Конкретно-научный уровень методологического анализа истории психологии
Конкретно-научный уровень методологического анализа истории психологии включает рассмотрение методологических проблем, отражающих непосредственно специфику предмета истории психологии как науки, изучающей развитие психологического познания. Рассмотрение конкретно-предметной методологии истории психологии включает определение ее объект.) и предмета как научной дисциплины, анализ логического строения (системы принципов, методов и категорий), обсуждение ключевых проблем (периодизации, детерминации развития психологического знания, задач истории психологии) и областей историко-психологического знания — историографии и источниковедения.
Следует отметить, что, хотя проблемы методологии истории в отечественной историографии до последнего времени не получили всестороннего и полного рассмотрения, многие авторы обращались к анализу тех или иных их аспектов.
На необходимость разработки проблем методологии истории психологии указывал Б. М. Теплов[35]. Определяя методологию как системное основание научного знания, он сформулировал основную задачу методологического исследования в области историко-психологического знания — необходимость создания «правильно ориентированной» истории психологии. В качестве основополагающих ориентиров ее построения должны, по его мнению, выступать не идеологические установки и «руководящие указания свыше», направляющие поиск ученого в «нужное русло», а система принципов, категорий и методов историко-научного исследования, составляющих теоретико-методологическое основание истории психологии и обеспечивающих ее формирование как строго научной дисциплины.
Историко-методологический характер носят работы Е. А. Будиловой, в которых основным предметом изучения являются философские проблемы психологии. Развитие философско-методологических оснований психологии рассматривается в них как предпосылка построения психологической теории. Е. А. Будилова пишет, что «место философских проблем в психологической теории определяется, во-первых, тем, что для каждой психологической теории исходным является решение вопроса о природе психического, и, во-вторых, тем, что решение философских проблем направляет на основе научных фактов разработку методологических принципов, которые определяют предмет и методы исследования, анализ и обобщение фактов» (Будилова, 1966, с. 1). Проблемы методологии выступают в работах Будиловой двух аспектах: с одной стороны, она исследует историю развития методологических принципов в отечественной психологии, с другой — ставит задачу осмысления собственно принципов историко-психологического исследования[36].
В работах А. Н. Ждан предметом историко-теоретического анализа выступает проблема предмета истории психологии и его историческая эволюция.
Наиболее полно и систематически методологические вопросы истории рассматриваются в работах М. Г. Ярошевского[37], определяющего методологию науки в качестве фундамента развития научного знания. Соответственно условием реализации функций истории психологии в развитии психологической теории и эффективной разработке актуальных проблем психологии, согласно его мнению, является теоретическое рассмотрение и переосмысление самой истории психологии — раскрытие логики движения научной мысли, описание лежащих в основе ее развития устойчивых структур, закономерных переходов от одних способов изучения предмет ют содержания к другим. В книге А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского «История и теория психологии» (1996) прослеживается развитие понятийных структур психологической науки, ее объяснительных принципов, категорий и проблем, выявляется «закономерный и системный характер преобразовании научных знаний о психике». Проведение указанного историко-категориального анализа составляет суть методологически го рассмотрения истории психологии: в этой области, по словам авторов, «история психологической науки смыкается с ее методологией» (Петровский, Ярошевский, 1996, с. 6). В работах Ярошевского раскрывается понимание предмета истории психологии и принципов историко-психологического исследования, обосновываются функции и задачи истории психологии, ее место в развитии системы психологического знания, дается анализ категориального строя психологии.
В последние годы на фоне усиления рефлексии истории психологического познания появился ряд работ по проблемам методологии истории психологии: Т. Д. Марцинковской (Марцинковская, 1994; Она же, 2000а; Она же, 20006), В. А. Кольцовой и Ю. Н. Олейника (Кольцова, Олейник, 1999), В. А. Кольцовой (Кольцова, 1990; Она же, 2002), А. Н. Славской (Славская, 2002); М. Д. Нягловой (Няглова, 1994), О. В. Гордеевой (Гордеева, 1997), М. С. Гусельцевой (Гусельцева, 2003), Н. В. Богданович (Богданович, 2004) и др. Впервые издан специальный труд, посвященный этим вопросам, — «Методологические проблемы историко-психологического исследования» (2002). Все это подтверждает важность проведения всестороннего анализа методологических основ истории психологии.
