Стереотипы и патологическая этнозащита
Этнические стереотипы, как известно, многофункциональны. Важной их функцией является психологическая самозащита этноса. Создавая о своем этносе позитивные представления (автостереотипы) и отрицательные представления о другом этносе (гетеростереотипы), люди защищаются от этого чужого этноса. Данное явление особенно часто имеет место в полиэтнических государствах наподобие США, России, Индии и т.п. Однако если стереотипы носят слишком обобщенный характер, этнозащита, осуществляемая с их помощью, может стать иррациональной и бить бумерангом по тем, кто использует их для нападения. Приведем конкретный пример из жизни России.
В настоящее время в России имеет широкое хождение "термин" "лица кавказской национальности". Этим странным понятием охватываются все народы Кавказа и Закавказья, которые весьма различны как по своим антропологическим, так и этническим и культурным особенностям. В научном отношении это, конечно, безграмотный термин. Но психологическое воздействие и функциональное значение стереотипов определяется не столько тем, насколько они верно отражают реальность (они чаше всего искажают ее), а тем, как глубоко они "сидят" в психике людей, верят ли они в их истинность, какую установку на конкретные действия они создают и т.п. То обстоятельство, что уже более чем 10 лет это понятие имеет широкое хождение в России, свидетельствует о том, что у него имеются психологические возможности в качестве орудия этнопо-литики и создания определенного общественного настроения.
Но значительная иррациональность данного стереотипа Приводит к тому, что на его основе предпринимаются одинаковые действия против всех представителей кавказских и закав-
146
Альберт Налчаджян
казских народов, этнические группы которых живут в России или посещают эту страну, особенно Москву и Санкт-Петербург. Многие, даже власть имущие, или путают армян с азербайджанцами, грузин с армянами, чеченцев с азербайджанцами и т.п., или же просто не желают заниматься их различением, не создавая себе "ненужных" познавательных задач. Это приводит к ряду вредных последствий для самой России: а) вместе с врагами российские деятели отталкивают от себя также друзей; б) иногда они поступают уж совсем иррационально: репрессируя и вытесняя армян, с государством которых Россия заключила договор о стратегическом партнерстве, они как бы освобождают этническую нишу для опасных для России этнических элементов, как это имело место в Санкт-Петербурге в 1998 году'; в) вследствие этого те, кто наносит прямой вред России, ведут себя развязно и агрессивно и занимают все более крепкие позиции. Так, согласно официальным сообщениям, азербайджанцы в Санкт-Петербурге составляют около 200 тысяч человек, контролируют около 40 предприятий с капиталом более 240 миллионов рублей и т.п. Рядом с ними армян не видно, однако когда речь идет о преступлениях, совершаемых "лицами кавказской национальности", обычно упоминаются не только азербайджанцы (среди которых очень много преступников), но и армяне. Это очень типичный пример иррациональной этнопо-литики,проводимой властями города. Это иррациональная эт-нозащита и абсолютно вредная.
Названные этнические меньшинства, занимающие • в Санкт-Петербурге маргинальный статус, стремятся к этнической самозащите и самоутверждению разными способами, что непосредственно связано с их культурными традициями, специфичностью способностей и различным отношением к русскому народу: а) азербайджанцы в основном занимаются торговлей и мелким бизнесом и выступают в роли эксплуататоров местного трудового населения. Они искусственно повышают цены на товары, вытесняют местных торговцев, вследствие чего против них городские власти часто принимают защитные, карательные меры; б) совсем по—другому самоутверждается
См.: Мосесова Ирина."Лицо кавказской национальности". Кому выгод].' эта нелепица. - Газета "Голос Армении", 29 августа 1998 г.
Этнозащитные механизмы и процессы
147
большая часть этнической группы армян, составляющих в Санкт-Петербурге около 25 тысяч человек. Вот что говорится о них в вышеупомянутой статье И. Мосесовой: "Армянская община в Санкт-Петербурге официально насчитывает 25 тыс. человек. В своем большинстве — это люди, не только нашедшие в жизни достойную нишу, но и составляющие элиту города. В законодательном собрании города работает В. Аматуни, звание народной артистки России недавно получила известная певица Рубина Калантарян, в Мариинском театре успешно солирует Сусанна Мартиросян. В Санкт-Петербурге и за рубежом проводят выставки скульпторы Л. Лазарев и Ц. Симонян. За огромную благотворительную деятельность многих наград удостоена директор Международного центра по социальной реабилитации детей беженцев "Ласточка" А. Мнацаканова. Духовный пастырь армян Санкт-Петербурга и Северо-Запада иеромонах отец Езрас объединяет общину. Под его благословением и при активном участии в городе действуют армянская молодежная ассоциация и Учебно-воспитательный центр им. Лазаревых. Здесь дети учатся языку и приобщаются к национальной культуре, искусству, читают литературу на родном языке. На богослужения в церковь на Васильевском острове собираются тысячи людей. Идет реставрация церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, спустя десятилетия переданной нашему народу". (Там же).
Это именно то, что можно назвать сублимационной формой этнической адаптации.Ясно, что работая творчески и не имея политических амбиций в Санкт-Петербурге и в России в целом, армяне могут оказаться весьма полезными людьми для этой страны, какими и были в течение нескольких столетий.
Но есть и армяне—преступники, и хотя их мало, они создают серьезную проблему и для Армении. Среди них, согласно тем же сообщениям, подпольные изготовители армянского коньяка и водки. "Лица кавказской национальности" — нелепи-иа, как щит при охоте на ведьм, необходимая прежде всего тем, кто старательно раскачивает лодку России, добиваясь ее гибельного, позорного потопления. Каждый термин, введенный в оборот, должен иметь обоснование. Кавказ — территория меж-ДУ Черным, Азовским и Каспийским морями — имеет рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат, основ-
148
Альберт Налчаджян
ные типы ландшафта. Территория не имеет национальности, она безнациональна. Что касается людей, ее населяющих, то это очень сложный в этническом и языковом отношении состав. Здесь живут 50 народов, говорящих на языках трех лингвистических семей". Вместе с тем азербайджанским этническим группам разрешается вести агрессивную информационную войну против армян — стратегических союзников русских -особенно по поводу проблемы Нагорного Карабаха. Они свободно распространяют дискредитирующую своих противников информацию на территории третьей страны. Их агрессивность достигает патологических и криминальных форм.