Понятие о воле и волевых действиях

Человек выполняет различные виды деятельностей (игровую, учебную, трудовую), включающие разнообразные действия: мыслительные, сенсорные, мнемические, моторные. Каждое из них определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием, страстью, убеждением, чувством долга и т.д.) или совокупностью их. Не все эти побуждения отчетливо сознаются человеком, а действия, им соответствующие, не одинаково контролируются сознанием. Так, мы говорим о непроизвольном и произвольном восприятии, непроизвольном и произвольном запоминании, непроизвольном и произвольном внимании. Мы также отмечаем, что в состоянии аффекта действия человека не контролируются его сознанием, хотя и здесь они не беспричинны. Таким образом, все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует значительных усилий (например, цель написать письмо знакомому, когда в жизни произошли какие-то важные события и имеется время для написания). Но, чаще всего, достижение цели связано с преодолением каких-то трудностей и препятствий. Такие действия называются подлинно волевыми. Трудности и препятствия на пути к достижению цели бывают двух видов — внешние и внутренние.

Под внешними препятствиями, которые преодолевает человек, подразумеваются объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжелые условия для работы и т.п. Внутренние препятствия - это субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда человеку трудно заставить себя работать, преодолеть лень, усталость, желание заниматься чем-то другим, не имеющим отношения к задаче, которую надо выполнить. К внутренним препятствиям относятся вредные привычки, влечения, желания, от которых следует воздерживаться. Человек преодолевает их благодаря волевым усилиям. «Большая воля, - писал А.С.Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание, и остановка, и желание и отказ одновременно».

Воля — это психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Как и все психические явления, воля - одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является цель деятельности в ее соотношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели. Подчеркивая социальную сущность воли и ее исключительное влияние на поведение, И.М.Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

Вопрос о природе воли по-разному решается в идеалистической и материалистической философии, определяя соответственно подходы к решению проблемы развития воли в психологии. Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, что воля абсолютно свободна. Человек, по их мнению, может в любом случае поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем. Сторонники материалистического подхода к природе воли подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен.

Физиологические основы воли

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, являются функцией мозга. По своему физиологическому механизму это рефлекторные акты. Причина их возникновения лежит вовне, в окружающем мире. Произвольные движения происходят на основе образовавшихся сложных систем нервных связей двигательной области коры (расположенной в ее теменной части) с корковыми концами анализаторов, лобными долями коры и ретикулярной формацией подкорки. Двигательная область коры находится под постоянным «обстрелом» информации с корковых концов анализаторов. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции.

Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Второсигнальные связи являются как бы промежуточными звеньями между концами анализаторов и двигательной областью мозга. Раздражители второй сигнальной системы, исходящие от других людей, произносимые вслух или во внутренней речи самим человеком, служат «пусковыми сигналами» волевого действия, регуляторами волевого акта. Важную роль при этом выполняют лобные доли, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый момент результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию). Ретикулярная формация обеспечивает поддержание очага оптимальной возбудимости в той области коры головного мозга, которая связана с выполнением данного конкретного вида произвольного движения.

Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные. Кпростымотносятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. В этом действии можно отчетливо выделить следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь;

2) осознание возможностей достижения цели;

3) принятие решения;

4) исполнение.

Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом называют исполнительным звеном. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения.

Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей,— это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо - это, прежде всего, знать содержание побудительного стимула.

Каждое желание, прежде чем оно превращается в цель волевого действия, подвергается внутреннему обсуждению, в ходе которого рассматриваются доводы «за» и «против», взвешиваются условия, помогающие и мешающие осуществлению желания. В воображении человек забегает вперед и мысленно предвосхищает результат своих действий. Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» - это, собственно, мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути в системе ценностей данного человека. Результатом этого этапа является четкое осознание доводов «за» и «против» каждого из возможных путей. По мере проявления мотивов, утверждающих или отрицающих проанализированные возможности, нарастает напряжение, так как человек опять оказывается перед задачей выбора.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание - один из результатов второго этапа), но в то же время, в силу своих моральных чувств или принципов, не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку, практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Вместе с тем могут возникать препятствия личного порядка, такие, как усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликтная ситуация (реальная действительность или субъективное состояние человека) разрешается либо последовательным движением к цели, а, следовательно, поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия, а, в конечном счете, от цели.

Нужно, однако, подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия личности. Если человек прекращает стремление к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напряжением или приостанавливает практическую деятельность без достаточно веских причин - это показатель слабости воли. Если же у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, характеризовать его безвольным нельзя. Так, например, могут существенно измениться обстоятельства, возникнуть какие-то новые условия, и выполнение ранее принятого решения может стать нерациональным. Здесь требуется сознательный отказ от принятого решения. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе, это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Наши рекомендации