Тема 1. Виды и области деятельности психолога

Формы психологического знания: житейская, научная, практическая и популярная психология. Психологическое знание в искусстве, философии, мифологии и религии. Паранаучная психология. Психика и психологическое познание. Психология профессиональная и «любительская». Привлекательность профессии, «призвание» и особенности профессиональной мотивации. Образ психолога в профессиональной психологической среде и в массовом сознании.

Смыслы и ценности в профессиональной деятельности психолога. Профессиональная позиция психолога и понятие помощи в психологии, медицине, педагогике, религии, юриспруденции. Внутренние средства деятельности психолога. Опора на внутренний опыт. Результативность профессиональной деятельности психолога. Нематериальность «продукта» и проблема оценки успешности профессиональной деятельности психолога. Профессиональная компетентность и ее критерии. Особенности «профессионального выгорания» в работе практического психолога и их нежелательные последствия. Девиации в профессиональной деятельности психолога.

Общие представления о прикладной психологии и психологической практике. Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом. Структура и основные разделы практической психологии (психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическое сопровождение, психологический тренинг, психологическая экспертиза).

Сферы деятельности психологов-практиков. Разнообразие трудовых постов в организациях, в системах образования и в здравоохранении. Задачи и основные проблемы психологической службы в образовании. Представление о практической психологии в медицине. Психологическая помощь семьям. Особенности организации деловых взаимоотношений. Проблема формирования «команды» психологов-единомышленников.

Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере». Профессиональные и образовательные компетенции психолога. Трудовые функции,трудовые действия, необходимые умения и знания психолога в социальной сфере.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие труд психолога. Правовой статус психолога.

Роли и функции, права и обязанности, принципы, организационно-правовые аспекты. Добровольная сертификация психологов.

Основная литература

1. Вачков, И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-Социальный институт, 2015. - 464 с.

2. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21718&cat=1085&page=1

3. Психолог: Введение в профессию: учебное пособие / Е. А. Климов [и др.] ; ред. Е. А. Климов. - М. : Академия, 2007. - 208 с.

4. Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» [Электронный ресурс] URL: http:// http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/141

Дополнительная литература

1.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

  1. Павлова, Т.А. Введение в профессию. Психолог: учебное пособие / Т. А. Павлова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 136 с.

3.Соколова, Е.Е. Введение в психологию. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2008. - 352 с. - (Университетский учебник по психологии).

Тема 2. Учебно-профессиональная подготовка психологов и этапы профессионального становления психолога

Мотивы, определяющие выбор профессии психолога и факторы, влияющие на этот выбор. Образ себя как профессионала – ведущий смыслообразующий мотив профессионального становления.

Подготовка профессиональных психологов в России. Содержание и формы профессионального психологического образования. Государственный образовательный стандарт по психологии. Последипломное образование психологов.

Основные этапы развития психолога-профессионала и «кризисы разочарования». Значение самопознания в консультативной деятельности психолога. Роль супервизии в подготовке практического психолога. Балинтовские группы как форма профессионального совершенствования психолога. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога. Причины выгорания психолога. Профилактика выгорания. Профессиональная деформация психолога.

Этапы профессионального становления. Кризисы профессионального становления. Оптация: человек на пороге выбора профессии.

Аттестация и лицензирование специалистов. Рефлексия собственной профессиональной деятельности. Потребность «увидеть» себя в своём деле; умение беспристрастно и самостоятельно оценить продуктивность своего труда. Профессиональное обучение как первый этап профессионализации. Личность психолога как главный инструмент профессиональной деятельности практического психолога.

Профессионально-важные качества психолога-ученого и психолога-практика. Значение психологической устойчивости, эмпатии и оптимизма в деятельности психолога-консультанта. Истинное и ложное представление о профессии психолога и личности психолога.

Основная литература

1. Вачков, И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-Социальный институт, 2015. - 464 с.

2. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21718&cat=1085&page=1

3. Психолог: Введение в профессию: учебное пособие / Е. А. Климов [и др.] ; ред. Е. А. Климов. - М. : Академия, 2007. - 208 с.

Дополнительная литература

1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

2. Павлова, Т.А. Введение в профессию. Психолог: учебное пособие / Т. А. Павлова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 136 с.

3. Соколова, Е.Е. Введение в психологию. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2008. - 352 с. - (Университетский учебник по психологии).

4. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология. СПб.: Питер, 2007. - 253 с.

Наши рекомендации