Как мы становимся тем, что мы есть?

То, что мы называем чертой характера, является выражением каких-то попыток данной личности приспособиться к миру, в котором она живет. Характер — понятие социальное. Мы можем говорить о черте характера, только рассматривая индивидуума во взаимосвязи с его социальной средой. Не так уж важно, каков был характер Робинзона Крузо, — по крайней мере, до его встречи с Пятницей. Характер — это психологическая модель, каче­ство и природа взаимоотношений индивидуума с той средой, в которой он живет. Это поведенческая установка, согласно которой он ведет борьбу за самоутверждение в соответствии со своим социальным чувством.

Мы уже убедились, что превосходство, власть, порабощение других — это цель, к которой направлена деятельность большинства людей. Эта цель определяет мировоззрение индивидуума. Она формирует его поведенческие

166 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru установки и дает конкретное направление его разнообразным мыслям и чувствам. Черты характера являются лишь внешними проявлениями сти­ля жизни и поведенческой установки данного индивидуума. Соответствен­но, они дают нам возможность понять его отношение к окружающей дей­ствительности, к себе подобным, к обществу, в котором он живет, и к проблемам существования вообще. Черты характера суть инструменты, орудия, которые личность в целом использует для обретения признания и самоутверждения; применение таких орудий личностью — это и есть «тех­ника» жизни.

Черты характера не наследуются, как это многим кажется, и не про­являются от рождения. Они являются как бы жизненным шаблоном, кото­рый позволяет каждому человеку жить и самовыражаться в любой ситуа­ции, будучи избавленным от необходимости сознательно ее осмысливать. Черты характера не являются выражением унаследованных способностей или склонностей. Мы приобретаем их с тем, чтобы они помогали нам идти по жизни определенным путем. Например, ни один ребенок не рождается ленивым. Ребенок становится ленивым потому, что лень ему кажется наи­лучшим средством облегчить себе жизнь и в то же время позволяет ему сохранить ощущение собственной значимости. Стремление к власти также можно до некоторой степени объяснить в рамках социальной установки лени. Индивидуум может привлекать всеобщее внимание к какому-нибудь своему врожденному дефекту и таким образом спасать лицо в случае по­ражения. Конечный результат такой интроспекции всегда примерно следу­ющий: «Если бы у меня не было этого дефекта, мои таланты получили бы блестящее развитие. Но, к несчастью, я — инвалид!» Другой индивидуум, ве­дущий затяжную войну с окружающей действительностью, причина кото­рой — его необузданное властолюбие, разовьет в себе всевозможные орудия власти, способные помочь его военным усилиям: такие, как честолюбие, за­висть, недоверие и тому подобное. Мы полагаем, что такие черты характера неотделимы от общего склада личности, но они не являются врожденными или неизменными. При ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что данная личность сочла их необходимыми и приемлемыми для своего обра­за поведения и сформировала их с этой целью — порой в самом раннем детстве. Эти факторы не первичные, а вторичные, и к жизни их вызвала тайная цель данной личности. О них необходимо судить с точки зрения те­леологии.

Вспомним наши предыдущие объяснения, в которых мы показали, как стиль жизни индивидуума, его действия, его поведение, его положение в мире тесно связаны с его целью. Мы не можем ни о чем подумать и ни­чего предпринять, не имея какой-то определенной цели. Эта цель присут­ствует в сумрачных глубинах психики ребенка и направляет его психоло­гическое развитие, начиная с самых первых дней его жизни. Эта цель дает его жизни форму и характер. Благодаря ей каждый индивидуум представ­ляет собой обособленное и неповторимое целое, отличающееся от всех дру-

Адлер А. [Индивидуальный стиль жизни и характер] 167

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru гих личностей. Все его действия и все проявления его жизни направлены к этой тайной цели. Узнав эту цель, мы сможем познать и личность.

В том, что касается психики и характера личности, наследственность играет сравнительно маловажную роль. Конкретных данных, подтвержда­ющих теорию наследования черт характера, нет. Наш характер формирует­ся на самой ранней стадии жизни, настолько ранней, что кажется, будто он унаследован. На самом же деле он приобретен благодаря наблюдению и подражанию. Причина, по которой те или иные черты характера оказыва­ются присущи целой семье, нации или расе, заключается в том, что один индивидуум перенимает их у другого путем подражания или при участии в деятельности другого. Дети и подростки — непревзойденные имитаторы.

