Типология личности и стратегия жизни
В данной книге речь шла о типичных особенностях организации времени, мышления, инициативы и ответственности личности. Резюмируя, можно высказать ряд соображений о том, что же такое типология личности, как она строится, чем отличается от индивидуальных различий и, наконец, как связана с жизненной стратегией. В советской психологии (в отличие от зарубежной, где издавна строились различные типологии) долгие годы преобладал взгляд на личность, который отвечал определенному социальному стандарту и предполагал, что существует один тип личности — советский человек.
Между тем за последние годы уже за пределами науки возник огромный интерес к гороскопам (своеобразным личностным календарям), определяющим индивидуальные черты, особенности поведения (вплоть до любви к власти и умения одеваться). Но, критикуя «научность» этих календарей, следует подумать о том, какой человеческой потребности отвечает это увлечение и, главное, правомерно ли выделять разные типы людей. По-видимому, в этом кроме неистребимого интереса человека к своей судьбе проявляется и потребность в самопознании, желание знать свои психологические особенности и качества личности. Стандартизация общественной жизни, которая долгие годы выравнивала всех людей, все же не сумела до конца истребить этого интереса к индивидуальному, особенному в другом и в самом себе.
Психология обязана давать тот материал, те средства и язык, с помощью которого научно и вместе с тем жизненно могут быть описаны, схвачены и познаны разные качества разных типов людей, а вместе с ними своеобразные профили их жизни. На наш взгляд, типология не является самоцелью и тем более не может быть средством простой классификации людей, за которой обычно скрывается желание доказать, что один — лучше, другой — хуже. Типология, или типологический подход, тем отличается от индивидуального, что число индивидуальных различий бесконечно и в своем пределе ведет к утверждению неповторимости каждого. Между тем в разных типах представлено и определенное разнообразие (отличие одного типа от другого) и сходство, поскольку в один тип включается множество людей с некоторыми вариациями присущих данному типу особенностей. Тип человека — ключ к его истории, жизни, ее коллизиям, удачам. Например, построение типологии активности позволило нам не только констатировать ее отсутствие, но и показать причины пассивности, безынициативности: у одного типа эти причины уходят в далекое детство, у другого они связаны с внутренними противоречиями, у третьего — с взаимоотношениями в группе, которые блокируют активность.
Используя научные данные о своем типе организации времени, особенностях мышления, сознания и т.д., каждый человек может строить свою стратегию жизни. Например, зная свои особенности организации времени (трудности или преимущества работы в одном из многих режимов времени), человек сможет выбирать более адекватные для себя ситуации, предпочитать работу в подходящих для себя режимах, избегать трудных режимов и т.д. Это стратегия учета своих наличных возможностей. Но при тех же знаниях своих особенностей возможна и другая стратегия — стратегия развития способности к рациональной организации времени, стремления к работе в трудных для себя режимах. Это будет своего рода стратегия развития, совершенствования своих психических возможностей, а не просто учета своих особенностей. Возможна и третья стратегия — избегание неадекватных для себя условий, трудных ситуаций, видов работы, общения и т.д.
Это же относится к таким качествам, как инициатива и ответственность. Человек, зная, что инициативные качества у него особенно развиты, а чувство ответственности несколько занижено, может оптимально «использовать» их в жизни, работая там, где нужны инициаторы, и избегая тех участков, где за свои инициативы нужно отвечать. Это стратегия использования наличного. Но и в данном случае возможна развивающая стратегия, суть которой — формировать у себя чувство ответственности, искать трудные для себя задачи, брать на себя ответственность, подавляя неуверенность.
Если человек, чтобы не стать инвалидом, не должен поднимать веса, превышающего его физические возможности, то он в такой же мере не имеет права пренебрегать своими психическими особенностями, превышать «нагрузку» на них. Однако часто получается именно так, поскольку психические особенности людей сплошь и рядом мало известны даже им самим. Если сегодня так остро встал вопрос об экологии природной среды, то не менее важна проблема психической экологии — бережного, рационального использования психических возможностей, психических особенностей людей. Такой должна быть не только личная, но и социальная стратегия. Однако бытует представление, что психика — это постоянное средство, которое всю жизнь должно нам безотказно служить. Между тем если старится тело человека, если оно уродуется в результате неправильного образа жизни, то психика в еще большей мере подвержена «износу» и даже ломке. При неподлинной жизни сильные побуждения, стремления, порывы исчезают, глубокие чувства притупляются, при жизни убогой они вообще не развиваются, мышление остается бедным, сознание — поверхностным, а сама личность — грубой, пассивной, примитивной. Психика, которая могла бы возвысить внутренний мир человека до вершин человеческого духа, запирает его в мир телесных радостей и элементарных потребностей.
