Проблемы религии и культуры в психологии З. Фрейда и К. Г. Юнга.
Психологические основания художественного творчества в теории З. Фрейда.
Толкование причин художественного творчества К.Г. Юнгом. Возникновение религии и ее роль в жизни первобытного общества (З. Фрейд).
Индивидуальная психология и религия.
23. Индивидуальная психология А.Адлера.Основные принципы индивидуальной психологии. Чувство неполноценности и компенсация. Комплекс неполноценности и его истоки. Стремление к превосходству. Стиль жизни. Стиль жизни и типы личности. Социальный интерес. Порядок рождения. Психология мужчины и женщины.
24. Неофрейдизм В.Райха.Телесно-ориентированный психоанализ. Понятия
«оргонной энергии», «мышечной брони». Структура характера. Характер и
«мышечная броня». Характер и общество. Невротический характер и фашизм. Подавление сексуальности как средство формирования невротического характера и воспроизводства авторитарного общества. Концепция сексуальной
революции.
25. Социокультурная теория личности К. Хорни.Развитие личности. Базовые потребности личности. Базальная агрессия и базальная тревога. Этиология невроза. Невротические потребности и ориентации. Базальный конфликт.
26. Неофрейдизм Э.Фромма.Вклад Э. Фромма в психоанализ. Представления о природе человека. Сущность человека как противоречие. Иметь или Быть. Развитие личности: биофилия, любовь к людям, свобода. Деформации личностного развития: некрофилия, нарциссизм, инцестуозные привязанности. Толкование сновидений. Психоанализ характера, типы характера.
27. Бихевиоризм.Методологические основания бихевиоризма. Эксперименты Э. Ли Торндайка. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Бихевиоризм Э.Ч. Толмена: концепция научения, латентное научение. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера: оперантное поведение, подкрепление и его эффективность.
Подкрепление и наказание. Социально-когнитивное направление: А. Бандура (научение через наблюдение, виды подкрепления, самоэффективность). Дж. Роттер: прогноз человеческого поведения, локус контроля.
28. Гуманистическая психология.Предпосылки возникновения гуманистической психологии. Основные положения гуманистической психологии. Категория личности в гуманистической психологии: способ существования человека как личности, цели существования человека как личности, условия и средства достижения этих целей. Самоактуализация. Полноценно функционирующий человек. Недирективная терапия К. Роджерса: деформации психического развития личности, терапевтическая ситуация.
29. Гештальт-психология.Научные предпосылки возникновения гештальт- психологии: работы И. Канта, Э. Маха, К. фон Эренфельса. Возникновение гештальт-психологии: эксперименты Вертхеймера, фи-феномен, константность восприятия. Принципы восприятия. Исследования интеллекта: опыты Келера, инсайт, творческое мышление людей. Изоморфизм. Теория поля: годологическое пространство, человек и его цели, понятия баланса и напряженности.
30. Генетическая психология Ж. Пиаже.Ж. Пиаже и его работа: цель и методы научной деятельности. Генетическая эпистемология и генетическая
психология: генетическая эпистемология как прикладная генетическая психология. Психология формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка, стадиальность данного процесса. Критерии стадий. Понятия вертикального и горизонтального декаляжа. Структура научного знания, история развития научных понятий. Теория интеллекта: биологические основы интеллекта. Организация и адаптация. Ассимиляция и аккомодация.
31. Когнитивная психология.Предпосылки возникновения когнитивной психологии: работы Дж. Миллера, Дж. Брунера и У. Найссера. Основные положения когнитивной психологии. Основные понятия направления. Основные научные теории когнитивной психологии: теория структурного баланса Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда и
П. Танненбаума.
32. Российская психология в начале ХХ в.Состояние психологического знания в России в начале ХХ в. Основные направления российской психологии того времени. Экспериментальная психология: предпосылки возникновения, характерные черты. Эмпирическая психология: основные черты, методологические положения, метод исследований. Религиозно- философская психология: основания направления, ключевые идеи направления, основные черты душевной жизни.
33. Развитие отечественной психологии в 20-30-е гг. ХХ в.Введение.
