дея­тельности, наблюде­ние, тестирование для определения тем­па созревания Влияние психологиче­ских качеств, здоровья, образования родителей на формирование личности ребенка. Изучение ноч­ных страхов у детей. Игра ребенка — упражнение для утраты рудиментар­ных функций. Автомати­ческие движения рук у младенца. Атавизмы. Эво­люционные и культурные параллели
2. К.Бюлер(1879-1963, Германия-Австрия—США) Теория трех сту­пеней развития Зоопсихологиче-ский эксперимент, наблюдение Схема — обобщенный об­раз предмета — промежу­точное понятие для усво­ения абстракций. Ага-пе-реживание — процесс мгновенного схватывания сути вещей. Функцио­нальное удовольствие — объяснение мотива игры упражнением врожден­ных инстинктов
3. В. Штерн (1871-1938, Германия). Теория конвер­генции двух фак­торов Близнецовый, биогра­фический, тестирова­ние, дневниковый и многие другие тради­ционные методы Изучение аффективного и интеллектуального разви­тия, а также фантазии и основных форм продук­тивной деятельности —
  Таблица 2
известных теорий развития  
Основные положения Достоинства (1)
теории и недостатки (2) концепции
Основоположник педологии — 1. Первая попытка создания тео-
синтетической науки о детстве. ретической концепции. Под
Ребенок в своем развитии кратко влиянием работ Холла нача-
повторяет развитие человеческо- лось широкомасштабное изуче-
го рода. Важнейшие стадии в ние детской психологии
строго закономерной последова- 2. Умственное развитие — процесс
тельности автоматически воспро- созревания способностей, осо-
изводятся одна за другой бенностей характера, с которым
  человек родился. Развитие все-
  гда преформированно, это ко-
  личественное изменение, не за-
  висящее от воли людей
Три стадии психологического 1. Большой фактический матери-
развития: инстинкт, дрессура ал. Стремление искать причи-
(образование условных рефлек- ны типичных успехов душев-
сов), интеллект (ага-пережива- ной жизни ребенка в структур-
ние, осознание проблемы). На ном развитии коры. Поставле-
первой стадии сначала происхо- на проблема истории детства
дит действие, а затем удоволь- (постнатального развития)
ствие от него. На второй они па- 2. Попытка исчерпать детскую пси-
раллельны, а на третьей возмож- хологию биологическими функ-
но гибкое приспособление циями психики. Не учитывалось
  влияние социума на развитие ре-
  бенка. Относительное, свой-
  ственное ребенку определенной
  эпохи, выдавалось за всеобщее,
  необходимое звено развития
Психическое развитие — резуль- 1. Идея о роли схемы в переходе
тат конвергенции внутренних за- от представлений к понятиям.
датков и внешних условий жиз- Развивающее обучение
ни. Развитие — это всегда само- 2. Недооценка знаковой опосредо-
развитие, развертывание имею- ванное™ в психическом разви-
     
Автор и название концепции Используемые методы Полученные факты
    игры, рисунка, сказок. На-глядно-схематическая (модельная) форма мыш­ления — схема, помогаю­щая ребенку перейти от представлений к поняти­ям. Ввел понятие коэффи­циента интеллектуально­сти (IQ). Конфликт моти­вов, развитие самосозна­ния и форм его проявле­ния (своенравия, упрям­ства)
4. З.Фрейд(1856- Гипноз, метод сво- Неврозы, истерии, суще-
1939, Австрия) бодных ассоциаций, ствование неосознавае-
Психоаналити- толкование сновиде- мых пластов психики.
ческая концеп- ний, анализ ошибоч- Взаимодействие сознания
ция ных действий и бессознательного: явле­ния подавления, вытесне­ния, идентификации. Роль раннего детства (особенно психологичес­кой травмы) в формиро­вании характера человека. Понятие Эдипова комп­лекса
5. Э.Л. Торндайк Зоопсихологичес- Кривая научения — графи-
(1874-1949, кий эксперимент ческое изображение про-
США), Дж. (проблемный ящик, цесса научения методом
Уотсон (1878- лабиринт), наблюде- проб и ошибок. Выработка
1958, США). ние, эксперимен- стойких аффективных
Бихевиоризм тальное изучение ре- комплексов у детей (ус-
  акций организма в ловный рефлекс)
  Продолжение табл. 2
Основные положения теории Достоинства (1) и недостатки (2) концепции
щихся задатков, направляемое средой. Игра — инструмент соци­ализации ребенка тии. Структурно-формальный анализ детской активности в ущерб содержательной
Сексуальность (либидо) — основ­ной человеческий мотив. Разви­тие ребенка обусловлено переме­щением эрогенных зон и объек­тов сексуальности по мере взрос­ления 1. Первая динамическая концеп­ция, отсутствие предопределен­ности, во главу угла ставится роль другого человека в разви­тии, а не окружающие предме­ты 2. Разработана на невротиках, на­следственность и среда проти­востоят друг другу, переход со стадии на стадию объясняется только физиологическими па­раметрами. Преувеличена роль либидо и раннедетского перио­да в психическом развитии
Законы научения: 1. Закон упражнения (повторе­ния). 2. Закон эффекта. 3. Закон готовности. 4. Закон ассоциативного сдвига. Поведение — совокупность реак- 1. Идея связи психики со всеми остальными жизненными про­цессами. Введение научно-объяснительной, обобщающей системы знания о поведении че­ловека, понимание научения как механизма его развития и
       