Но пока общество еще недостаточно учитывает психические особенности людей, человек должен сам бережно и разумно расходовать этот потенциал своей жизни, адекватно его использовать и охранять. Он должен научиться не только согласовывать свои намерения и действия, но и придавать единство, цельность своим разнообразным психическим свойствам. Если у человека есть способности, но нет силы воли, характера, то эти способности в конце концов бездумно растрачиваются. Если мотив, желание не поддержаны волевым усилием, то могут исчезнуть, не воплотиться в цель, если чувства выходят из-под власти ума, то человек перестает контролировать свои поступки и т.д. Слаженность, согласованность всех модальностей, «инструментов» психической жизни личности умножает его жизненные возможности, и наоборот.
Способность действовать, общаться, познавать (прежде всего мир людей и человеческих отношений), а также способность к организации времени есть высшие жизненные способности. Если способность к организации времени сочетается с интеллектуальными особенностями оптимальным для данной личности образом, то она действует своевременно и адекватно. Знание человеком своих высших личностных жизненных качеств дает ему возможность стратегически использовать их и наиболее оптимально сочетать. Ум, чувство, воля действуют слаженно или вступают в противоречия, рассогла-суются друг с другом в зависимости от того, насколько личность способна к саморегуляции, самоконтролю, насколько она стремится к гармонии. Способность к организации времени, использованию особенностей своего мышления, направлению своей активности (инициативы и ответственности) может стать предметом самосознания и самоорганизации, может согласовываться, изменяться, совершенствоваться. Здесь необходима работа самосознания не только по упорядочиванию своих психологических особенностей, но и по их развитию и использованию для выработки собственного способа жизни.
Человек должен осознавать и свои цели, и особенности своей психики, и масштабы своей личности, их соответствие-несоответствие обстоятельствам, определять, что и как нужно изменить для достижения этих целей, в каких пределах, каким способом что-то нужно изменить, а чем-то и пожертвовать. Стратегия жизни и есть составление определенной композиции того, чем обладает, располагает личность, что она использует, потребляет, что создает, что от нее требуется и чего она способна достичь.
Такие задачи большего или меньшего масштаба люди решают всю жизнь — ежедневно. Соглашаясь на новую должность, связанную с руководством людьми и большой ответственностью, человек, особенно молодой, радуется получаемой самостоятельности, свободе от подчинения другому. Но всегда ли он предвидит, может представить себе те качества, способности, которые окажутся нужны для новых обязанностей, всегда ли учитывает, что его независимость может обернуться гораздо большей зависимостью, если эти качества он в себе не сможет быстро сформировать.
Человек должен предвидеть, что при высоких притязаниях мелкие, но быстрые достижения неизбежно приведут к разочарованию, потере смысла жизни. В этом плане стратегия выжидания своего времени, своего часа, стратегия, противоположная погоне за мелкими успехами, благами, почестями, практически всегда оправдывает себя. Боязнь упустить время, упустить свою выгоду приводит к неразборчивости и потерям в главном: получая жизненные мелкие удачи, человек начинает обманывать сам себя. Жизненная суетливость не имеет ничего общего со своевременностью, которая как раз предполагает точный расчет внешних и внутренних обстоятельств для «главного удара». Обладая яркой индивидуальностью, большими способностями, человек должен понимать, что стремление достичь цели, «как все» (самым простым, легким и, главное, быстрым путем), неизбежно приведет к утрате этой индивидуальности или к утрате высоких целей. И наоборот, завышение жизненных притязаний при слабом характере, неразвитых способностях неизбежно приведет либо к разочарованиям, либо к утрате нравственных качеств.