Одна из задач методологического анализа истории психологии — определение ее места в системе психологии, в развитии психологической теории, функций и задач историко-психологического анализа.
Значение истории психологии как одного из источников развития современной научной психологической теории раскрывается Б. Г. Ананьевым[38], неоднократно указывавший на необходимость творческой переработки, интерпретации и конструктивного использования «лучших идей ученых прошлого в собственной исследовательской деятельности» (Брушлинский, Кольцова, Олейник, 2000, с. 345). Все проводимые им научные исследования базировались на глубоком историческом осмыслении изучаемых им психических явлений, рассмотрении их с позиций прошлого, настоящего и будущего. Разрабатывая проблемы теории, осуществляя экспериментальные исследования, решая практические задачи психологии, Ананьев всегда стремился следовать логике конструктивной преемственности в научном познании.
Следует отметить, что интерес Б. Г. Ананьева к историко-психологической проблематике не случаен. Он является отражением общей направленности его научных взглядов, в основе которых лежит признание неразрывной связи и единства всех уровней научного исследования: методолого-теоретического, конкретно-эмпирического и исторического, их реального взаимовлияния и взаимодействия в целостном изучении психической реальности. Поэтому исторический подход в его трудах представлял собой один из аспектов создаваемой им системы комплексного человекознания.
Об осознании необходимости и важности разработки истории психологии и глубоко личностном отношении к данной задаче свидетельствует тот факт, что в качестве своей докторской диссертации Ананьев, тогда уже известный ученый, автор оригинальных исследований в области общей и педагогической психологии, выбирает историческую проблему. В Архиве Института психологии РАН в фонде Ананьева хранятся документы, подтверждающие высокий уровень научной мотивации ученого в осуществлении указанного выбора, раскрывающие глубину его познавательных интересов в данной сфере знания. Так, в одном из писем своей коллеге Е. П. Ересь, датированных 1937 г., Б. Г. Ананьев пишет: «Я работаю над вопросами истории русской психологии. И я склоняюсь к тому, чтобы через известное время избрать именно этот вопрос предметом своей диссертации. Здесь действительно область открытий для русских психологов». В другом фрагменте этого письма он пишет: «Я очень увлекаюсь всеми этими вопросами и меня прельщает более серьезно заняться их разрешением» (Ананьев, личный фонд № 6, л. 7, 5). Сожалея о неудачной, с его точки зрения, попытке подготовки учебника психологии (вышедшего в 30-е гг.), одним из соавторов которого он являлся, Ананьев указывает, что причиной этого является «отсутствие необходимо исторического подхода при отборе и интерпретации материала» (там же).
Важность истории психологии как «области исследования, насущно необходимой для успешной разработки актуальных задач современной науки», подчеркивал и Б. М. Теплов (Теплов, 1960, с. 3). История психологии, с его точки зрения, вооружает ученого необходимой ему для работы совокупностью фактов, позволяет наметить правильные ориентиры научного поиска, адекватно сформулировать исследовательские задачи, найти наиболее верные пути и способы их решения. Она способствует более глубокому осознанию логики развития научного знания, раскрытию его объективных противоречий и альтернативных тенденций, позволяет дать правильную теоретическую оценку тех или иных идей, реконструировать условия их создания. История науки — это мостик, соединяющий современного исследователя с богатейшим наследием человеческой мысли, созданным в ходе многовековой истории развития познания. Отсюда делается вывод, что любое серьезное научное исследование должно начинаться с изучения истории рассматриваемой научной области. «Историко-психологические исследования должны ориентировать исследователей специальных проблем в том, где и какой материал по данной проблеме они должны искать, как теоретически оценивать те или иные факты и теории, в каком контексте открывались эти факты и создавались эти теории» (там же). Таким образом, речь идет об органической связи истории и теории психологии.
Теплов утверждает, что исторический анализ непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя логически вытекает из исторического анализа проблемы, поэтому «каждый исследователь должен быть историком своего вопроса» (Теплов, 19856, с. 312). Причем чем глубже историческая рефлексия рассматриваемой проблемной области, тем более фундаментальным является результат научного исследования. Теплов опровергает возможность получения каких-либо теоретических обобщений на основе единичного факта, отдельного исследования. Ориентация на это является, по его мнению, проявлением «детской болезни» науки. Только включение в систему фактов, в «историю вопроса» позволяет исследователю подняться до уровня серьезного теоретического обобщения. Глубина исторического анализа выступает, таким образом, одним из важнейших условий, определяющих научную ценность проводимой работы.
