Бабушка пошла за лекарствами в (аптеку).

• «Четвертый — лишний». Предложите ребенку внимательно послушать 4 слова и определить, какое из них лишнее и почему. Слова в этой игре могут компоноваться по наличию или отсутствию заданного звука, по принципу обобщающих понятий. Например: «Это все птицы, но стриж лишний, потому что в этом слове нет звука «а».

Аист,нос, адрес, ангел

Рот, кит, суп,мак

Грач, ворона,стриж, галка

Береза, осина, липа,дуб

5. Формирование элементарного звукового анализа слова

• «Живые звуки».

Вариант 1. В эту игру можно играть с группой детей или индивидуально, используя сюжетные игрушки (человечки, животные и т. д.). Предложите ребенку «оживить» игрушки и «научить» их говорить. Для этого, например, ребенок расставляет в ряд 3 человечка. Взрослый пальцем дотрагивается до каждого человечка и шепотом произносит определенный звук (первый челове­чек — «р», второй человечек — «а», третий человечек — «к»). Ребенок слуша­ет, запоминает. Далее взрослый снова дотрагивается до первого человечка, и ребенок должен произнести звук «р»; потом до второго человечка — ребе­нок произносит звук «а»; и, наконец, до третьего человечка, и ребенок про­износит звук «к». После этого ребенок проговаривает целое слово («рак»).

Вариант 2. Ребенок расставляет в ряд 3 человечка. Взрослый «наде­ляет» каждого из них звуком, а потом человечки «разбегаются». Ребенок должен расставить их в правильном порядке. После этого взрослый дотраги­вается до каждого человечка, а ребенок произносит соответствующий звук; затем произносит слово целиком. Если ребенок поставил человечков в неправильном порядке, то, называя звуки, он поймет свою ошибку и испра­вит ее. Это очень веселое и смешное задание, так как вместо слова «рак» может получиться «арк», «кар», «акр».

Вариант 3. Взрослый произносит звуки изолированно, а ребенок слуша­ет, запоминает, после чего говорит целое слово. Например: «ш» — {пауза) — «а» — (пауза) — «р». Ребенок выслушивает и произносит: «шар».

6. Дифференциация звуков

• «Хлопни/топни» или «Стукни/погладь». Взрослый медленно про­износит слова. Ребенок внимательно слушает, чтобы не пропустить заданные звуки, например «з» и «с». Услышав «с», ребенок хлопает, услышав «з», — топает. Если в слове нет звуков «с» и «з», то ничего делать не надо.

Для дифференциации твердых и мягких согласных звуков лучше исполь­зовать соответственные движения, например: на звук «м» стукнуть по столу или стене (он такой твердый, что его хочется стукнуть), а на звук «мь» погла­дить себя по головке (он такой мягкий, как зеленая мягкая травка, что его хочется погладить).

* «Договори слово». Вы называете начало слова, а ребенок угадывает по смыслу и договаривает концовку, произнося один из двух дифференци­руемых звуков, например «с» либо «ц» («автобу...»). Или же взрослый про­износит слово без первой буквы, а ребенок должен подобрать первый звук («...амолет»). Если ребенок ошибся, например сказал «цамолет», спросите, есть ли такое слово, что оно обозначает, как его исправить. Упражнение можно делать как изолированно со звуками, так и со слогами.

автобу (с) мельни (ца) (ц)веток (са) молет
колоде (ц) поло (са) (ц) ыпленок (ца) ревна
абрико (с) актри (са) (с) тол (ца) пля
певе(ц) пшени (ца) (с) тул (са) нки

ОБРАЗЦЫ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО­ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Конспект № 1 (занятие № 38)

Тема: звук «м»

Программное содержание

Учимся

• Анализировать правильную артикуляцию звука «м», определять его характеристику с опорой на анализаторные системы (слуховую, зрительную, тактильную).

• Закреплять умение выделять звук «м» на слух в потоке гласных, соглас­ных звуков, в слогах, словах.

• Выделять интонационно звук «м» голосом в звуковых комплексах и словах.

• Определять позицию звука «м» в слове (начало, середина, конец).

• Приобщать детей к элементарному звуковому анализу слова.

• Расширять активный и пассивный словарь.

• Развивать грамматический и синтаксический строй речи.

• Формировать и дифференцировать категориальность понятий, разви­вать вербально-логическое мышление.

Материалы: зеркала, доска, мел, схемы, предметные картинки, мяч.