Жажда знаний, которая иногда выражается в желании видеть, мо­жет привести к тому, что у детей с дефектами зрения разовьется такая черта характера, как любопытство, однако если того требует поведенчес­кая установка данного ребенка, та же жажда знаний может развиться в совершенно иную черту характера. Один и тот же ребенок может удов­летворять ее тем, что будет исследовать вещи и разбирать их или ломать. Между тем при других обстоятельствах такой ребенок может стать при­лежным учеником и полюбить книги.

Таким же образом мы можем исследовать склонность к недовер­чивости у людей с дефектами слуха. В условиях нашей цивилизации они подвергаются особой опасности и чутко улавливают эту опасность. К тому же они являются предметом осмеяния и унижений, зачастую с ними об­ращаются как со слабоумными. Эти факторы имеют решающее значение для развития недоверчивого характера. Поскольку глухие лишены мно­гих удовольствий, неудивительно, что они должны относиться к ним враждебно. Однако было бы неправильно считать, что недоверчивость у глухих является врожденным признаком.

В равной мере ошибочна и теория, согласно которой врожденными являются криминальные наклонности. На доводы ее сторонников мы можем возразить: во многих семьях вырастает несколько преступников оттого, что старшие члены семьи передают свои антисоциальные установ­ки младшим, которые учатся на их примере. Детей в таких семьях с ран­него детства учат, что воровство — это выгодное занятие, и таким обра­зом они продолжают семейную традицию.

Примерно так же можно рассматривать и стремление к самоутверж­дению. Все дети сталкиваются в жизни с таким множеством препятствий, что ни одному ребенку не дано вырасти без борьбы за самоутверждение в чем-либо. Эта борьба может принять разнообразные формы, и каждый че­ловек решает проблему своего самоутверждения индивидуально. Наблюда­емое сходство между характерами отцов и детей можно легко объяснить тем, что ребенок, стремясь самоутвердиться, копирует окружающих его ин­дивидуумов, которые уже самоутвердились и завоевали уважение других. Каждое поколение учится подобным образом у предшественников и сохра-

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru 168 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru няет то, что оно усвоило, пройдя через все трудности и осложнения, к кото­рым может привести это стремление к власти. <...>

Как развивается характер

Каждая черта характера, присущая данной личности, олицетворяет направление, в котором ее психика развивалась с раннего детства. Это развитие может идти по прямой или изобиловать поворотами и объезда­ми. В первом случае ребенок стремится к реализации своей цели напря­мую, и у него развивается агрессивный, мужественный характер. В нача­ле развития характеру обычно присущи именно такие активные, агрессивные черты. Однако эта линия легко искривляется или меняется.

Первые трудности могут возникнуть, если противостоящие ребенку силы не дадут ему достигнуть своей цели — превосходства на другими — лобовой атакой. Ребенок попытается каким-то образом обойти эти трудно­сти. В результате этого отклонения от прямого пути также возникнут спе­цифические черты характера. Другие препятствия на пути развития его характера — например, физические недостатки, неудачи и поражения, нане­сенные окружающими, — оказывают сходное влияние. Далее, огромное зна­чение имеет неизбежное влияние окружающего мира в самом широком смысле слова. Принципы нашей цивилизации, выраженные в требованиях, сомнениях и эмоциях семьи и ребенка, в конечном счете оказывают влия­ние на его характер. Воспитание в целом применяет методы и социальные установки, рассчитанные на то, чтобы направить развитие ребенка по руслу преобладающих образа жизни и культуры.

Препятствия любого вида имеют роковое значение для развития ха­рактера по прямой. Там, где они появляются, путь, выбранный ребенком для достижения своей цели — власти, — станет в большей или меньшей степе­ни отклоняться от прямой. Там, где препятствий нет, усилиям ребенка нич­то не будет мешать и он будет подходить к своим проблемам прямо. Назо­вем такого ребенка ребенком типа А. Во втором случае — тип В — мы видим совершенно иное дитя. У него отсутствует мужество ребенка типа А. Более того, тип Б уже успел понять, что огонь жжет и что не все вокруг от­носятся к нему хорошо. Тип Б не пойдет по пути к самоутверждению и власти напрямик, а применит серию обходных маневров. Его психологичес­кое развитие зависит от того, насколько он в этом преуспеет. Эти обходные маневры определят, насколько он осторожен, расположен ли решать жиз­ненные проблемы или он их просто обходит. Ребенок типа Б не будет под­ходить к решению своих задач и проблем прямо. Если он становится трус­ливым и робким, не хочет смотреть другим людям в глаза или говорить правду, это не означает, что его цели в чем-то отличаются от целей ребенка типа А. Два человека могут действовать по-разному, но иметь одну цель.

