Практическое занятие № 6. Социальная установка

1. Понятие социальной установки. Структура и функции социальной установки.

2. Три типа установок по принципу их образования.

3. Формирование установок на основании поведения.

4. Проблема расхождения установок и поведения. «Парадокс Лапьера».

5. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения В.А. Ядова.

Задание на самостоятельную работу по теме № 4, 5.

1. Ознакомиться с методикой теста «Установки личности на себя (Self attitude)» (Манфорд Кун, Томас Макпартленд, 1954). Пройти тест онлайн.

2. Ознакомиться с модификациями теста Куна и Макпартленда.

3. Ознакомиться с методикой многофакторного исследования личности Кэттела.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2014.

3. Преображенская А.В. Социальная психология: Тексты лекций. – СПб.: Гамма, 2016.

4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014.

5. PSYERA: Гуманитарно-правовой портал / Социальная психология. Режим доступа: http://psyera.ru/articles/socialnaya-psihologiya

6. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла // Энциклопедия психодиагностики. - Режим доступа: http://psylab.info/Методика_многофакторного_исследования_личности_Кэттелла

7. Тест Куна и Макпартленда // Энциклопедия психодиагностики. - Режим доступа: http://psylab.info/Тест_Куна_-_Макпартленда

Типовые контрольные вопросы для проведения текущего контроля по разделу 2 (темы 4, 5, 6)

1. В чем отличие философского и психологического подхода к определению понятия личности?

2. В чем отличие социологического и социально-психологического подхода к определению понятия личности?

3. Назовите основные компоненты структуры личности.

4. Что такое «социализация»?

5. Назовите основные этапы социализации личности.

6. Как вы думаете: процесс социализации заканчивается по достижении социальной зрелости, или личность претерпевает изменения и в дальнейшем, вплоть до глубокой старости?

7. Поясните проявление эффекта ссылки на себя на примере какой-либо ситуации из вашего личного опыта.

8. Назовите основные ошибки самопознания.

9. Перечислите основные факторы формирования Я-концепции.

10. Что такое «социальная установка»?

11. Какова структура социальной установки?

12. В чем суть проблемы соотношения установок и поведения?

13. Сформулируйте основные положения диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А. Ядова.

Раздел 3 Социальная психология общения

Практическое занятие № 7. Социальное познание: познание других людей.

1. Понятие социального познания. Специфика социального познания.

2. Правила интеграции впечатлений о других людях.

3. Теория каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.

4. Предрассудки и предубеждения в познании других людей.

5. Роль эмоций и настроения в познании других людей.

Практическое занятие № 8. Понятие и функции общения

1. Соотношение понятий «коммуникация» и «общение».

2. Общение как коммуникационный процесс.

3. Межличностное общение. Классификация межличностного общения.

4. Стэнфордская модель коммуникационного процесса.

5. Основные понятия: коммуникация, информация, коммуникативные барьеры, обратная связь.

Практическое занятие № 9. Целенаправленное коммуникативное воздействие

1. Понятие и структура целенаправленного коммуникативного воздействия (ЦКВ).

2. Социально-психологические характеристики основных компонентов ЦКВ: коммуникатор, сообщение, канал, получатель (аудитория коммуникации).

3. Теория убеждающей коммуникации Йельской школы.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2014.

3. Преображенская А.В. Социальная психология: Тексты лекций. – СПб.: Гамма, 2016.

4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.:Юрайт, 2014.

5. PSYERA: Гуманитарно-правовой портал / Социальная психология. Режим доступа: http://psyera.ru/articles/socialnaya-psihologiya

6. Йельская школа убеждающей коммуникации // Госы на ФЖ НГУ. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/gosyfjnsu/voprosy-k-ekzamenu/psihologia-mk/4-jelskaa-skola-ubezdausej-kommunikacii

7. Ховланд, Карл Ивер // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ховланд,_Карл_Ивер

Типовые контрольные вопросы для проведения текущего контроля по разделу 3 (темы 7, 8, 9)

1. Сформулируйте определение социального познания.

2. Назовите правила интеграции впечатлений о других людях.

3. Что такое «каузальная атрибуция»?

4. Объясните причины фундаментальной ошибки атрибуции.

5. Какую роль играют предрассудки и предубеждения в познании других людей?

6. Какова роль эмоций и настроения в познании других людей?

7. Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»?

8. Назовите виды межличностного общения.

9. Назовите социально-психологические барьеры коммуникации.

10. Сформулируйте определение целенаправленного коммуникативного воздействия.

11. Дайте социально-психологические характеристики основных компонентов целенаправленного коммуникативного воздействия.

Наши рекомендации