Очень важно осознать не только свои достижения, но и возможные, иногда даже явно не ощущаемые потери, например жизненного времени. Часто такие потери просто неисчислимы. Хорошо, если человек жертвует временем своей жизни, своего цветения, своего восхода, желая уступить дорогу другому, дать ему возможность реализовать себя. Но жаль, когда потоки времени тратятся на пустые разговоры, пустое времяпрепровождение, пустые взаимоотношения, когда люди, обманывая себя, заполняют этим лучшие часы и годы жизни. Так же бессмысленно и бесцельно тратятся не на того и не на то направленные лучшие человеческие чувства, когда, ничего не получив взамен, человек позже уже оказывается неспособным ни на что высокое и большое. Здесь речь идет не о жертвах ради чего-либо осмысленного, но просто о потерях.
И вместе с тем диалектика жизненных противоречий требует от личности и способности к риску как значительным, крупным жизненным шагам. Отсутствие чувства ответственности всегда связано со страхом перед таким риском, в результате человек хочет только удержать то, что есть и как есть, и разменивает жизнь на «мелкую монету». В зарубежной психологии существует большое число исследований, посвященных проблеме риска. Конечно, проблема риска очень обширна, но для нас существенными характеристиками личности является не авантюризм, не тяга к опасностям как таковым, а именно смелость, способность отвечать за многое, способность отвечать за радикальные преобразования, которые особенно ответственны в социальной жизни. Самый глубокий конформизм личность проявляет не тогда, когда соглашается на любые социальные условия, боясь риска, но тогда, когда боится изменить раз и навсегда данные, заданные условия собственной жизни, придерживаясь пассивной стратегии.
Как говорилось выше, среди жизненных условий есть существенные и частные, способствующие и препятствующие целям личности, приятные и неприятные события, ситуации и т.д. Иногда совершенно бессознательно личность вырабатывает основание жизненной стратегии, которое фактически превращается в постоянное условие ее жизни (принимать в расчет только приятное, легко достижимое, только полезное и т.д.). Однако тем самым воля личности, активность, устойчивость к трудностям, неожиданностям жизни атрофируются. Таким образом, между складом личности и ее жизненной стратегией, позицией и линией существуют прямые и обратные взаимосвязи.
А потери ее не только объективны, но и субъективны, личностны. Подводя итоги проблемы жизненных потерь, о которой шла речь, можно сказать, что личностные потери бывают трех видов. Потери в результате отсутствия условий для развития того или иного качества (его несформированности или последующей утраты сформированного, но не нашедшего применения качества), потери в результате неадекватного их применения (несоответствия условий жизни или неспособности личности использовать свои психические качества), незнания личностью своих особенностей, неумения их развить, направить, соединить с другими, наконец, потери в результате нерешенных жизненных противоречий.
Последний случай потерь может быть исключен, если человек узнает о своих возможностях, типологических особенностях и сумеет компенсировать, правильно использовать в жизни свои сильные и слабые стороны. Но и познание и апробирование их требует особой психологической установки: своеобразной «открытости», готовности к нестандартному, нетрадиционному способу действия.
Способ самовыражения личности, о котором выше шла речь, иногда начинает сводиться к определенному узкому стилю, который человек, подобно покрою платья, боится менять, даже когда он уже вырос из него, когда ему стало тесно в нем. Притязания — большие или меньшие — часто также фиксируются как бы в одном регистре, не позволяя человеку развернуть все разнообразие своей личности, испробовать все ее тональности и тембры. Поэтому познание самого себя, своих личностных особенностей не должно толкать на путь самообречения, на путь самоограничения, сведения себя к данному и заданному типу.
Отношение к себе как к субъекту, как к источнику жизненных перемен, как к причине событий и поступков позволяет не ограничивать себя рамками своего типа, а выявлять новые, еще никогда не испробованные личностные особенности, стремления, силы. Если, заострив их различие, сравнить европейский и восточный типы человека, то окажется, что (согласно общепринятому мнению) западный человек растворяется в деле, в известном смысле теряя ощущение своей личности, тогда как восточный — сосредоточивается на рефлексии, замыкается во внутреннем мире, забывая о действии. Эта дилемма нашла свое отражение и в психологическом тезисе, что осознание наступает тогда, когда невозможно действие, старый его способ. Но возможно и осознание себя как деятеля, как источника действия, что и дает возможность особенно взвешенно, продумывая разные варианты, совершать его наиболее адекватно.