Знание истории науки, по Теплову,— показатель уровня профессионализма ученого, условие обеспечения культуры психологического исследования. «Отсюда ясно,— заключает он,— какое огромное значение может иметь правильно ориентированная история психологии для развития современной научной психологии» (Теплов, 1960, с. 5), сколь важно поднимать «культуру исторического подхода к научным исследованиям» (Теплов, 19856, с. 313). Указанные положения, по мнению Теплова, определяются самой природой научного знания, его кумулятивным характером, когда «каждая новая ступень в познании данной области действительности строится на основе уже накопленных знаний» (Теплов, 1960, с. 5).
Что касается самого Б. М. Теплова, то, как представляется, присущий ему исторический подход к анализу всех исследуемых психических явлений, глубокие знания в области истории отечественной и мировой психологии во многом определяли его высочайшую научную продуктивность, обеспечивали значимость и оригинальность разрабатываемых им научных идей и подходов.
М. Г. Ярошевский обосновывает актуальность истории психологии, ее значение в развитии психологического познания. Он вписывает историю психологии в систему психологической науки, подчеркивает ее органическую связь с современными научными разработками, утверждает, что исследование любой проблемы психологии и научная психологическая мысль в целом «вскомлены» прошлым, опираются на его достижения (Ярошевский, 1996, с. 3). С этой точки зрения современные знания о психике определяются им как одно из ответвлений «величественного древа человеческого познания» (Ярошевский, 19956, с. 10). Подчеркивается, что благодаря рефлексии истории психологического познания историк науки воссоздает образ современной науки, состояние которой необъяснимо без ее ретроспективного анализа. Исторический взгляд характеризуется как самосознание науки «подобно тому, как самосознание личности формируется благодаря осмыслению ею своего прошлого» (Петровский, Ярошевский, 1996, с. 5).
Ярошевский подчеркивает динамичность историко-психологических идей, их обусловленность сменой методологических воззрений.
Он выделяет ряд функций истории психологии в развитии психологического знания[39].
Во-первых, познавательная функция, состоящая в расширении фактологического базиса психологических исследований, создании предпосылок для осмысления системы идей и категорий, образующих современный уровень психологической науки, увеличении ее ресурсов за счет обращения к историческим корням, ассимиляции результатов исторического познания психической реальности. «История, — пишет М. Г. Ярошевский,— это память науки. Человек, лишившись памяти... становится существом мгновенья. Его настоящее безвозвратно исчезает в прошлом и мертво для будущего. Благодаря знанию истории, мы способны, наряду с нашим собственным... опытом, приобщаться к богатствам опыта прежних поколений искателей истины о психическом мире человека» (Ярошевский, 19956, с. 12).
Во-вторых, организационно-научная функция, проявляющаяся в обеспечении планирования и проведения научных исследований на основе учета как успехов и достижений, так и просчетов и неудач, имевших место в истории развития психологической мысли. Как указывает Ярошевский, история психологии ориентирует исследователя, показывает направление движения — «откуда и куда мы идем». «"Память" науки подобно памяти человека сберегается не ради нее самой, а ради будущего. Это относится разумеется и к прошлому психологической мысли» (Ярошевский, 1966, с. 554).
В-третьих, функция стимулирования поступательного развития психологического знания, направленная на предохранение ученого от научной «тавтологии», повторов и топтания на месте, воспроизведения уже пройденных в науке путей. В противном случае наука прекращает свое движение, новые знания не добываются. Историческое исследование, «диагностируя» знание на предмет его ценности, новизны, оригинальности, дает стимулы для поступательного развития психологии, открывает возможности для развертывания ее перспективных направлений.
В-четвертых, рефлексивная функция истории психологии, состоящая в формировании правильного понимания и адекватной оценки возможностей, познавательных и преобразовательных ресурсов психологии, ее места в научном познании и общественной практике: «...узнать, на что способна психология, мы можем только из информации о том, что ей удалось сделать прежде, из ее истории». Ярошевский называет историю «великим полигоном, где на протяжении столетий проходят испытание познавательные возможности человека, той единственной лабораторией, где могут быть постигнуты возможности науки, ее сильные и слабые стороны». В этом смысле история психологии определяется им как «жизнеописание, жизнепонимание этой науки» (там же, с. 395, 403).