До некоторой степени оба типа могут сосуществовать в одной и той же личности. Это происходит в особенности тогда, когда характер ребен-

Адлер А. [Индивидуальный стиль жизни и характер] 169

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru ка не полностью сформировался, когда его принципы еще не «окостене­ли», когда он не всегда выбирает один и тот же путь, а сохраняет достаточ­ную гибкость, чтобы искать другой подход, если первая попытка окажет­ся неудачной.

Стабильность социальной и общинной жизни является первым ус­ловием успешной адаптации к требованиям общества. Мы легко сумеем научить ребенка адаптироваться, если его отношение к окружающей дей­ствительности не враждебно. Войну в семье можно прекратить только тогда, когда родители способны обуздать свое стремление к власти с тем, чтобы оно не отражалось на ребенке. Если вдобавок к этому родители понимают принципы развития ребенка, им, возможно, удастся избежать развития чрезмерно «прямолинейного» характера, при котором мужество становится безрассудством, а безрассудство переходит в чистой воды эго­изм. Аналогичным образом они смогут избежать и чрезмерной строгос­ти, ведущей к рабскому послушанию. Такого рода ошибки могут заставить ребенка замкнуться в себе, поскольку он будет бояться говорить правду, опасаясь последствий.

Давление на ребенка в педагогике является обоюдоострым оружи­ем — оно приводит к мнимой адаптации. Однако обязательное послуша­ние — это лишь внешнее послушание. Психика ребенка отражает его об­щее отношение к окружающей действительности. Характер воздействия имеющихся препятствий на волю ребенка — прямой или косвенный — также отражается на его личности. Ребенок обычно не способен оцени­вать внешние факторы воздействия; а окружающие его взрослые либо ничего о них не знают, либо не могут их понять. Характер встречающих­ся на пути ребенка трудностей и его реакция на препятствия определяют склад его личности.

Мы также можем классифицировать людей в зависимости от их реакции на трудности. Во-первых, есть оптимисты. Это индивидуумы, раз­витие характера которых в общем и целом шло по прямой линии. Они встречают все трудности мужественно и не принимают их чересчур все­рьез. Они всегда сохраняют веру в себя, а относиться к жизни весело — для них дело сравнительно легкое. Они не требуют от жизни чересчур многого, поскольку у них правильная самооценка и они не считают себя обойденными или ни на что не способными. Поэтому переносить жиз­ненные бури им легче, нежели тем, кому трудности служат лишь очеред­ным оправданием веры в собственную слабость и никчемность. В самых трудных ситуациях оптимисты сохраняют спокойствие и уверенность в том, что ошибки всегда удастся исправить.

Оптимистов сразу можно узнать по манере поведения. Они ничего не боятся, говорят откровенно и свободно и не отличаются ни чрезмерной скромностью, ни чрезмерной сдержанностью. Если бы нас попросили нари­совать портрет оптимиста, мы бы изобразили его с распростертыми объяти­ями, готовым встретить ими любого себе подобного. Он легко устанавлива-

170 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru ет контакт с другими людьми и без труда заводит друзей, поскольку он не подозрителен. Его речь не затруднена; он держится и передвигается есте­ственно и легко. В чистом виде такой тип личности встречается редко, если не считать маленьких детей. Однако имеется множество менее выраженных разновидностей оптимизма и способности завязывать социальные контак­ты, которые нас вполне удовлетворяют.

Совершенно иным типом являются пессимисты. Они представляют для педагогов наибольшие проблемы. Это индивидуумы, у которых в ре­зультате пережитого и увиденного в детстве сформировался «комплекс неполноценности». Испытанные ими трудности внушили им представле­ние о том, что жизнь — штука нелегкая. Они всегда видят в жизни преж­де всего темную сторону из-за своей пессимистической философии, воз­никшей на почве неправильного воспитания в детстве. Они гораздо лучше оптимистов осведомлены о трудностях жизни и легко падают духом. Их терзает чувство неуверенности в себе, и они все время ищут посторонней поддержки. Во всем их поведении всегда чувствуется крик о помощи, поскольку они не в силах жить самостоятельно. В детстве они постоянно плачут и зовут маму. Этот крик «Мама!» иногда можно услышать от них даже в старости.