Подобный тип связи сознания и деятельности является скорее идеалом, потому что прошедшая эпоха была безальтернативной, она предлагала единственный и притом предписанный вариант поведения и жизни. Между тем альтернативность есть сердцевина любой стратегии. Она предполагает наличие способности мыслить вариантами — моделями объективных ситуаций и субъективных решений, поступков. За подобным сознанием, за осознанием себя субъектом выбора, субъектом действий, преобразующих наличные условия, лежит особый способ мышления — диалог. Диалогичность мышления, известная древним философам, составлявшая способ их мышления и образ жизни (сократовские беседы, диалоги), была в значительной мере потеряна психологами как важнейшая характеристика мышления. Только недавно в некоторых работах начинает раскрываться все значение этой характеристики мышления, особенно роль диалога с самим собой. Последний воплощает в себе самую суть диалектичности мышления: за предположением следует возражение, предположение включает множество альтернатив, каждая из которых взвешивается, обдумывается и проверяется. Продумывание вариантов, составление разных композиций действий, ситуаций, шагов составляют ядро не только способности к игре в шахматы, но и способности строить жизненную стратегию. Диалог предполагает взвешивание и обдумывание не только внешней стороны дела, объективных событий, но и собственно внутренней. Человек может отдать себе отчет в своих истинных и неистинных желаниях, отбросить, все взвесив, ложные, ничтожные мотивы и низкие побуждения, оценить свои силы. Таким образом, диалог составляет решающий интеллектуальный центр саморегуляции личности. В таком диалоге вырабатываются оценки своих поступков, когда человек мысленно прикидывает и их оценки окружающими, и возможные последствия и выверяет собственные намерения.
В диалоге человек каждый раз заново открывает себя, выверяет свою правоту, осознает вину. В нем он вырабатывает отношение к происходящему. Человек не может одинаково активно действовать по внутреннему убеждению и принуждению. Поэтому, когда возникает такая вынужденная жизненная ситуация (которых множество или большинство в нашей жизни), он вырабатывает к ней свое отношение: пока я вынужден этому следовать, я потерплю, но потом буду свободен поступать как хочу, такой ценой я заработаю себе свободу в будущем. Во внутреннем диалоге проверяется и то, что исходит от субъекта,— его собственные активные шаги, поступки и начинания, и то, что предлагает или требует от него жизнь (неожиданно или постоянно). Внезапные внешние события ломают, меняют наши глубокие и важные жизненные планы, намерения. Мы должны достаточно быстро преобразовать их в соответствии с новыми жизненными обстоятельствами, требованиями, пойти им навстречу или отказаться и т.д. Здесь также необходим внутренний диалог, глубокое размышление, взвешивающее все «за» и «против», прослеживающее все цепи взаимосвязей, которые могут возникнуть при том или ином варианте. Между тем наше мышление сплошь и рядом поверхностно, поспешно, исходит из плоских альтернатив. Либо все внешнее давит, мешает, негативно, либо, напротив, все увлекательно, интересно и значительно, за чем мы устремляемся по «первому зову», забыв свои намерения, цели, убеждения.
