Микротехника «Коммуникативная механика»

Наполеону Бонапарту принадлежит фраза: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает».

От нашего голоса, умения выразить свои мысли зависит примерно 40% успеха у публики.

В деловом разговоре ваша речь должна быть достаточно громкой, внятной, отчетливой. Убедитесь, что присутствующим хорошо вас слышно, а интонация соответствует содержанию. Научитесь концентрироваться на выступлении, тогда голос будет отражать именно те чувства, которые вы хотите передать. Будьте выразительны. Это поможет подчеркнуть нюансы вашей мысли.

Следите за темпом: чем больше слушателей в аудитории, тем медленнее нужно говорить.

Слова должны произноситься четко и ясно. Речевые ошибки (ПР: неправильное ударение) отвлекают аудиторию от существа сказанного, поэтому перед выступлением обязательно загляните в словарь. Избавьтесь от слов – паразитов.

Если вы решили прочесть свою речь, делайте это так, словно общаетесь с собеседником. Если вы выступаете «без бумажки», все равно время от времени заглядывайте в конспект, чтобы не упустить главное, зачитывайте короткие справки и цифры, пусть даже вы и помните их, это сделает информацию более достоверной.

В любом случае не пренебрегайте подготовкой к выступлению: у хороших ораторов все удачные экспромты являются тщательно продуманной и отрепетированной домашней заготовкой.

Вот, например, обычная ситуация — ответ, выступление. То, что называется «публичной речью». Для многих эта ситуа­ция достаточно привычная, и в то же время они не умеют справляться с ней.

Боязнь выступать — одна из очень частых жалоб, причем симптомы, о которых люди говорят (пересыхает в горле, теряются мысли, в голове — «черная дыра», сильно бьется сердце), ука­зывают на то, что действительно переживается сильное на­пряжение, даже страх. Более того, есть люди, которые всю жизнь читают лекции, перед каждым выступлением тайно мечтают, чтобы что-нибудь произошло и лекцию отменили.

Си­туация публичной речи объективно относится к числу наибо­лее сложных, как говорят, «стрессогенных» ситуаций. Неда­ром одна из знаменитых книг Д. Карнеги так и называется: «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Ситуации публичной речи - это действительно труд­ные ситуации, прежде всего потому, что несут в себе оценку, не просто, как оценку от­дельных знаний, умений, а себя как личности, в целом.

Это очень эмоционально насыщенная, по-настоящему стрес­совая ситуация. Специальные исследования показывают, что чем более человек уверен в себе, чем более у него устойчивая самооценка, тем менее он склонен рассматривать ситуация публичной речи в указанном ключе и тем более может отно­ситься к своему выступлению именно как к сообщению, а не как к акту самовыражения. Поэтому один из важных советов, который дает Д. Карнеги, — это сосредоточить свое внимание на сообщении: «Представьте себе, вы — посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыль­ного особого внимания. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем свое внимание. Знайте его как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, убежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения и будете владеть собой»*.

Почему же все-таки бывает так, что, даже хорошо зная, что говорить, мы волнуемся и не можем выступить как следует? Одна из причин этого — различие в эмоциональных состояниях во время подготовки и во время выступления.

Поэтому — репетиция, репетиция, репетиция, что в пере­воде с латыни значит «повторение». Говорят, что известный психолог Б. Г. Ананьев, готовясь к лекциям, часто рассказывал, объяснял их своей домработни­це. Это позволяло ему добиться наиболее четких, понятных формулировок. Причем очень хорошо, если можно такой рассказ совместить с самоконтролем перед зеркалом. О пользе такого «рассказа домработнице» хорошо говорится в известном анекдоте: «Так долго объяснял, что и сам, наконец, все понял».Все понял и отрепетировал рассказ в обстановке, возможно приближенной «к боевой».

Уделите некоторое время «настройке» на определенное состояние.Здесь могут помочь элементы аутогенной тренировки. Для того чтобы вызвать у себя спокойное, расслабленное состояние, можно: представить себе место, где вы когда-то были и где испытывали полный покой, приятную лень, негу. Ну, например, песчаный пляж. Вспоминайте как можно ярче, конкретнее все ощущения, как можно подробнее, что тогда происходило. Если вам удастся это, то в дальнейшем достаточно будет мимолетного воспо­минания, чтобы похожее состояние вернулось (точнее, конеч­но, его тень, но часто хватает и тени).

Для выступления, конечно, более важно состояние уверен­ности, в некоторых случаях даже «побеждающее». Для того чтобы настроиться на него, вспомните как можно подробнее со всеми переживаниями, ощущениями, деталями случаи успехов, удач (заранее составляйте списки Удач). Не вспоминайте провалов, которые сами лезут в го­лову, вспоминайте именно успех. Вспомните ощущение уве­ренности в своих силах, свободы и раскованности (неважно, с чем они были связаны).

Некоторым помогает, когда они записывают свой уверен­ный голос на магнитофонную пленку, а затем в случае необходимости прокручивают ее, как бы «подстраиваясь» под эту запись.

Другим помогает рисование, особенно рисование такими красками, карандашами, фломастерами, которые дают пол­ноценный, насыщенный цвет. Это помогает, кстати, и при необходимости «избавиться», «излечиться» от неприятных пере­живаний, особенно депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуют рисовать левой рукой (если, конечно, обычно вы пишете правой) и не переживать из-за того, что не умеете рисовать, выражать свою эмоцию в абстрактной фор­ме, через цвет и линию. Но, сделав это, обязательно взять яркие краски, связанные с чувством радости, уверенности, свободы, и нарисовать — пусть это будет чистая абстракция — что-нибудь этими красками.

Еще один прием очень близок к аутотренингу. Это так на­зываемые формулы-настрои. Их можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Есть короткие, ем­кие и, напротив, очень подробные, развернутые настрои. Вы можете взять какие-то известные или найти свои. Вот, напри­мер, начало одного из настроев: «Я — человек смелый, твердо уве­ренный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь. С каждым днем моя воля становится все сильней и сильней». А вот фрагмент настроя на смелое речевое поведение: «Я смело, уверенно говорю на экзаменах, на занятиях, где угодно, в любой обстановке я всегда говорю смело, уверенно. Я ничего не бо­юсь».

Начинаем репетицию. Лучше всего это делать перед зерка­лом. Репетируйте по-настоящему, представляя себе аудито­рию. Следите за позой, мимикой, жестами — пользуйтесь всем, чем овладели во время занятий психогимнастикой. Особое внимание — голосу, речевой выразительности.

Перед особо важными, особо ответственными выступле­ниями можно воспользоваться советом-приемоммысленная тренировка из арсенала спортсменов. Продумайте мысленно свой ответ, свое выступление во всех подробностях, пред­ставьте конкретно, как можно ярче все, что будет происхо­дить. Подумайте о том, какие могут возникнуть трудности, неприятности, как вы будете себя чувствовать, что пережи­вать в эти моменты.

И последнее: только 7% впечатления от вашего выступления приходится на то, что вы говорите. В памяти аудитории останется только четверть объема услышанной информации. Так стоит ли бояться выступать?

Поднимитесь на сцену. Немного подождите, дайте слушателям вас «изучить» секунд 15-20. Окиньте зал взглядом: можно слегка кивнуть 2-3 знакомым. Теперь улыбнитесь и скажите «здравствуйте».

Все получится! В конце концов, это хорошая возможность заявить о себе. Удачи!

СЛАЙД 25

Наши рекомендации