Гипертрофированная осторожность людей этого типа проявляется в их привычной манере держаться, робкой и боязливой. Пессимисты всегда зациклены на бедах и опасностях, которые, возможно, ожидают их за сле­дующим поворотом. Само собой разумеется, пессимисты плохо спят. Кста­ти, сон является отличным критерием развития человека, так как рас­стройства сна — это признак повышенной тревожности и ощущения неуверенности в себе. Такие люди будто все время находятся настороже, чтобы защититься от подстерегающих повсюду угроз. Как мало радости доставляет им жизнь, и как плохо они ее понимают! Индивидуум, кото­рый не может хорошо спать, тем самым демонстрирует порочную житей­скую философию. Если бы его умозаключения были верны, если бы жизнь и в самом деле была такой мукой, как он считает, тогда он бы вообще не посмел заснуть! Будучи склонен истолковывать все естественные явления жизни в отрицательном смысле, пессимист тем самым демонстрирует лишь свою неприспособленность к жизни. На самом деле ничто не пре­пятствует тому, чтобы он крепко спал. Мы можем заподозрить ту же са­мую склонность к пессимизму у индивидуума, который постоянно занят проверкой замков и все время боится грабителей. Пессимиста можно уз­нать даже по позе во время сна. Пессимисты зачастую сворачиваются в как можно более плотный клубок или спят, натянув на голову одеяло.

Людей можно также разделить на агрессивных и обороняющихся. Для агрессивных, атакующих людей характерны резкие движения. Люди агрессивного типа, когда они храбры, превращают мужество в безрассуд­ство, чтобы показать миру, как они бесстрашны, — и таким образом де­монстрируют глубоко укоренившееся в них чувство неуверенности в себе.

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru Лдлер А. [Индивидуальный стиль жизни и характер] 171

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru Если они встревожены, они пытаются подавить в себе страх. Их усилия выглядеть «непреклонными» доходят до смешного. Иные изо всех сил стараются подавить в себе любые ростки нежности и мягкосердечности, поскольку такие чувства им кажутся признаками слабости.

Агрессивным людям присущи такие черты, как грубость и жесто­кость, а если они к тому же склонны к пессимизму, это меняет все их взаи­моотношения с окружающей действительностью, поскольку, будучи враж­дебны всему миру, они не способны ни сочувствовать другим, ни сотрудничать с ними. Их обостренное чувство собственной значимости мо­жет в то же время достигать очень высоких степеней. Они могут раздувать­ся от гордости, высокомерия и самодовольства. Они выставляют свое тщес­лавие напоказ так, будто и в самом деле являются победителями, однако нарочитость, с какой они это делают, и крайности их поведения не только нарушают взаимоотношения таких людей с окружающим миром, но и вы­дают самую суть их характера, поскольку все их бахвальство построено на ненадежном, колеблющемся основании.

Последующее развитие агрессивного типа нельзя назвать безболез­ненным. Человеческое общество относится к таким людям не слишком благосклонно. Сама их бесцеремонность вызывает к ним неприязнь. Бла­годаря своим постоянным стараниям одержать над всеми верх они на каждом шагу ввязываются в конфликты, особенно с другими агрессивны­ми людьми, которые считают себя обязанными с ними соревноваться. Жизнь для них превращается в сплошную войну; а когда они неизбежно терпят поражение, всему их триумфальному шествию от победы к победе тут же наступает конец. Они слишком пугливы, им не хватает стойкости для затяжного конфликта и не под силу возместить свои потери.

Неудачи действуют на них оглушающе, и их психологическое раз­витие останавливается примерно там, где начинается развитие другого вша — обороняющегося.

«Оборонцы» — это те, кому повсюду чудится угроза. Они постоянно настороже. Они компенсируют свое чувство неуверенности в себе не аг­рессией, а беспокойством, осторожностью и трусостью. Мы можем с уве­ренностью сказать, что люди не становятся «оборонцами» иначе, как пос­ле безуспешной попытки усвоить себе только что описанную нами агрессивную социальную установку. Человек обороняющегося типа быст­ро приходит в уныние от неудач и неприятностей и легко обращается в бегство. Иногда таким людям удается скрыть свой провал, делая вид, будто отступление — это полезная работа.

