Проблема эмоционального развития глухих школьников
Проблема эмоционального развития глухих школьников
Педагог-психолог
первой
квалификационной категории
Гурова Ирина Викторовна
Оглавление
1.Введение 3
2.Психлого – педагогическая диагностика 4
3. Коррекционно – развивающая работа 10
4.Заключение 12
Список литературы 13
Введение.
Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, играет важную роль в развитии эмоций и формировании у него определенных черт личности. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.
Эмоциональная сфера глухого школьника недостаточно изучена педагогами, воспитателями, психологами, поскольку они начинают интересоваться ею лишь тогда, когда ребёнок становится проблемным. Поэтому эмоциональному развитию детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить детей с нарушенным слухом умению понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе позволит глухому школьнику разрешать любые проблемы. И в связи с этим я начинаю проводить с ним различные диагностические методики.
Психолого – педагогическая диагностика.
Для решения данной проблемы мною было проведено комплексное психолого – педагогическое исследование эмоциональной сферы школьников с проблемами слуха.
В исследовании принимали участие группа учащихся 4 «а» и 4 «б» классов десять человек с 2008 – 2011 года.
Для диагностики эмоциональной сферы был подобран комплекс, состоящий из следующих методик:
Обсервационные методы (наблюдения и самонаблюдения);
- беседа.
Праксиметрические (анализ продуктов деятельности испытуемых).
- Графическое изображение эмоциональных состояний человека. (Т.М. Грабенко, И.М. Михаленкова)
- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен.
- Тест завершения предложений (модифицированный).
Результаты мониторинга исследования, особенностей эмоциональной сферы личности глухих школьников, обучающихся в школе – интернате.
Беседа.
Беседа – традиционный метод психологического и педагогического обследования.
Цель: выявление уровня знаний о девяти основных эмоциях.
Полученные результаты:
год баллы | 2008-2009 уч. год | 2009 – 2010 уч. год | 2010 – 2011 уч. год |
6 - 9 правильно узнанных эмоций | 50% (5 учеников) | 60% ( 6 учеников) | 80% ( 8 учеников) |
3 – 5 правильно узнанных эмоций | 30% ( 3 ученика) | 30% ( 3 ученика) | 20% (2 ученика) |
0 – 3 правильно узнанных эмоций | 20% (2 ученика) | 10% (1 ученик) |
Вывод: Учащиеся знают основные эмоции, и используют свои знания в практической деятельности: на уроках, занятиях, вне учебной деятельности.
Коррекционно – развивающая работа.
Рекомендации по проведению занятий.
Работа с детьми, имеющими недостатки слуха, требует специальной организации. Эффект от занятий я достигаю при непременном соблюдении следующих условий их проведения:
- Использование звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования в целях развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи.
- Работа над произносительной и ритмико-интонационной сторонами устной речи (использование элементов фонетической ритмики, коррекция и автоматизация произносительных навыков и др.).
- Широкое использование предметно-практической деятельности (рисование, иллюстрирование, создание аппликаций и др.).
- Использование программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов в целях соблюдения преемственности работы педагога – психолога, учителя (учителя-дефектолога) и воспитателя.
Коррекционно – развивающую работу с эмоциональными нарушениями у глухих детей ориентирую на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями развития ребенка.
Коррекционно – развивающую работу осуществляю в двух формах: индивидуальной и групповой.
Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений в группах детей, с которыми я работаю, являются:
> смягчение эмоционального дискомфорта у учащихся;
> повышение их активности и самостоятельности;
> устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.;
> коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Заключение.
Эмоции могут оказывать регулирующее воздействие на познавательные процессы, их можно рассматривать как результат и основу познавательной деятельности человека. Поэтому эмоциональному развитию глухих детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции. Без эмоционального отношения к окружающему миру, к живой и неживой природе, к сверстникам, родным, взрослым, к учебному материалу невозможны полноценное усвоение новых знаний, общение и взаимопонимание. В работе над эмоциональной сферой важно учитывать возрастную динамику формирования модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка.
Список литературы
1. Агеева, И.А. Коррекционные техники в школе.//И.А. Агеева.- СПб.: Речь,2004.- 184с.
2. Богданова, Т.Г. Сурдопедагогика.//Т.Г. Богданова. – М.:Академия,2002.- 224с.
3. Грабенко, Т.М., Михаленкова И.М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Учебно - методическое пособие.// Т.М. Грабенко, И.М. Михаленкова. – СПб.:Речь, 2008. – 256 с.
4. Дубровина, И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология // И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М., Академия, 1999. – 464 с.
5. Крюкова, С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. // С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.:Генезис,2011.- 208с.
6. Михаленкова, И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха.// И.А.Михаленкова. – СПб.: Речь, 2006. – 96с.
7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб заведений//Л.В. Кузнецов, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.. – М.: «Академия», 2002. – 480с.
8. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика.// Е.Г. Речицкая. – М.//Уебник дл ВУЗов – М.: Владос, 2004. – 304с.
9. Речицкая, Е.Г., Кулигина Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом: Методическое пособие.// Е.Г. Речицкая., Т.Ю. Кулигина. – М.: Книголюб, 2006. – 2008с.
Проблема эмоционального развития глухих школьников
Педагог-психолог
первой
квалификационной категории
Гурова Ирина Викторовна
Оглавление
1.Введение 3
2.Психлого – педагогическая диагностика 4
3. Коррекционно – развивающая работа 10
4.Заключение 12
Список литературы 13
Введение.
Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, играет важную роль в развитии эмоций и формировании у него определенных черт личности. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.
Эмоциональная сфера глухого школьника недостаточно изучена педагогами, воспитателями, психологами, поскольку они начинают интересоваться ею лишь тогда, когда ребёнок становится проблемным. Поэтому эмоциональному развитию детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить детей с нарушенным слухом умению понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе позволит глухому школьнику разрешать любые проблемы. И в связи с этим я начинаю проводить с ним различные диагностические методики.