В поисках предмета психологической науки

Первый вопрос в изложении каждой науки — это вопрос о том, что она изучает; Поэтому несколько лекций будет посвящено самому предмету психологии. Вопрос о предмете науки — очень трудный вопрос даже для наук, уже хорошо развитых. Однако не все науки нуждаются в объяснении своего предмета изучения. Есть науки, у которых предмет, может быть, и не очень хорошо определен, но проложены четкие пути и методы исследования и намечены дальнейшие направления его изучения. Поэтому вопрос о предмете такой науки является, скорее всего, философским. Он тоже важен, потому что нужно уметь смотреть на свою науку с точки зрения не только ближайших задач, но и перспективных.

Однако существуют науки, которые только-только входят в свое экспериментальное русло, для которых вопрос о предмете имеет большое принципиальное значение. В этом случае полагаться на то, что этот предмет будет мало-помалу выделяться сам собой, как это происходит в других науках, — значит отодвигать решение этой задачи на многие десятилетия или даже века, как это происходило, например, с математикой, физикой, где предмет определялся в течение многих веков. Если бы мы и в психологии пошли таким путем, то отодвинули бы эту задачу на неопределенное время, обрекая себя на долгие блуждания. Напротив, ясный ответ на вопрос, чем должна заниматься психология, ведет к очень многим принципиальным и практическим новшествам в самом широком смысле слова.

Принципиальным, например, является смешение вопросов психологии с вопросами исторического материализма — как говорят у нас в стране, или с вопросами социологии — как говорят за границей. Это привело к тому, что социальные проблемы часто подменялись психологическими и заслонялась подлинная трудность этих проблем. При возникновении каких-либо неполадок говорилось, что это зависит от свойств отдельных людей, от их психологических ха-

ЕИ1

ш

рактерологических особенностей. Так вопрос передвигался в другую плоскость и потому не мог быть решен. Это происходит и теперь.

Что касается самих психологов, то, представляя свой предмет недостаточно отчетливо, они сплошь и рядом в поисках будто бы собственно психологических закономерностей уходят в сторону от цели и занимаются физиологией мозга, социологией, любой наукой, которая имеет некоторое отношение к психике. По мере выяснения этих вопросов происходит соскальзывание со своего предмета на другой предмет, тем более, что этот другой предмет обычно гораздо более ясно и отчетливо выступает и тоже имеет какое-то отношение к психологии, хотя это и не психология. А такое соскальзывание в другие области не всегда продуктивно. Каждая область выделяется потому, что в ней есть свои закономерности, своя логика. И если вы, соскальзывая в другую область, хотите сохранить логику психологического исследования, вы не сумеете ничего сделать ни в той области, куда соскользнули, ни тем более в психологии, от которой уходите. И такое соскальзывание происходит, к сожалению, очень и очень часто и ведет к непродуктивности и ложной ориентации в исследованиях: то, что подлежит изучению, остается неизученным и неосвоенным.

Вот таково значение этого вопроса. Оно особенно усугубляется в психологии тем, что все основные представления о ее предмете, которые были предложены ранее и господствуют до сих пор, фактически оказались несостоятельными. На сегодняшний день положение таково, что большей частью предмет психологии tie определяется, а указывается на какие-то явления, которые, конечно, имеют отношение к психологии, но не составляют ее непосредственного предмета. Вот на этих прежних основных представлениях о предмете психологии и на их несостоятельности хмы должны остановиться. Они складывались веками, они просочились в сознание человека не только через науку, но и через художественную литературу, через обиходную речь и т. д. Прежде всего надо ясно понять, почему же эти так долго господствовавшие представления несостоятельны. Несмотря на уже долгое существование психологии как науки, даже учитывая ее длительный донаучный период, таких представлений, в сущности, можно назвать только три.

Самое древнее из них — это душа как предмет психологии. Более новое — это так называемые явления сознания. Самое молодое,

Наши рекомендации