Автор и название концепции Используемые методы Полученные факты  
  ответ на воздей­ствие среды  
6. Дж. Доллард (1900-1980, США), А. Бандура (1925-1988, США) Теория социаль­ного научения Кратковременный поведенческий экс­перимент на детях и крысах, наблюде­ние, прикладные ме­тоды коррекции (мо­делирование через участие) Изучается социализация как следование модели. Рас­сматривается, как транс­формируются первичные побуждения применитель­но к требованиям социума. Как потенциально наибо­лее конфликтные изучены ситуации кормления, при­учения к туалету, сексуаль­ной идентификации, про­явления агрессии. Изучено влияние фрустраций на проявление агрессии  
7. А.Л. Гезелл (1880-1961, США) Нормативный подход (теория эмпирического эволюционизма) Метод срезов (про­дольных, попереч­ных), близнецовый, невключенное на­блюдение (зеркало Гезелла), кино- и фоторегистрация Фотографии — атлас пове­дения младенца от рожде­ния до двух лет. Результа­ты диагностики психичес­кого развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Таблицы норм психического развития  
  Продолжение табл. 2
Основные положения Достоинства (1)
теории и недостатки (2) концепции
ций на изменения среды (S-R). движения. Управление процес-
(Условный рефлекс — механизм, приспосабливающий наслед- сами развития через воспита­ние
ствснный опыт вида к условиям существования особи. Аналогии между развитием индивида и 2. Отрицание качественных отли­чий в поведении человека и жи­вотных. Механицизм. Сведение
рода объясняются не законом ре- процесса воспитания к видоиз-
капитуляции, а действием одина-ковых причин, определяющих (>6;i процесса — вариацию и отбор. 11сихика — усложненные формы менению прирожденных и при­обретению в опыте новых реак­ций. Невозможно понять, как появляются принципиально
адаптации через научение новые действия
Синтез психоанализа и бихевио­ризма: идентификация с моделью 1. Рассмотрение социального раз­вития как управляемого обуче-
рассматривается как основной (наряду с имитацией и подража- ния, выделение переменных ус­пешности этого обучения. При-
нием) механизм развития знание важности аффективно-
В традиционную схему S-R вве­дены четыре промежуточных мотивационной основы социаль­ного обучения, разработка коли-
процесса (внимание к модели, память, двигательные навыки, мотивация) чественных методов изучения 2. Противопоставление ребенка обществу как изначально чуж­дого ему существа, избыточная
  натуралистичность в понима-
  нии психического развития
Чем моложе ребенок, тем быстрее 1. Положено начало становлению
происходят изменения в его по­ведении: до года — самый высо- детской психологии как норма­тивной дисциплины. Разрабо-
кий темп, с 1 до 3 лет — средний, с 3 до 18 — низкий. Периодиза­ция психического развития тана система практической диа­гностики психического разви­тия ребенка. П рименение «зер­кала Гезелла» для объективно­сти наблюдений
     
