Методика «Эмоциональные лица»
Авторская методика исследования собственной эмоциональной регуляции и оценки эмоций других. Ориентирована на детей 3-12 лет.
Карта наблюдений за поведением ребенка
Дает возможность оценить сформированность уровневой системы аффективной регуляции как одной из базовых составляющих психического развития. Ориентирована на детей 1,5-12 лет.
Рисуночные проективные тесты
Предполагается возможность проведения психологом-практиком интерпретации различных рисуночных тестов, включая «Пиктограммы», «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное», «Рисунок своей семьи», «Кинетический рисунок семьи» и т.п. Как проективные тесты могут быть использованы только в условиях сформированной графической деятельности ребенка.
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Модификация 8-цветового теста М. Люшера — цветовой тест отношений (ЦТО) для оценки эмоционального отношения к себе и значимым лицам. В комплекте с методикой СОМОР может быть использован для проведения социометрических исследований в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, детских домах. Используется для детей, начиная с 4,5-5-летнего возраста.
Приложение 6А
Примерное распределение времени по видам и направлениям работы психолога
образовательного учреждения (в минутах)
Виды работ психолога | Возраст детей (в годах) | |||
3-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-10 |
Консультативно-диагностическая деятельность
Индивидуальный первичный прием
1. Сбор психолого-педагогического анамнеза | 15-20 | 15-20 | 20-25 | До 25 | До 25 |
2. Обследование ребенка | 25-45 | 40-60 | 45-90 | 45-90 | 60-105 |
3. Консультирование родителей | 15-25 | 15-25 | 30-35 | 30-35 | 30-35 |
4. Анализ результатов и написание заключения | от 30 до 60 минут |
Индивидуальный повторный прием
1. Обследование ребенка при повторном (динамическом) приеме | 25-30 | 25-40 | 30-45 | 30-45 | 40-55 |
2. Консультирование родителей | 15-20 | 15-20 | 15-30 | 15-30 | до 30 |
3. Анализ результатов и написание заключения | от 20 до 50 минут |
Работа со специалистами
1. Консультирование специалистов (совместная консуль-тация) | 20-35 | 20-35 | 20-35 | 25-40 | 25-40 |
2. Обсуждение ребенка на Консилиуме | до 30 | до 30 | до 40 | до 40 | до 45 |
Групповые формы работы
1. Групповая диагностика | - | до 30 | до 40 | до 45 | до 60 |
2. Анализ и написание заключения по групповой диагностике | до 30 минут на каждого ребенка от 3 до 5 часов на групповой анализ (на группу 12-15 человек) |
Приложение 6Б
Ориентировочные временные нормативы коррекционной работы и наполняемость групп для программ формирования произвольной регуляции (программа ФПР) и пространственных представлений (программа ФПП)
Возраст детей (в годах) | 3,5-5 | 5-6* | 6-7** | 7-8 | 8-10 | |||||
Продолжительность занятия (в мин) | ||||||||||
ФПР Индивидуальная работа | 15-20 | 20-25 | ок. 30 | 30-35 | 35-40 | |||||
Групповая работа | 20-25 | 25-30 | 30-40 | 40-45 | 45-60 | |||||
ФПП Индивидуальная работа | - | 15-20 | ок. 30 | 30-40 | 30-40 | |||||
Групповая работа | 20-25 | 25-30 | 30-40 | 40-45 | 40-45 | |||||
* Для детей до 5-6-ти лет данные программы являются развивающими и проводятся только в рамках игровых моментов.
** Для детей 6-7-ти лет и старше данные программы могут быть как развивающими, так и коррекционными.
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Возраст детей (в годах) | 3,5-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 9-10 |
Наполняемость групп | ||||||
Программа ФПР | 3-4 | 3-5 | 4-6 | 6-7* | 6-7* | 6-7* |
Программа ФПП | 4-5 | 4-6 | 5-7 | 6-8 | 8-10 | 8-12 |
* При работе по формированию произвольной регуляции деятельности (ФПР) в паре с ассистентом количество детей в группе может быть увеличено на 30%.
Приложение 7
Заключение по результатам психологического обследования
(первичное)
Ф.И.О. ребенка ________________________________ Возраст ________________
Школа № / (Д/сад) _____________________________ Класс (группа) _____________
Запрос специалистов / родителей _____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Темп работы и работоспособность
___________________________________________________________________________________
Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Особенности речевого развития
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Особенности латерализации
___________________________________________________________________________________
Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности (рисунок, письмо)
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Характеристика внимания
___________________________________________________________________________________
Особенности запоминания, мнестической деятельности
___________________________________________________________________________________
Сформированность пространственных представлений
___________________________________________________________________________________
Понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Характеристика интеллектуального развития
___________________________________________________________________________________
Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий тип мотивации
___________________________________________________________________________________
Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий
___________________________________________________________________________________
Заключение психолога
___________________________________________________________________________________
Вероятностный прогноз развития
___________________________________________________________________________________
Рекомендации
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дата ____________________ Подпись психолога ____________________________
Приложение 8
Лист коррекционных занятий
Ф.И.О. ребенка ________________________________ Возраст ________________
Класс (группа) _____________ Дата начала занятий __________________________
Специалист по коррекционной работе __________________________________________________
(фио разборчиво, специальность, должность)
Краткий план коррекционной работы ___________________________________________________
(по мере необходимости в течение учебного года план уточняется)
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Взят на индивидуальные / групповые занятия __________________________________________
Период занятий | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ИТОГО |
Количество занятий / пропусков |
Динамика состояния ребенка в процессе работы:
На «____________» ________ г.
___________________________________________________________________________________
На «____________» ________ г.
___________________________________________________________________________________
На «____________» ________ г.
___________________________________________________________________________________
На «____________» ________ г.
___________________________________________________________________________________
Результативность коррекционной работы (в соответствии со статусом ребенка на момент окончания занятий). ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дата ____________________ Подпись специалиста ____________________________
Приложение 9
Заключение по итогам динамического обследования
Ф.И.О. ребенка ________________________________ Возраст ________________
Класс (группа) _____________ Дата на момент обследования ________________________
Основная задача (цель динамического обследования)
___________________________________________________________________________________
Поведение в ситуации повторного обследования
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Динамика изменения операциональных характеристик деятельности и регуляторных функций
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Динамика изменения показателей ВПФ
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Динамика изменения мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дополнительно
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дальнейшие рекомендации
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дата ________________________ Психолог ___________________________
Приложение 10
Итоговое психологическое заключение
Ф.И.О. ребенка ____________________________ Возраст на момент обследования ___________
Класс (группа) _____________________________ Дата ________________________
Статус на момент начала психологического сопровождения (первичное психологическое заключение)
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Начальные рекомендации по коррекционной работе
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Направления, длительность и форма проведенной коррекционной работы
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Динамика изменения показателей ВПФ, развитие мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сферы
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Психологическое заключение (статус на настоящий момент)
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дальнейшие рекомендации
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дата ________________________ Психолог ___________________________
Приложение 11