Ходзанятия

I. Организационный момент

• «Улыбка». Логопед встает у доски, закрывает глаза, складывает руки, как ученик за партой, и говорит: «Сейчас я открою глаза и увижу, какие вы все умные и красивые, ручки сложены на парте, ножки стоят вместе, спинки ров­ные, и каждому из вас загляну в глазки и улыбнусь». Логопед улыбается каж­дому ребенку и говорит: «Здравствуй, Петя, здравствуй, Оля, и т. д.». Таким образом, логопед налаживает эмоционально-личностный контакт с каждым ребенком и создает серьезный настрой на занятие.

II. Тема занятия

• Определение темы занятия с помощью отгадывания загадки и выделения первого звука в слове-отгадке (звук «м»).

Красна как кровь, Вышла из норки
Называется ... (морковь) Ради хлебной корки, (мышь)

— Какой первый звук в слове «морковь»?

— А какой первый звук в слове «мышка»?

— Вот и мы сегодня с вами будем играть со звуком «м».

III. Артикуляция и характеристика звука «м»

Данное задание проводится сидя за партами у зеркал.

— Ребята, давайте определим, какой бывает звук «м»!

— Произнесите звук «м».

— Посмотрите, что делают губы (зубы, язык)?

— Произнесите еще раз звук «м». Воздушная струя встречает преграду? Какую?

— Значит, звук «м» гласный или согласный?

— Послушайте, он твердый или мягкий? (Логопед произносит твердо и резко звук «м» и одновременно топает ногой об пол или стукает кулаком об стол.)

— А теперь вы произнесите звук «м» и стукните/топните. Почувствуйте, какой он твердый.

— Произнесите звук «м» и почувствуйте ладонью, горлышко звенит?

— Значит, он звонкий или глухой?

— Итак, какой бывает звук «м»? (согласный, твердый, звонкий)

— Как мы зарисуем звук «м»?

Логопед зарисовывает схему звука «м» на доске.

 

Бабушка пошла за лекарствами в (аптеку). - student2.ru

Примечание. В данном случае имеется в виду согласный звук
«м»: твердый и звонкий, обозначаемый синим кружком и колокольчиком. Можно нарисовать несколько картинок со звуком
«м»

IV. Произнесение звука. Выделение звука «м» на слух

• «Фонарики». Логопед держит сжатые кулаки на уровне груди и пред­лагает ребенку поиграть: когда взрослый открывает кулак, ребенок поет звук «м»; если кулак закрыт, — ребенок молчит. Логопед то быстро, то мед­ленно открывает и закрывает кулаки.

Затем логопед то поет звук «м», то молчит, а дети слушают и вовремя открывают или закрывают кулачки. Детей можно путать, например произно­сить другие звуки вместо заданного («о», «у», «э»). Задача детей — не оши­биться и не попасться на уловку.

• «Услышишь звук «м» — прыгни/хлопни». Дети молча ходят по комна­те и слушают логопеда, который произносит разные звуки и слоги. Услышав звук «м», дети прыгают.

Чтобы выделить звук «м» в словах, лучше сесть за парты. Услышав звук «м», дети хлопают руками по партам.

— умаомэмиымэумоаэмоымиму;

— мтрмпнгмвцсмджмшмбхмчм;

— та ра ма; зо мо бо; му фу ку; гэ мэ дэ; лы ны мы

— мыло, мак, лак, масло, зима, кот, сумка, лампа, дом, гном, шар, сом

V. Лексико-фонематические представления

• «Картинки». Дети придумывают или вспоминают слова со звуком «м», а логопед их зарисовывает на доске. При этом, произнося слова, дети голо­сом выделяют звук «м».

VI. Физкультминутка «Утро»

Солнышко сказало: — Мне пора взойти! ИП — встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться.
Травка зашептала: - Мне пора расти! ИП — стоя, наклониться вниз, потянуться руками к носочкам ног.
Пчелы загудели: — Мед пора собрать! ИП — стоя, наклон туловища вперед, руки за спиной в замке поднимать вверх 3 раза.
Птицы загалдели: — Летать, летать, летать!.. ИП — стоя, опускать и поднимать руки через стороны, как крылья у птиц. В. Данько

«Прятки». Дети называют изображенные на картинках слова, опреде­ляют, есть ли в этих словах звук «м», где он «спрятался». Слова для разбо­ра: мак, море, муха, замок, комар, рамка, дом, сом, гном

 

Бабушка пошла за лекарствами в (аптеку). - student2.ru

 

Бабушка пошла за лекарствами в (аптеку). - student2.ru

Вопросы логопеда:

— Выбери любую картинку и назови ее.

