Появление предметной и игровой деятельности

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной куль­туры и начинает действовать с ними по-человечески. У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчинять­ся функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. Полуторагодовалый-двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести-восьмимесячный ребенок, т.е. активность ре­бенка более старшего возраста с этими предметами носит ха­рактер. соответствующий их общекультурному назначению.

Представление о большинстве предметов домашнего обихо­да, способах их использования дети усваивают на втором году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устрой­ством организма обусловленные движения ребенка. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирова­на, по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.

В отличие от младенца ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец, по­лучив их в руки, просто начинает манипулировать ими, то ре­бенок двух-трех лет прежде всего приступает к детальному и внимательному изучению и только после этого обращается к использованию вещи в своей практической деятельности. Ребе­нок раннего возраста сначала должен выяснить функциональ­ное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?», рассчитывая в от­вет получить как раз такую информацию.

С первого полугодия второго года жизни дети начинают выпол­нять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихо­да, готовит пищу, стирает и т.д. Около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его симво­лическому изображению. Благодаря совершенствованию символи­ческой функции дети не только используют в игре предметы по их прямому назначению, но подчиняют функциональное упот­ребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентацией на его физические качества и свойства.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивиду­альная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными пред­метами, прежде всего игрушками, причем не просто манипули­руют ими, но, конструируя, строят из них что-либо новое. По­являются первые попытки обращения к изобразительной дея­тельности в форме рисования на бумаге.

На втором и третьем годах жизни развитие символического действия проявляется в том, что рисунки детей становятся более сложными. Сначала дети изображают каракули, которые мо­гут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изобража­емым объектом.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрос­лых с предметами, у него появляются предметные игры-подража­ния. Они представляют собой первые шаги к символизации, свя­занной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее — с формированием у ребенка определенных личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов: иг­ра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка, опре­деляя его продвижение в когнитивном, личностном и социаль­ном развитии.

Непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Десятимесячные мла­денцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой интерес, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и т.п. В возрасте около 18—20 месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с парт­нерами по игре. Начиная с этого возраста дети стремятся боль­ше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в со­стоянии играть вместе в игры с правилами.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникнове­ние в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высоко­го развития символическая функция, он должен научиться поль­зоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка долж­на возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми — детьми и взрослыми— в игре.

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обраще­ния людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше ус­ваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точ­ки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к уча­стию в общественной жизни в различных социальных ролях.

В раннем возрасте у ребенка начинают складываться созна­тельно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Связанные с этим действия мы называем произ­вольными по той причине, что они возникают не под воздейст­вием каких-либо внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие некоторого внутреннего замысла, который руково­дит действиями и движениями ребенка вне зависимости от внеш­них обстоятельств, в которых они разворачиваются. Произволь­ные действия — это целенаправленные действия, так как они регулируются определенной целью. Вначале целенаправленные действия детей раннего возраста бывают неустойчивыми. На­чав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро теряет ее из поля зрения, отвлекается, забывает о ней под вли­янием случайных внешних обстоятельств.

Рассмотрим развитие подражания как механизма научения в раннем возрасте, так как через механизм подражания детям пе­редаются формы поведения родителей и дети лучше усваивают личностные качества, свойственные взрослым. Годовалый ре­бенок вполне может подражать увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным движениям. В начале второго года жизни возникает способность детей к отсроченному подража­нию: они могут повторять то, что видели некоторое время назад.

С наибольшей готовностью вначале дети воспроизводят дви­жения, затем появляется подражание действиям, связанным с общением людей. Объектами для подражания первоначально являются живые люди, затем — люди, представленные в филь­мах, в книгах, в рассказах.

Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка. Когда он умело и забавно подражает кому-либо, взрослые обычно улыбаются и тем самым эмоционально подкрепляют действия ребенка, хвалят его. Это развивает у ребенка склонность к усвоению нового через подражание, влияет на выбор им форм подражательного поведения.

На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формиро­вания у детей полоролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, при­чем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.

В трехлетнем возрасте подражание другим уже мотивирова­но, оно управляется определенной целью, которую ребенок ста­вит перед собой. Подражание зависит от степени уверенности ребенка в том, справляется ли он с соответствующей задачей. Дети обычно не имитируют легко или трудновоспроизводимые действия и сильно огорчаются, если подражание не удалось.

Наши рекомендации