Между тем даже при отсутствии разнообразия во внешней жизни человек всегда благодаря диалогу и многогранности своего мышления может жить увлекательной внутренней жизнью, не всегда легкой, приятной, часто трагичной, в силу оторванности от внешнего мира, но глубокой. Как писал Ромен Роллан, «в одном человеке обитает множество разных людей». Борьба между ними, их спор и противоречия не так страшны, как стремление все сгладить и примирить в себе, заглушить в себе разные мысли и голоса, свести себя к плоскому, однолинейному, живущему однообразной жизнью человеку, для которого в жизни нет проблем. Только внутренняя диалектика, борьба побуждений, мотивов, диалог с самим собой дают человеку при всей трудности внешней жизни чувство внутренней свободы, привычку и способность поступать по внутреннему побуждению, с чем и связано осознание себя как субъекта, способного изменить течение событий. Такой диалог с собой, такая потребность в рефлексии, в осознании жизненных проблем даже ценой потери на время темпа жизни, ее продуктивности является свидетельством силы, а не слабости духа. Такая глубоко личная потребность выплеснулась сейчас в формах общественной рефлексии, которую Н. Скатов назвал так верно — «дух взыскующий». Он цитирует Достоевского, который писал: «Недаром заявили мы такую силу в самоосуждении, удивлявшем всех иностранцев. Они упрекали нас за это, называли нас безличными людьми без отечества, не замечая, что способность отрешиться на время от почвы, чтобы трезвее и беспрепятственнее взглянуть на себя, есть уже сама по себе признак величайшей особенности» 9.
Отсутствие такой внутренней жизни порождает внутреннюю незрелость, неопределенность, неуверенность, которая часто прикрывается нарочитой внешней жесткостью, бравадой, властностью. Не разобравшись в себе, такой человек берется руководить другими людьми, решать за них, навязывать им свое мнение. У такого человека может возникнуть чувство осознания себя субъектом, подобное описанному выше, но это чувство — иллюзия, поскольку он не обладает ответственностью ни за себя, ни за других. Такой тип также был порожден эпохой застоя, когда определенная категория активных людей, нарушив или разрушив внутренний план своей активности, придала ей прямолинейные, жесткие формы и направила на других.
Внутренний диалог ведет к подлинной цельности и твердости, а не к вечным сомнениям, как это может показаться. Обобщая поступки, события, взвешивая и оценивая их в своем сознании, человек постепенно вырабатывает внутренние принципы и убеждения. Они не всегда так однолинейны и просты, как нам многие годы рисовала художественная и общественно-политическая литература. И на их основе у каждого формируется своя стратегия отстаивания своих убеждений и принципов — и от самого себя, и от «соблазнов» и давлений жизни. Один человек, желая сохранить свои принципы и честь, стремится от всего в жизни уклониться, остаться в стороне. Другой, наоборот, настойчиво проводит их в жизнь, но хочет строить в соответствии с ними жизнь других людей, а не свою собственную. Такие стратегии довольно часто встречаются у стариков, поскольку они уже не могут реализовать выработанные принципы жизни, но настойчиво рекомендуют их молодым, не замечая своей навязчивости, авторитарности.
Однако как согласовать наличие постоянных убеждений и изменчивость жизни, ее требований, изменчивость самого человека? Как согласовать верность своим принципам и адекватность изменяющейся действительности? Эта проблема является одной из самых сложных в разработке стратегии жизни. Основной подход к ее решению, на наш взгляд, заключается в следующем. Безусловно, принципы, идеалы, убеждения требуют их отстаивания, и не только внешнего, но и внутреннего, поскольку внешние уступки часто ведут к внутренним компромиссам. Когда человек не может отстоять свои ценности, ему приходится идти на жертвы, потери, о которых выше шла речь, т.е., сохраняя одно, терять что-то другое — дорогое и значительное. Наконец, природа и убеждений, и подлинных ценностей такова, что, будучи постоянными, они отличны от всяческих канонов, жестких правил.
Поэтому, сохраняя и защищая свои ценности, а особенно выбирая путь их реализации в жизни, человек должен уметь одно — каждый раз обдумывать, взвешивать, принимать нужные решения в новых обстоятельствах. В этом смысле способность к осознанию, диалогу, размышлению, о которой все время шла речь, отвечает изменчивости, новизне жизни, не предавая убеждений и принципов человека. Жизненные принципы — это не рецепты на все случаи жизни. Именно человек, обладающий ими, должен постоянно ставить перед собой проблемы, как поступить в новых, изменившихся условиях, какое решение принять с позиций своих принципов. Сущность жизненной стратегии — решение жизненных проблем в соответствии со своими принципами.