— Есть ли в слове звук «м»?

— Давай я медленно произнесу слово и голосом выделю звук «м».

— Где он спрятался? В начале или конце?

— Давай я рукой покажу, где он спрятался, а ты назовешь. (Логопед мед- ленно произносит слово, акцентируя голос на звуке «м», и одновременно рукой обводит нужную схему. Благодаря этому ребенок видит и определяет, где спрятался звук «м».)

— Поставь картинку под схему (например, картинку с «маком» ребенок ставит под схему, обозначающую начало слова).

— Давай свою руку, и мы с тобой вместе еще раз произнесем слово и рукой обведем эту схему. (Упражнение выполнять сначала правой рукой, потом левой, затем обеими.)

Таким образом разбираются с детьми все картинки.

— Посмотрите на доску и назовите мне картинки, где звук «м» спрятался в начале слова, потом в середине и конце.

• Игра «Мяч». Дети берут мяч и встают в круг. Логопед им предлагает:

— Назовите любую картинку, где звук «м» спрятался в начале слова.

— Давайте произнесем слово и ударим мячом об пол. (Например: произно­сим звук «м» и одновременно ударяем мячом об пол, ловим мяч и как бы отдельно произносим «ак». Таким же образом отрабатываются слова со зву­ком «м» в середине и конце слова.)

VII. Элементарный звуковой анализ слова и пространственно­ориентированные игры

• «Живые звуки»

Вариант 1. Логопед расставляет в ряд у доски трех детей. Затем пальцем дотрагивается до каждого ребенка и каждому на ухо шепчет определенный звук (первому — «м», второму — «а», третьему — «к»). Дети запоминают. Далее логопед дотрагивается до первого ребенка, и тот произносит вслух звук «м»; потом до второго, - и он произносит звук «а»; и, наконец, до третьего, и он произносит звук «к». Остальные дети в группе должны угадать слово.

Вариант 2. Логопед называет каждому ребенку по звуку (например: «м», «о», «с», «т»), а потом по сигналу (хлопок) дети разбегаются по группе. Водящий ребенок должен поставить их в правильном порядке, чтобы полу­чилось слово. Если водящий поставил детей неправильно, то он поймет свою ошибку, начав называть звуки, и исправит ее.

Вариант 3. Логопед говорит звуки изолированно, а дети слушают, запоми­нают и произносят целое слово. Например: «с» — (пауза) — «о» — (пауза) — «м»: получился «сом».

VIII. Подведение итогов и игра-поощрение

Логопед спрашивает у детей:

— С каким звуком они познакомились?

— Какой он?

— В какие игры играли?

— Что понравилось?

— Какие слова запомнили со звуком «м»?

Логопед всех хвалит, подводит итоги занятия и в качестве поощрительно­го приза предлагает детям игру на развитие неречевого слуха.

«Жмурки». Водящему ребенку завязывают глаза и предлагают, ориенти­руясь на хлопки (писк мяча, звон колокольчика), поймать кого-нибудь из детей, участвующих в игре.

Конспект № 2 (занятие № 43)

Тема: дифференциация согласных звуков «н—нь»

Программное содержание

Учимся

• Анализировать артикуляцию звуков «н» и «нь», определять их характе­ристику с опорой на анализаторные системы (слуховую, зрительную, тактиль­ную), вычленять общие и отличительные признаки артикуляционных укладов.

• Закреплять умение выделять звуки «н» и «нь» на слух в потоке гласных, согласных звуков, в слогах, словах, предложении.

• Выделять интонационно звуки «н» и «нь» голосом в звуковых комплек­сах, словах, предложениях.

• Определять позицию звуков «н» и «нь» в слове (начало, середина, конец).

• Приобщать детей к элементарным и сложным видам звуко-буквенного анализа слова.

• Расширять активный и пассивный словарь.

• Развивать грамматический и синтаксический строй речи, связную речь.

• Формировать и дифференцировать категориальность понятий, разви­вать вербально-логическое мышление.