В-пятых, интегрирующая функция истории психологии, ориентированная на раскрытие связи психологии с другими науками, описание системного строения самой психологии.
В-шестых, воспитательная функция истории психологии: знакомство с прошлым научной мысли «исполнено... глубинного личностного, духовного смысла. Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой... Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души...» (Ярошевский, 19956, с. 4).
В-седьмых, прогностическая функция, состоящая в выделении перспективных линий развития психологии, осуществлении вероятностного прогноза ее дальнейшего развития.
Достаточно полный перечень функций истории психологии дается также В. А. Якуниным:
• идеологическая функция, выражающаяся в освещении истории психологии с определенных философских позиций и выступающая тем самым формой их обоснования;
• функция междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимовлияния психологии и других наук;
• функция рефлексии психологической науки;
• кумулятивная функция, состоящая в сохранении, обогащении и преобразовании психологических знаний;
• синтезирующая функция, проявляющаяся во влиянии истории психологии на психологическую теорию;
• аксиологическая функция, состоящая в формировании системы оценки различных взглядов и подходов, представленных в психологии;
• прогностическая функция истории психологии, проявляющаяся в раскрытии связи времен, осуществлении предсказания будущего развития психологии на основе анализа ее истории и современного состояния;
• воспитательная, мировоззренческая функции, направленные на расширение знаний и формирование системы научных ценностей специалистов, их отношения к миру;
• образовательная и дидактическая функции, связанные с определенной системой изложения истории психологии и ее использованием в учебном процессе (Якунин, 1998).
Из понимания функций истории психологии в психологическом познании вытекает формулировка конкретных задач историко-психологического исследования.
Первая задача состоит в раскрытии закономерностей развития знаний о психике. Ярошевский указывает, что в истории познания имеет место определенная последовательность в изменении форм и стадий научного мышления, его стилей, структур, категориального строения, и закономерности этой смены изучаются историей психологии, «и только ею одной».
Вторая задача заключается в рассмотрении взаимосвязей психологии с другими науками, на которые она опирается и от которых зависят ее развитие и достижения.
Третья задача предполагает выяснение зависимости генезиса, развития и востребованности психологических знаний от «социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества (ибо наука не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы)» (Ярошевский, 1995а, с. 12).
Четвертая задача включает изучение роли личности, ее индивидуального пути и вклада в становление науки.
Согласно Б. М. Теплову, история психологии должна изучать реальный процесс накопления конкретных знаний и методов исследования, рассматривать предпосылки разработки законов, стать «историей научных открытий». Акцентирование внимания на последней задаче определяется, как указывает Теплов, тем, что психологи «недостаточно еще умеют отличать подлинные научные открытия; в психологии почти совсем не поставлен "учет" сделанных в ней открытий. Мы еще часто не умеем отличить научное открытие от описания новыми словами хорошо известных фактов и закономерностей, или от оригинальных мыслей и теоретических построений, не содержащих в себе, однако, никакого научного открытия» (Теплов, 1960, с. 4). К числу важных задач он относит также изучение философских подходов, которые стоят за теми или иными идеями, рассмотрение истории становления философских основ психологии.
Наряду с этими задачами ученый выделяет главную, «значительно более трудную, но совершенно необходимую» задачу исторического исследования в психологии, состоящую в том, чтобы «отразить историю развития системы психологии как науки ». Психологическая наука как целостная система — логический итог развития знания, его глубокого теоретического анализа и обобщения; слияния теоретических актуальных концепций и накопленного в истории познания фактического материала. «Подлинная система науки,— подчеркивает Теплов,— органически вырастает из хода развития науки и является теоретическим осмыслением всей совокупности достигнутых знаний в данной области. Не изучив хода развития науки, нельзя строить систему этой па уки» (там же, с. 6). Задача эта чрезвычайно важна не только в историческом аспекте; она актуальна и для построения системы современной психологической науки. Теплов пишет, что «мы не имеем еще сколько-нибудь удовлетворяющей нас системы психологии. Та система, на которой строятся наши учебники и пособия, не соответствует той системе, которая фактически, хотя и не осознанно лежит в основе исследовательской (не только экспериментальной!) работы советских психологов. Если представить себе человека, в руки которого попали бы все научные психологические монографии и статьи, опубликованные за последние, скажем, 20 лет, но не попало бы ни одного учебника, программы, курса лекций по психологии, то он не смог бы реконструировать оглавления наших учебников и пособий» (там же). Именно опора на исторический фундамент позволяет сделать серьезные теоретические обобщения, охраняет от создания, по выражению автора, «выдуманных» систем, не отражающих реальный ход развития знания, а являющихся лишь плодом досужих фантазий их творцов. Тем самым Теплов вновь возвращается к обоснованию основополагающего тезиса: без истории нет теории; глубокий исторический анализ развития психологической мысли — основ.) обобщения и систематизации знания о психике.