Психология и революция. Развитие психотехники. Основные черты советской психотехники. Советская педология. Педология и общественный заказ. Различные направления внутри педологии. Поведенчество. Рефлексология В.М. Бехтерева. Реактология К.Н. Корнилова. Психоанализ в России. Развитие
психоаналитического движения. Психоанализ и марксизм. Разгром прикладной психологии в России в 30-е гг.
34. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского.Введение.
Феномен Л.С. Выготского. Развитие психических функций в онтогенезе.
Высшие и низшие психические функции. Психологические орудия. Знак и значение. Мышление и речь. Формирование понятий у детей. Научные и житейские понятия. Развитие и обучение. Зона ближайшего развития. Дефектология. Проблема личности. Активность личности. Стадиальность развития личности. Кризисы развития.
35. Московская школа в отечественной психологии.Разработка проблемы культурно-исторического развития. Исследования развития психики А.Р. Лурия. Психология развития: А.Н. Леонтьев. Источник и движущие силы психического развития ребенка. Интериоризация. Формирование мыслительных действий. Д.Б. Эльконин: основные положения теории развития личности. Структура сознания. Сознание и речь. Речь и мышление. Нейропсихология.
36.Ленинградская школа в отечественной психологии.Б.Г. Ананьев: системный подход к изучению личности. Индивидуальное развитие. Развитие личности. Гетерохронность развития. Сенсорно-перцептивная организация личности. Межанализаторные интермодальные сенсорные системы. Сензитивность и сензитивные периоды развития человека. Сенсибилизация.
Личность и общение. Восприятие человека человеком. Факторы, влияющие на процессы восприятия другого человека. Проблема понимания человека человеком.
37. Сергей Леонидович Рубинштейн и его школа в отечественной психологии.Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Концепция субъекта и деятельности. Субъективное и объективное. Категории деятельности, субъекта и бытия. Принципы психологической науки: принцип деятельности. Деятельность и сознание. Сознание и психический процесс. Структура личности. Жизненный путь личности. Психический процесс и психическая деятельность. Мышление как процесс и деятельность. Человек и мир. Категории бытия – мира – объекта – материи. Категория субъекта в его отношениях к миру.
Рабочая программа курса
«История психологии» для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (3 семестр)
№ | Тема | Лекц., ч. | Сем., ч. | Сам. р., ч. | Итого |
История психологии как наука. | |||||
Античная психология. | |||||
Развитие психологии в Средневековый период. | |||||
Психология эпохи Нового времени. | |||||
Психологические идеи эпохи Просвещения. | |||||
Зарождение психологии как науки. | |||||
Экспериментальная психология. | |||||
Зоопсихология. Дифференциальная психология. | |||||
Психология развития | |||||
Социальная и историческая психология. Психотехника. | |||||
«Новая психология». | |||||
Функционализм. | |||||
Развитие психологии в России. | |||||
Итого |
(4 семестр)
№ | Тема | Лекц., ч. | Сем., ч. | Сам. р., ч. | Итого |
1. | Предпосылки возникновения . | ||||
2. | Основные понятия | ||||
3. | Структура личности | ||||
4. | Тревога и защита. |
5. | Психоанализ как метод исследования. | ||||
6. | Психоанализ как метод психотерапии. | ||||
7. | Аналитическая психология К.Г.Юнга. | ||||
8. | Психология коллективного бессознательного. | ||||
Проблемы религии и культуры | |||||
10. | Индивидуальная психология А.Адлера. | ||||
11. | Итого |
(5 семестр)
№ | Тема | Лекц., ч. | Сем., ч. | Сам. р., ч. | Итого |
Неофрейдизм В. Райха | |||||
Социокультурная теория личности К. Хорни. | |||||
Неофрейдизм Э.Фромма | |||||
Бихевиоризм | |||||
Гуманистическая психология | |||||
Гештальт-психология | |||||
Генетическая психология Ж. Пиаже. | |||||
Когнитивная Психология. | |||||
9. | Российская психоло- гия в начале ХХ в. | ||||
Развитие отечествен- ной психологии в 20-30-е гг. ХХ в. | |||||
Культурно-историчес- кая психология Л.С. Выготского | |||||
Московская школа в отечественной психоло- гии | |||||
Ленинградская школа в отечественной психо- логии. | |||||
Психология С.Л. Ру- |
16IIHIIITeifua.
IIToro I 30 I 22 I 12 I 64