Материалы: зеркала, доска, мел, схемы, предметные картинки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

• «Волшебная веточка». Дети стоят за партами. Логопед дотрагивается «волшебной веточкой» до ребенка и произносит звук «н» или «нь», ребенок должен придумать слово с заданным звуком и сесть. Если кто-то затрудняет­ся назвать слово, логопед подсказывает следующим образом:

1) это время суток, когда становится темно и все спят (ночь);

2) как называется домик мышки? (нора);

3) куда иголка, туда и ... (нитка)]

4) когда мы выходим на улицу, у нас над головой голубое (небо) и т. д.

В конце игры логопед хвалит детей и всем улыбается. Такая игра настраи­вает ребят на определенную тему и режим занятия (то есть дифференциа­цию звуков «н» и «нь» на слух).

II. Тема занятия

Логопед подводит итог предыдущей игры и определяет тему занятия.

— С какими звуками вы придумывали слова?

— Значит, с какими звуками мы будем играть на занятии?

— Правильно! Тема нашего занятия звуки «н» и «нь».

III. Артикуляция и характеристика звуков «н» и «нь»

Данное задание проходит сидя за партами у зеркал.

Логопед задает вопросы детям.

— Произнесите звук «н».

— Посмотрите, что делают губы и зубы?

— А теперь произнесите звук «нь».

— Посмотрите, губы и зубы в таком же положении или нет?

— Произнесите звук «н», а затем звук «нь».

— Посмотрите, что происходит с языком? (При звуке «н» язык вверху, за верхними зубами, при звуке «нь» язык немного отодвигается назад.)

— Произнесите звуки «н» и «нь» и посмотрите, воздушная струя встреча­ет преграду или нет? Что это за преграда?

— Значит, звуки «н» и «нь» гласные или согласные?

— Произнесите звук «н». Послушайте, он твердый или мягкий?

— Произнесите звук «нь». Послушайте, он твердый или мягкий?

— Почему звук «нь» звучит мягко? (Язык немного отодвигается назад и придает звучание мягкости звуку «нь».)

— Произнесите звуки «н» и «нь», почувствуйте ладонью, горлышко звенит?

— Значит, они звонкие или глухие?

— Как мы зарисуем звуки «н» и «нь»?

Логопед проводит мелом посреди доски вертикальную черту, с одной сто­роны зарисовывает схему согласного звука «н», с другой — «нь». Если дети не знают буквы, то рисуется только колокольчик, кружок (синий — твердый, зеле­ный — мягкий) и несколько предметов, в названии которых есть эти звуки.

 

Бабушка пошла за лекарствами в (аптеку). - student2.ru

IV. Произнесение, выделение и дифференциация звуков «н» и «нь» на слух

• «Нотная лесенка»

Вариант 1. Логопед вместе с детьми быстро, твердо произносит несколь- ко раз звук «н», одновременно делая правой рукой резкие движения, как будто поднимаясь по лесенке вверх.

Вариант 2. Мягко произносится несколько раз звук «нь», одновременно совершая левой рукой плавное движение, как бы поднимаясь по лесенке вверх.

Вариант 3. Поочередное произношение звуков «н» и «нь» и соответ­ствующее движение правой и левой рук.

Вариант 4. Ритмичное произношение звуков «н» и «нь» и соответствую­щее движение рук. Например: н — нь нь, нь нь — н н, н н н -- нь и т. д.

Вариант 5. Логопед произносит звуки «н» или «нь», а дети показывают движение соответствующей рукой.

Вариант 6. Логопед показывает движение той или иной рукой, а дети произносят соответствующий звук.

К этому упражнению можно нарисовать схему на доске.

 

Бабушка пошла за лекарствами в (аптеку). - student2.ru

• «Топни/погладь». Дети молча ходят по комнате. Логопед произносит звуки и слоги. Услышав твердый согласный звук «н», дети сильно топают ногой; услышав мягкий согласный звук «нь», гладят себя по голове (он такой мягкий, что хочется его погладить). Выделять звуки «н» и «нь» в словах лучше всего, сидя за партами. Желательно выделять звуки «н» и «нь» снача­ла среди гласных и согласных звуков, потом в слогах и затем уже в словах.