Систематизирующую роль истории психологии, проявляющуюся в осмыслении развития психологического знания, подчеркивают Д. Шульц и С. Э. Шульц. Они указывают на наличие в современной психологии множества спорных и дискуссионных проблем, различных подходов и направлений. «Единственное, что связывает и вплетает в исследовательский контекст эти разные сферы и подходы,— это их история... Только изучая происхождение и развитие психологии, можно ясно увидеть, что сегодня она собой представляет. Знание истории упорядочивает и привносит смысл в то, что кажется хаосом, прошлое выстраивается в перспективу, которая объясняет настоящее». История психологии помогает «уяснить взаимосвязь между различными идеями, теориями и концепциями, позволяет понять, как отдельные звенья головоломки под названием психология выстраиваются в стройную картину» (Шульц, Шульц, 1998, с. 20).
Ананьев важной задачей истории психологии считает пропаганду достижений психологической мысли прошлого. «Нам пора уже, — писал он, — демонстрировать не только свои тупики и извращения, но и свои достижения и успехи. Будем к этому готовиться» (Ананьев, личный фонд № 6, л. 9). В этом он видел, в частности, условие завоевания авторитета советской психологической науки[40].
Следует отметить, что в научной литературе не всегда четко дифференцируются понятия «задачи» и «функции» истории психологии. Функции относительно более устойчивы и стабильны, отражают онтологические характеристики объекта историко-психологического познания; задачи более динамичны, обусловлены конкретным характером исследования. Функции описывают место, позицию, занимаемую историей психологии в системе психологической науки и познания; задачи ориентированы на их реализацию. Функции фиксируют основную направленность историко-психологического знания, и их круг относительно ограничен; перечень задач значительно шире, вариативнее и конкретнее.
Важный аспект методологического анализа истории психологии состоит в описании и структурировании проблемного поля истории психологии, опирающегося на понимание ее предмета и функций и включающего выделение основных единиц научного анализа (Кольцова, 20026). В науковедении проблемное поле определяется как направления исследований, представленные в науке в определенный период времени.
Разработка современной истории психологии как научной дисциплины характеризуется широтой проблемного поля и разнообразием феноменологического содержания. Структурирование историографического материала, полученного в отечественной истории психологии, приводит к выделению основных единиц анализа, традиционно использующихся в научных исследованиях. В качестве таких единиц, хотя и в разной степени проработанных, представлены: отдельные персоналии; научные школы; психологические центры (лаборатории, кафедры, институты); проблемы, направления и течения психологии; профессиональные психологические сообщества; регионы как специфические территориально-профессиональные объединения психологов; традиции; конкретные исторические периоды в развитии психологии. Специальный аспект анализа истории психологии, а соответственно и его единица — предмет психологии и истории психологии, а также совокупность принципов, категории и методов психологического и историко-психологического исследования. В последние годы на волне осмысления роли социально-исторической детерминации развития науки в контексте серьезных преобразований, происходящих в обществе, зарождается новое направление историко-психологического исследования — социальная (политическая) история науки и выделяются соответствующие единицы анализа, отражающие внешние, социально-контекстные влияния, обусловливающие направления и динамику психологического знания в определенных конкретно-исторических условиях его развития.
Отражением процессов гуманизации научной мысли является обращение к анализу обыденного психологического знания, что применительно к истории психологии выступает в расширении ее психологического поля за счет введения в него в качестве особого направления исследования соотношения научной и вненаучной психологической мысли, фундаментальных и прикладных психологических разработок, форм связи психологической науки с практикой. Наконец, в проблемное поле истории психологии входит разработка вопросов источниковедения и историографии истории психологии.
