Тема 4: «Особенности предупреждения и разрешения конфликтов в служебной деятельности».

Понятие, функции, сущность и причины служебных конфликтов. Динамика конфликта.

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода функциональная единица социального бытия. Теоретические знания и прикладные умения в сфере конфликтологии являются для каждого сотрудника полиции профессионально необходимыми на основании того, что:

1) конфликты являются неизбежными и частыми спутниками профессиональной деятельности сотрудников полиции;

2) конфликты представляют собой нарушение и осложнение процессов коммуникации в профессиональной деятельности сотрудников полиции.

По всему спектру профессионального общения могут возникать конфликты с непосредственным участием полицейского в качестве одной из сторон конфликта.

Конфликтология - это наука, изучающая появление, развитие и разрешение конфликта.

Термин «конфликт» используется в различных значениях. Наиболее часто психологи понимают конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) представляет собой противостояние людей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позициями, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоящей стороны (групповые конфликты). Конфликт - это возникновение противоречия, его осознание и активная деятельность по его преодолению. Можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. Конфликт - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями.

Конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. При этом констатируется приблизительное равенство по интенсивности противостоящих в конфликте сил. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить тогда, когда имеются альтернативные возможности для реагирования. С точки зрения когнитивной психологии, в конфликте сталкиваются идеи, цели, ценности - словом, феномены сознания. Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт - это активные, взаимно направленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Функции конфликта:

Конфликты выполняют как негативные, так и позитивные функции.

К наиболее серьезным негативным функциям конфликтов можно отнести:

1) ухудшение дисциплины и морально-психологического микроклимата в трудовом коллективе, снижение качества и эффективности работы сотрудников и подразделений организации, организации в целом;

2) значительный, иногда невосполнимый ущерб соматическому и психическому здоровью, деловому взаимодействию, неформальным взаимоотношениям участников конфликта.

К наиболее важным позитивным функциям конфликтов можно отнести:

1) стимулирование перехода трудового коллектива к более современным и эффективным технологиям профильной деятельности, нормам делового взаимодействия и поведения сотрудников, а руководства коллектива - к более эффективным формам и методам управления и организации труда;

2) сплочение коллектива организации или подразделения в процессе конфликта с противоположной стороной, находящейся вне этого конфликта (сплочение перед лицом трудностей);

3) снижение напряженности между конфликтующими сторонами, появления у них опыта совместных действий в процессе разрешения конфликта как условие, уменьшающее вероятность повторного конфликта.

Наши рекомендации