— у, н, а, о, нь, э, н, и, ы, нь, э, у, м, о, н, а, э, нь, о, ы, н, и, нь;

— т, н, р, нь, п, н, г, н, в, ц, нь, с, м, д, н, ж, ш, нь, б, х, н, ч, нь;

— рь, н, пь, нь, гь, ль, н, вь, сь, фь, нь, кь, дь, н, зь, нь, хь, н;

— та ня ра на; зо но бо не; ну фу ню ку; не гэ нэ дэ; лы ны пы ни;

— тя ня ря на; зе но бе не; ну фю ню кю; не ге нэ де; ли ны пи ни;

— небо, нос, нога, нитки, ночь, нектар, низко, нож, нора, носки, нет, неза­будка;

— дневник, линейка, бант, звонок, яблоня, лента, снег, кухня, внук, окно;

— вагон, осень, экран, пень, дельфин, стадион, веник, тюлень, тина, во­ротник.

• «Поймай звук». Логопед произносит слово и кидает мяч ребенку, а тот, подумав, называет звук, имеющийся в данном слове: «н» или «нь».

новость банка сын
надежда весна день
нельзя синица кран
ничья снег диван
ноябрь гранат огонь
нюхать охотник олень
ноль пенал телефон
небо цыпленок клоун
надо вишня тюлень
носорог книга окунь
незабудка луна слон

V. Лексико-фонематические представления

• «Картинки». Дети придумывают или вспоминают слова со звуками «н» и «нь», а логопед зарисовывает их на той половине доски, где начерчена схема данного звука. Произнося слова, дети голосом выделяют звуки «н» и «нь».

VI. Физкультминутка «Птички» (см. главу 7)

VII. Определение позиции звуков «н» и «нь»

• «Прятки». Дети называют предметы, изображенные на картинках, опре­деляют, есть ли в этих словах заданные звуки, какие они, где «спрятались», и ставят картинку под соответствующую схему.


Бабушка пошла за лекарствами в (аптеку). - student2.ru

• «Мяч». Дети берут мяч и встают в круг. Логопед им предлагает:

— Назовите любой предмет на картинке, где звук «н» спрятался в начале слова.

— Давайте произнесем это слово и ударим мячом об пол.

Например: произносим звук «н» и одновременно ударяем мячом об пол, ловим мяч и как бы отдельно произносим «ос». Таким же образом отраба­тываются слова со звуком «нь», только мяч кидается вверх.

VIII. Элементарный звуковой анализ слова

• «Живые звуки»

Вариант 1. Логопед расставляет детей в ряд у доски. Каждому ребенку шепчет на ухо определенный звук (первому — «н», второму — «о», третьему — «с»). Дети слушают, запоминают. Далее логопед дотрагивается до первого ребенка, и тот произносит вслух звук «н», потом до второго ребенка, и тот произносит звук «о», и, наконец, до третьего ребенка, и тот произносит «с». Остальные дети должны угадать слово («нос») и объяснить его значение.

Вариант 2. Логопед вызывает другого ребенка, называет ему звук «нь» и просит заменить «н» на «нь». Дети самостоятельно меняются местами, ориен­тируясь на последовательность звуков в слове. Ребенок со звуком «н» садится на место. Дети у доски по жесту логопеда называют свои звуки («нь», «о», «с»), остальные дети угадывают новое слово («нес»). Важно определить, чем оно отличается от предыдущего и что обозначает, а также необходимо придумать с ним словосочетание, предложение (мальчик нес, папа нес цветы в подарок маме и т. д.) Слова для задания: нос — нес, кон — конь, Нина — Нонна и т. д.

Вариант 3. Логопед говорит звуки изолированно, а дети слушают, запо­минают и произносят целое слово. Например: «к» — (пауза) — «о» — (пауза) — «нь»; получился «конь».

IX. Подведение итогов и игра-поощрение

Логопед спрашивает у детей:

— С какими звуками познакомились?

— Какова их характеристика?

— Что у них общего и чем отличаются?

— В какие игры играли?

— Что понравилось?

— В каких словах есть звуки «н» и «нь»?

Логопед всех хвалит, подводит итоги занятия и в качестве поощрительно­го приза предлагает детям игру на развитие неречевого слуха.

• «Оркестр». Дети сидят кружком на полу с различными музыкальными инструментами и внимательно смотрят на водящего. Если водящий хлопает, то и дети играют на музыкальных инструментах, если водящий молчит, то и дети сидят тихо. Если водящий поднимает правую руку, то играют только мальчики, если левую, то — девочки. Если кто-то из детей ошибся (не вовремя начал, кон­чил играть, перепутал руку), то он удаляется из игры. Таким образом, под конец остается один человек; он выигрывает и получает приз. Игру можно усложнить, выполняя обратные действия (водящий хлопает, дети молчат и т. д.).

Наши рекомендации