Проблемное поле истории психологии, отражая новые задачи, выдвигаемые как логикой развития научного знания, так и потребностями общественной практики, выступает в качестве репрезентативного показателя ее состояния и динамики.
Характеристика предметной области истории психологии показывает, что она имеет определенную структуру. М. Г. Ярошевский выделяет «трехаспектную» структуру истории психологии как науки, включающую следующие компоненты: «предметно-логический, социальный и психологический»[41] (Ярошевский, 1973, с. 174). Он пишет: «В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть определенная логика — сценарий этой драмы. Вместе с тем "производство" знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого» (Ярошевский, 1996, с. 3 — 4).
Представляется необходимым дополнить данную структуру еще одним компонентом — процессуально-динамическим. Его введение обусловлено тем, что, как правило, исследователи рассматривают уже сложившийся категориальный строй науки, систему ее принципов, подходов и идей. Логико-научный анализ, имея дело с результатом познавательной деятельности, не всегда ориентирован на раскрытие самого процесса ее получения. Введение процессуального аспекта позволяет решить задачу, сформулированную Б. М. Тепловым,— изучение истории научных открытий, того, как зарождается новое знание. В исторической психологии разработаны реконструкционные методы, открывающие подступы к раскрытию творческой лаборатории человеческой мысли, рассмотрению процесса ее возникновения и становления. Разработанный М. Г. Ярошевским метод категориального анализа, собственно, тоже направлен на фиксацию исторического движения психологического знания и тем самым обращается к динамическому аспекту психологического познания.
В целом структура психологического познания может быть описана следующим образом:
1. «Внутреннее пространство» историко-психологического познания, включающее ее логическое строение (систему принципов, категорий, проблем, подходов, выдвигаемых исследовательских задач и способов их решения). Данная подструктура отражает содержательный логико-предметный аспект психологического познания.
2. Процессуально-динамический аспект психологического познания, отражающий реальный процесс получения и накопления психологического знания, детерминированный совокупностью различных факторов и осуществляющийся в ходе столкновения различных идей, взаимодействия альтернативных вариантов решения рассматриваемых проблем, конкуренции научных программ.
3. Социально-исторический аспект психологического познания, характеризующий его разноуровневые связи с социально-исторической средой, формы включенности в мир культуры и научную жизнь своего времени, взаимодействие с различными идейными течениями.
4. Персоналистический аспект психологического познания, вскрывающий роль субъекта психологической мысли, индивидуальный характер его мировосприятия, научные позиции и взгляды, цели и направленность его деятельности.
Исследование динамического аспекта психологического познания как развивающего процесса предполагает рассмотрение проблем его детерминации. Согласно Б. Ф. Ломову, детерминация любого сложноорганизованного явления носит системный характер, обусловлена совокупностью различных по своему характеру, силе и масштабу воздействия факторов. Системный характер детерминации психологического познания, определяющийся природой научной деятельности как сложного целостного образования, раскрывается в работах Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, М. Г. Ярошевского, Т. Д. Марцинковской, A.Н. Ждан, Е. А. Климова, В. В. Большаковой, О. Г. Носковой, B.А. Кольцовой, Ю. Н. Олейника, С. А. Богданчикова и др.
Ярошевский выделяет три класса детерминант развития научного знания: его социальную, логико-предметную и психологическую обусловленность. К социальным факторам развития познания относится, прежде всего, коммуникативное взаимодействие субъектов коллективной научной деятельности. Идеи, возникающие в научном сообществе, не могут быть продуктом индивидуальной деятельности; они возникают в ходе научной коммуникации и порождены коллективным субъектом: «Особенности общественного развития в конкретную эпоху преломляются сквозь призму деятельности научного сообщества, имеющего свои нормы и эталоны. В нем когнитивное неотделимо от коммуникативного, познание — от общения» (Ярошевский, 1996, с. 15).
Проблемы научной коммуникации являются предметом серьезного изучения в науковедении, где обсуждаются вопросы организации научных сообществ разных видов (научных школ, научно-образовательных объединений, незримых колледжей и т. д.), роль научных программ как интегрирующего их фактора, особенности руководства научной деятельностью, включая формы воздействия на науку со стороны государства («государственная научная политика»), специфика научного общения и т. д. Установлено, что коммуникация в науке представляет собой сложную целостную систему, различные компоненты которой (формальные и неформальные, социальные и межличностные) тесно связаны и не могут быть поняты изолированно друг от друга (Коммуникация в современной науке, 1976; Прайс, 1976; Лин, Гарвей, Нельсон, 1976; Аллахвердян, Мошкова, Юревич, Ярошевский, 1998; Социально-психологические проблемы науки, 1973, и др.)