Поэтому, погружаясь в воспоминания и фантазии, они просто пыта­ются уйти от реальности, которая им угрожает. Некоторые, еще не утра­тившие окончательно инициативу, могут даже совершить что-то полезное для общества. К этому типу принадлежат многие художники, которые уходят от реальности и строят для себя безбрежный мир из фантазий и идеалов. Однако они являются исключением из правила, так как обыч-



Тема 8. Личность как индивидуальность...

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru но индивидуумы этого типа капитулируют перед трудностями и терпят поражение за поражением. Они боятся всего и вся, с течением времени становятся все более недоверчивыми и не ожидают от мира ничего, кро­ме враждебности.

В условиях нашей цивилизации, к сожалению, их социальная уста­новка зачастую подкрепляется отрицательным опытом взаимоотношений с окружающими. Вскоре они теряют всякую веру в хорошие качества людей и существование у жизни светлой стороны. Одной из наиболее распространенных черт характера этих индивидуумов является неизмен­но критическая социальная установка, которая порой становится настоль­ко гипертрофированной, что они сразу же распознают в других самые незначительные недостатки. Они мнят себя судьями всего человечества, хотя сами в жизни не сделали ничего полезного для себе подобных. Их единственное занятие — критиковать других и портить им игру. Стоит перед ними возникнуть какой-нибудь задаче, они начинают сомневаться и колебаться, как если бы им хотелось избежать принятия решения. Если бы мы пожелали символически изобразить этот тип, лучше всего предста­вить себе фигуру, у которой одна рука поднята, чтобы защититься, а дру­гая закрывает глаза, чтобы не видеть опасности.

Таким индивидуумам присущи и другие неприятные черты харак­тера. Хорошо известно: те, кто не верит в себя, никогда не доверятся дру­гим. На почве такой социальной установки неизбежно возникают зависть и алчность. Изоляция, в которой живут такие вечно сомневающиеся, как правило, указывает на их нежелание доставлять другим удовольствие и разделять счастье окружающих. Более того, счастье других доставляет им едва ли не боль. Благодаря умению обманывать и скрывать некоторым из них удается сохранить чувство превосходства над остальным человече­ством. В своем желании любой ценой сохранить свое превосходство они вырабатывают настолько сложный образ поведения, что распознать их враждебность к человечеству с первого взгляда не всегда удается. <...>

Подводя итоги

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению отдельных черт харак­тера, следует сделать краткий обзор уже рассмотренных тезисов. Мы до­казали важное положение, согласно которому невозможно понять приро­ду человека, анализируя события его жизни изолированно, вырвав их из психологического контекста. Чтобы достичь ее понимания, необходимо сравнить по крайней мере два события, разделенные между собой как можно более длительным промежутком времени, и связать их между со­бой одной унифицированной поведенческой установкой. Этот метод ока­зался весьма полезным. Он позволяет нам собрать всю массу впечатлений и, выстроив их в систему, получить объективную оценку характера. Если бы нам приходилось основывать наше суждение на изолированных явле-

Адлер А. [Индивидуальный стиль жизни и характер] 173

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru ниях, мы бы встретились с теми же трудностями, которые встают на пути других психологов и педагогов, и нам пришлось бы вернуться к тем тра­диционным критериям, которые всегда обнаруживали свою бесполезность и бесплодность. Однако если нам удастся найти ряд ключевых пунктов, где мы можем применить нашу систему и соединить их в единую карти­ну, у нас получится система, общее направление развития которой очевид­но и которая даст ясную и полную оценку человеческого существа. Толь­ко тогда мы обретем под ногами солидную научную почву.

Ранее обсуждались различные способы и средства создания такой системы, и в качестве иллюстрации мы использовали истории болезней, взятые из нашего личного врачебного опыта или такие, которые можно считать общеизвестными примерами человеческого поведения. Далее, мы настаиваем на том, что один из факторов созданной нами системы нео­провержимо является основополагающим, и это фактор социальный. Мало эмпирически наблюдать психические явления. Их всегда необходимо рас­сматривать в разрезе общественной жизни. Наиболее важный и ценный ключевой тезис нашей общественной жизни следующий: характер чело­века никогда не является основой морального суждения. Мы. предпочита­ем руководствоваться социальной оценкой отношения этого человека к окружающей его действительности и качеством его взаимоотношений с обществом, в котором он живет.