Автор и название концепции Используемые методы Полученные факты
8. Э.Х. Эриксон Психоаналитиче- Применено к личностному раз-
(1902 -1994, ский, психоисто- витию биологическое понятие
Германия- рическии, кросс- эпигенеза (развитие зародыша
США) культурный, био- путем последовательных каче-
Эпигенетичес- графический ме- ственных трансформаций).
кая концепция тоды Введено понятие идентичнос­ти как тождественности само­му себе в контексте интеллек­туального развития и социаль­ного опыта каждого человека. Подтверждена связь статуса эго-идентичности с моделями взаимоотношений, мотиваци­ей, успешностью в обучении, подверженностью влиянию. Обнаружена связь между дос­тижением эго-идентичности и способностью к психологичес­кой близости (интимности) в зрелые годы
9. Ж. Пиаже Эксперименталь- Феномены Пиаже: отсутствие
(1896-1980, ные исследования представления о сохранении.
Швейцария) на детях. Лонги- Эгоцентризм позиции (мышле-
Когнитивно- тюдные наблюде- ния и речи) ребенка. Развитие
генетический ния за развитием моторных действии в онтогенезе.
подход троих своих детей. Своеобразие логики и представ-
  Клиническая бе- лении о мире у дошкольника
  Продолжение табл. 2
Основные положения Достоинства (1)
теории и недостатки (2) концепции
  2. Развитие сводится к простому
  «приросту поведения», не ана-
  лизируются качественные пре-
  образования при переходе от од-
  ной ступени к другой. Подчер-
  кивается зависимость развития
  лишь от созревания организма
Для каждой стадии жизненного 1. Единственная концепция, ко-
цикла характерна специфическая торая распространяется на
задача, выдвигаемая обществом. всю жизнь человека. Оптими-
В ходе развития у индивида про- стический взгляд на старость
исходит формирование групповой (многое в развитии зависит от
и эго-идентичности. Переход от самого человека). Социум —
одной формы эго-идентичности к дружественная среда жизни
другой сопровождается кризисом человека
идентичности 2. Преимущественное внимание
  к бессознательным процессам
  самоотождествления зачас-
  тую в ущерб анализу объек-
  тивной ситуации развития и
  деятельности человека
Основой психического развития яв- 1. Интеллект развивается при-
ляется развитие интеллекта как жизненно во взаимодействии
адаптирующего явления. Средства со средой. Это происходит в
адаптации: ассимиляция (включение деятельности субъекта, и по-
нового опыта в имеющуюся позна- тому возможна его диагности-
вательную структуру) и аккомода- ка и коррекция. Метод клини-
ция (изменение самой структуры). ческой беседы определяет ка-
       
Автор и название концепции Используемые методы Полученные факты  
  седа с детьми. Метод дилемм. «Пробы» Пиаже    
10. Л.С. Выготский Экспериментально- Низшие и высшие психи-  
(1896-1934, генетический: ис- ческие функции, знако-  
СССР). кусственно вызыва- вая природа слова, зависи-  
Теория высших ются и воссоздаются мость развития воображе-  
психических генетически процес- ния от развития речи (глу-  
функций (куль- сы психического раз- хие дети), единство разви-  
турно-истори- вития. Метод срав- тия логического и аутичес-  
ческая концеп- нения психического кого мышления, эгоцент-  
ция) развития в норме и рическая речь — переход от  
  патологии внешней речи к внутрен­ней. Зона ближайшего раз­вития (ЗБР) — различие между уровнями актуаль­ного и возможного разви­тия, показатель обучаемо­сти детей. Поражение речи при афазии сопро­вождается выпадением знаковых операций, воз­вращением к примитив­ным формам отображаю­щего подражания  
  Окончание табл. 2
Основные положения Достоинства (1)
теории и недостатки (2) концепции
Интеллект развивается во взаимо- чественные изменения, в отли-
действии со средой, но следует ло- чие от тестов, определяющих из-
гике созревания менения только количественно
Предложена периодизация интел- 2. Излишнее биологизаторство.
лектуального развития. Единица Утверждение, что обучение
анализа интеллекта — операция — следует за развитием и не вли-
идеальное и обратимое действие яет на него. Ограничение роли
  взрослого организацией среды
  для развития ребенка
Высшие психические функции 1. Метод, учение о возрасте как
(ВПФ) — функции, опосредствован- единице анализа детского раз-
ные знаком. Каждая психическая вития. Введение исторического
функци

Наши рекомендации