Особый интерес в этом контексте представляет анализ научных школ[42] как основной формы научно-организационной институционализации коллективной научной деятельности.
Важнейшим атрибутом жизни научного сообщества, отражающим единство когнитивного и коммуникативного компонентов познания, являются также научные дискуссии, представляющие собой один из источников возникновения нового знания, «катализатор научного прогресса». «Когда речь идет не только о сходном осмыслении терминов, но и об их преобразовании, общение выполняет особую функцию. Оно становится креативным... При столкновении идей происходит "вспышка гения"... Теория работает не иначе, как сталкиваясь с другими, "выясняя отношения" с ними... значимые компоненты теории неотвратимо несут печать этих взаимодействий» (Ярошевский, 1996, с. 15-16).
К сфере научной коммуникации относится и взаимодействие психологии с другими областями знания. Особенно тесными и исторически исходными являются связи психологии с философией. Это убедительно обосновывается в работах Б. М. Теплова, В. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Е. А. Будиловой, М. Г. Ярошевского, А. Н. Ждан. Согласно Теплову, история психологии представляет собой, прежде всего, историю «борьбы идей, борьбы материалистического и идеалистического понимания психики», и поэтому ее рассмотрение нельзя абстрагировать от конкретики указанных идейных влияний. На каждом этапе развития науки «борьба между передовыми и отживающими тенденциями научной мысли» разворачивается вокруг «узловых проблем», выдвигающихся в центр научных обсуждений (Тепло», 1985г, с. 200). В процессе философских дискуссий происходило осмысление сущности психического мира человека. Отсутстиис теоретической философской основы, обеспечивающей научное объяснение психической деятельности, согласно Теплову, било одной из важнейших причин относительно позднего выделения психологии как самостоятельной науки. «Механистический материализм, для которого психика, сознание всегда выступали как эпифеномены, не мог явиться философской основой психологии» (Там же, с.199). Теплов был убежден, что «подлинно научное понимание законов психической жизни» связано с преодолением механицизма и утверждением последовательно материалистических воззрений на природу и сущность психического: «Вся история домарксистской психологической мысли есть лишь предыстория научной психологии» (там же). Отсюда вытекает признание особой роли философии как методологии научного познания вообще и становления психологии как научной дисциплины в частности.
В работах Е. А. Будиловой рассмотрение борьбы материализма и идеализма в познании и объяснении психических явлений выступает в качестве стержневого основания раскрытия истории русской дореволюционной психологической мысли (Будилова, 1960). Противоборство различных философских течений в психологии прослеживается ею также при изучении истории советской психологии (Будилова, 1972).
Об огромном влиянии русской философской мысли и материалистической традиции на становление научной психологии в России и выдвижение в центр научных обсуждений психофизической проблемы и идеи психофизического монизма писал Ананьев: «Вполне понять оригинальность русской психологии можно, лишь тщательно изучив внутренние связи ее с русским философским материализмом, которым она действительно была порождена» (Ананьев, 1947а, с. 10). В свою очередь, развитие научной психологии вносило весомый вклад в укрепление материалистической теории познания и понимания природы человеческой психики и сознания.
Вторым источником наукогенеза психологии являлись естественные науки, и в первую очередь физиология. Выделяя наряду с философией роль это важнейшего корневого основания психологии, М. Г. Ярошевский отмечает, что естественные науки (медицина, биология, нейрофизиология, генетика, физиология и т. д.) позволяют более глубоко и точно исследовать материальный субстрат психической деятельности и поэтому являются важным условием развития научной психологической мысли. О тесноте взаимодействия современной психологии с различными областями естествознания как важном факторе ее развития свидетельствуют новые научные дисциплины, возникающие на границах психологии и ряда смежных с нею наук (психогенетика, психофармакология и т. д.).
Психология связана и с общественными науками — социологией, историей, лингвистикой, результатом чего является возникновение таких научных дисциплин, как социальная психология, историческая психология, психолингвистика. В последние годы на волне усиления гуманитарных тенденций в научном раз