При развитии этих идей мы открыли два характерных для всего чело­вечества явления. Первое — это всеобщность существования социального чувства, которое соединяет человечество в единое целое; это социальное чувство, или общественный дух, и стоит у истоков великих достижений на­шей цивилизации. Вклад в общественное дело является единственным критерием социального чувства того или иного индивидуума. Мы выстра­иваем картину человеческой психики, узнавая, в каких отношениях дан­ный индивидуум находится с обществом, в чем выражается его соприча­стность всему человечеству, что делает его жизнь значимой и осмысленной.

Вторым критерием характера является оценка тех факторов, кото­рые наиболее враждебны социальному чувству: склонности к борьбе за личную власть и преобладанию над другими. Рассматривая взаимоотноше­ния между людьми с этих двух точек зрения, мы понимаем, как на них вли­яет степень развития социального чувства людей и, с другой стороны, — их стремление к самовозвеличению, две тенденции, находящиеся в вечном про­тивоборстве. Таково динамическое взаимодействие, комбинация сил, кото­рая внешне проявляется в том, что мы называем характером.

Л. С. Выготский

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ДЕТСКОГО ХАРАКТЕРА1

Логика развития характера та же, что и логика всякого развития. Все, что развивается, развивается по необходимости. Ничто не совершен­ствуется и не идет вперед из внутреннего «витального порыва», о кото­ром говорит философия А.Бергсона. Было бы чудом, если бы характер развивался не под давлением необходимости, которая вынуждает и тол­кает его к развитию. В какой же необходимости заложены движущие силы развития характера? На этот вопрос существует только один ответ: в той, которая является основной и определяющей необходимостью всей человеческой жизни, — в необходимости жить в исторической социаль­ной среде и перестраивать все органические функции в согласии с требо­ваниями, предъявляемыми этой средой. Только в качестве определенной социальной единицы может существовать и функционировать человечес­кий организм.

Это положение взято за исходную точку в системе индивидуальной психологии (социальной психологии личности) А.Адлера. Мы оставим здесь в стороне вопрос об отношении этого учения к марксистской филосо­фии, как вопрос сложный, спорный и, главное, требующий особого и специ­ального исследования. Основные философские позиции Адлера искажены метафизическими элементами. Характерологический интерес представляет лишь практика Адлера. С полным основанием Адлер называет это учение позиционной психологией в глубочайшем смысле слова, в отличие от дис-позиционной: первая исходит в психологическом развитии из социальной позиции личности, вторая — из органической диспозиции, т.е. предраспо­ложения. Здесь понятию характера возвращается его первоначальный смысл. «Характер» значит по-гречески «чекан».

Характер и есть социальный чекан личности. Он есть отвердевшее, откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за соци-

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru 1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 156-157, 162.

Выготский Л.С.К вопросу о динамике детского характера 175

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru альную позицию. Он есть отложение основной линии, лейтлинии жизни, бессознательного жизненного плана, единого жизненного направления всех психологических актов и функций. В связи с этим для психолога становится обязательным понимание как каждого психологического акта, так и характера человека в целом не только в связи с прошлым личности, но и с ее будущим. Это можно назвать финальной направлен­ностью нашего поведения. Как кадр в фильме, изображающий один мо­мент движения, непонятен без последующих моментов, вне движения в целом, как траектория пули определена конечной точкой или прицелом, так точно всякий поступок и всякая черта характера вызывают вопросы: на что они направлены? Куда целят? Во что превратятся? К чему тяготе­ют? В сущности это понимание психологических явлений не только из прошлого, но и из будущего не означает ничего другого, кроме диалекти­ческого требования — принимать явления в вечном движении, вскрывать в явлениях их тенденцию, их будущее, детерминированное их настоящим. Как в сфере истории мы никогда не поймем до конца сущности капи­талистического строя, если возьмем его статически, вне тенденции его развития, вне его необходимой связи с будущим строем, зреющим в его недрах, так в сфере психологии мы никогда не поймем до конца чело­веческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т.п., без единого жизненного плана этой лично­сти, ее лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бес­связных и разрозненных эпизодов в связный единый биографический

процесс.

