Этих форм деятельности, заложить основы нового подхода в иссле-

Довании взаимовлияния деятельности и психики, появлении новых

Форм психической активности человека.

Для того чтобы подчеркнуть отличия своего подхода к актив-

Ности человека, Басов впервые в истории отечественной психоло-

гии ввел понятие ≪деятельности организма в окружающей среде, с

Помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотно-

шения с нею≫. Принципиальная новизна позиции Басова заклю-

Чалась в том, что психическое развитие человека вводилось в соци-

Ально-историческую систему координат, так как развитие человека

Как деятеля определяется окружающей и воздействующей на него

Средой, причем не только средой природной, но и культурно-исто-

Рической. Как существо социальное и историческое человек разви-

Вается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшест-

Вующих поколений.

Подчеркивая, что человек является не просто деятелем в среде,

Но конкретным деятелем в определенной области профессиональ-

Ного труда, Басов обосновывал идею о том, что деятельность

Опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль та-

Кого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность,

Тем более профессиональная, несет в себе необходимые для ее вы-

полнения знания. Это содержание деятельности Басов называл

Наукой. С помощью представлений о науке как о факторе, органи-

Зующем деятельность человека, Басов обосновывал идею о куль-

Турной детерминации этой деятельности, так как наука представ-

Ляет собой продукт истории культуры и не может быть выведена

Ни из адаптации организма к среде, ни из свойств индивидуально-

Го сознания. Таким образом, в теории Басова были заложены не

Только новые методы исследования психического развития, но и

Новые подходы к этому развитию, которое, как подчеркивал Басов,

Определяется не только наследственностью, но и искусственно со-

зданной средой (в среду входят ≪наука, техника, искусство, религия

и вся общественная организация людей≫).

Басов заложил основы нового понимания механизмов психиче-

Ского развития, которые были развиты в концепции Л.С.Выгот-

Ского (1896-1934). Выготский впервые перешел от утверждения о

Важности среды для развития к выявлению конкретного механиз-

Ма этого влияния среды, который собственно и изменяет психику

Ребенка, приводя к появлению специфических для человека выс-

Ших психических функций. Таким механизмом Выготский считал

Интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусст-

Венно созданных человечеством стимулов-средств, предназначен-

Ных для управления своим и чужим поведением.

Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся

Закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изло-

жил в работе ≪Развитие высших психических функций≫, написан-

Ной им в 1931 г. В этой работе была представлена схема формиро-

Вания человеческой психики в процессе использования знаков как

Средств регуляции психической деятельности.

Говоря о существовании натуральных и высших психических

Функций, Выготский приходил к выводу о том, что главное раз-

Личие между ними состоит в уровне произвольности. Иными сло-

Вами, в отличие от натуральных психических процессов, которые

Не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психиче-

Скими функциями люди могут сознательно управлять. Эта регуля-

Ция связана с их опосредованным характером, причем опосредуют-

Ся они знаком или стимулом-средством, который создает дополни-

Тельную связь между воздействующим стимулом и реакцией чело-

Века (как поведенческой, так и мыслительной). Схема психических

процессов в представлении Выготского выглядит таким образом:

натуральные, непосредственные психические функции;

Высшие, опосредованные психические функции.

В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен

самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо

градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими

В общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале

во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внут-

ренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая

Психическая функция появляется на сцене дважды: один раз - как

Внешняя, интерпсихическая, а второй - как внутренняя, интрапси-

Хическая.

Наши рекомендации