* * *

Ни одно инстинктивное действие животного не может быть понято и истолковано нами, если мы не знаем его финала, его «цели», точки, на кото­рую оно направлено. Представьте себе поведение животного перед половым соединением. Оно может быть понято только взятое в целом, только исходя из заключительного акта, последнего звена, на которое направлены все пред­шествующие звенья этой цепи. Движения тигра, подстерегающего добычу, будут совершенно бессмысленны, если мы не будем иметь в виду последне­го акта этой драмы, когда тигр пожирает добычу. Мы могли бы опуститься по эволюционной лестнице к самым низшим органическим функциям и везде нашли бы эту же особенность: финальный характер, конечную на­правленность биологической реакции. Если зубы животного разжевывают и перемалывают пищу, это может быть понято только в связи с тем, что пища будет переварена и усвоена организмом, т.е. в связи со всем процес­сом пищеварения и питания. То, что обычно условно называется имманен­тной телеологией организма, т.е. тот методологический принцип, согласно которому мы рассматриваем части живого тела как органы, а деятельность их как органические функции, получающие свое значение и смысл только в отношении к организму в целом, есть в сущности общебиологическая фор­мулировка той же идеи. <...>

176 Тема8. Личностькакиндивидуальность...

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru Психологическая перспектива будущего и есть теоретическая воз­можность воспитания. Ребенок по своей природе всегда оказывается не­полноценным в обществе взрослых; его позиция с самого начала дает повод для развития у него чувств слабости, неуверенности и затрудненно­сти. Ребенок долгие годы остается неприспособленным к самостоятель­ному существованию, и в этой неприспособленности, неудобстве детства лежит корень его развития. Детство и есть пора неполноценности и ком­пенсации по преимуществу, т.е. завоевания позиции по отношению к со­циальному целому. В процессе этого завоевания человек как определен­ный биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью. Общественное овладение этим ес­тественным процессом и называется воспитанием. Оно было бы невоз­можно, если бы в самом естественном процессе развития и формирова­ния ребенка не была заложена перспектива будущего, определенная требованиями общественного бытия. Самая возможность единого плана в воспитании, установка его на будущее свидетельствуют о наличии такого плана в процессе развития, которым стремится овладеть воспитание. В сущности это означает только одно: развитие и формирование ребенка есть социально направленный процесс. О.Рюле говорит про эту жизнен­ную линию: «Это — его [ребенка. — Л. В.] нить Ариадны, ведущая его к цели. Поскольку с течением времени все душевные функции протекают в избранном направлении, все душевные процессы получают свое типич­ное выражение — постольку образуется сумма тактических приемов, ус­тремлений и способностей, которые покрывают собой и очерчивают опре­делившийся жизненный план. Вот это мы и называем характером»1.

В.В.Петухов, В.В.Столин

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ1

Индивидуальные особенности человека рассматриваются в психоло­гии в нескольких направлениях. Выделяют такие их области, как способ­ности, темперамент, характер. Различия между людьми прослеживают и по отдельным психическим процессам, описывая диапазоны характерис­тик восприятия, внимания, памяти и др. Но есть общие особенности ин­дивидуального развития, которые затрагивают все психические процессы, свойства и качества человека. Это — его пол и возраст.

Свойства и качества людей, определяемые их половой и возрастной принадлежностью, можно описывать и изучать на уже выделенных трех уровнях индивидуальности. Так, половозрастными являются прежде все­го особенности организма, его морфологическое строение, физиологичес­кие, гормональные процессы и особенности психики, так или иначе свя­занные с ними. Становление половых признаков и возрастные изменения, задаваемые генетически, подчиняют индивидуальное развитие природным, биологическим законам. Его общественная обусловленность также под­крепляется рядом нормативных предписаний. Становление социального индивида основано на распределении половых ролей и обеспечивается культурными средствами их присвоения — образцами социального пове­дения и типичных черт мужчин и женщин, т.е. стереотипами маскулин­ности и фемининности. Представления о типичных способах поведения, психических качествах существуют также и для каждого возрастного пе­риода. Становление половой идентичности есть одновременно результат процесса социализации индивида и одно из условий развития личности, в ходе которого человек осознает социальные стереотипы и через соб-

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru ' Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Методические указания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 44-61.

Зав. 835



Тема 8. Личность как индивидуальность...

Как мы становимся тем, что мы есть? - student2.ru ственное отношение к ним управляет своим поведением. Личностный путь человека в возрастном аспекте — это постановка и определенное разрешение ряда важных жизненных проблем, от которого зависит, в ко­нечном итоге, общая картина его индивидуальных качеств, особенностей психики. <...>

Наши рекомендации