Действие, которое выражает отношение человека к миру, к другому человеку, в котором он воплощает свои принципы и убеждения, смелый, открытый шаг человека в сложных жизненных обстоятельствах называется поступком. Таковым, например, было обращение Ф. Раскольникова к Сталину с открытым письмом в условиях всеобщего молчания. Своим поступком человек может подписать себе смертный приговор, один лишь поступок может выразить весь смысл его жизни. Одним поступком может быть изменена жизненная позиция самого человека, поскольку он, желая выразить свой протест, закрывает себе возможность дальнейшего благополучия. Можно рассматривать как поступок дарование жизни побежденному врагу и другие проявления великодушия, смелости, принципиальности. Поступок отличен от обычного поведения, в котором соединяются с перевесом в ту или иную сторону внутренние и внешние, но достаточно обыденные, текущие побуждения. Поступок отражает личность. Глубочайший анализ проблемы поступка — его единственности, его смысла, его переживания — предпринял М. М. Бахтин в работе «К философии поступка». «Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единственная жизнь как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: я поступаю всею своею жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни — поступления». Такое понимание жизни как поступления совпадает с нашим понятием стратегии в подлинном ее смысле — как активной жизненной стратегии.
Поступок как выражение и реализация сущности человека, как борьба за свою сущность в любых жизненных обстоятельствах присущ только субъекту жизни. Поэтому в понимании поступка мы следуем С. Л. Рубинштейну, который видел в нем такое проявление субъекта жизни, которое меняет жизненное соотношение сил, меняет расстановку людей, возвращая побежденному нравственное превосходство над победителем, и т.д. Поступком субъект жизни выражает свое отношение к происходящему, не совпадающее со всеобщей оценкой или позицией.
Смысл поступка определяется не только субъектом, который выражает им свое отношение к человеку, к делу, к событию, но и контекстом (как отмечает Бахтин), ситуацией, в которой и благодаря которой данный поступок приобретает особую смелость, неординарность, социальное значение (а иногда вопреки намерению субъекта превращается в фарс).
Джавахарлал Неру дал глубокое философское осмысление проблемы поступка как социальной стратегии человека, анализируя такие политические поступки, как голодовка. Он показал, что бездействие иногда приобретает смысл действия — поступка. Непротивление злу насилием и известная пассивность — суть всем известной философии жизни Льва Толстого. Неру доказал, что пассивность (голодовка как пассивное непротивление) в некоторых случаях равносильна активной политической борьбе. Иными словами, и бездействие, неучастие может принять форму поступка, стать выражением социального протеста в определенном политическом контексте. Но самым страшным и трагическим оказывается такое соотношение, когда люди в силу социальной ситуации оказываются не в состоянии совершить поступок, будучи по природе принципиальными и активными.
Когда люди, подобные Бухарину, боровшиеся за дело Советской власти, вступили в конфронтацию с другими социальными силами, лицами и группами, представлявшими эту власть, они оказались в социально трагической, безысходной ситуации: они не могли бороться против своих, тогда как «свои» боролись с ними как с врагами. В период 50-х годов Рубинштейн решал сознательно эту задачу: как, не борясь со своими, не уступать своих позиций, сохранить верность себе и своим социальным идеалам. Он выработал свою стратегию жизни, свою философию — «отступая (т. е. не сопротивляясь), не уступать». К сожалению, его жизнь сложилась так, что эта стратегия была основной стратегией его жизни *.
Если отношение к жизни оказывается пассивным, стандартным, подражательным, то можно говорить о массовом, типичном для людей поведении, способе жизни, стандартных жизненных позициях. Эпоха застоя породила такие социально-психологические стратегии, которые выражали добровольность подчинения принуждению. Это проявилось в расцвете психологии «старательности», «угодничества», в постоянной готовности демонстрировать свою старательность и т.д. Стоящие «наверху» априори наделялись властью. Мало кому приходило в голову требовать доказательств правомерности их власти. Признание власти выражалось в необходимости беспрекословного подчинения. Специфика индивидуального сознания была такова, что оно принимало на веру все социальные правила, нормы, распорядки. Личность должна была либо подчиняться существующему правопорядку, либо оказаться вне общества, вне закона.
Построенное на вере в справедливость и «правильность» общественной жизни сознание исключало сомнения, возражения, вопросы — оно было безальтернативным. Социальное мышление становилось ритуальным, констатирующим, «верующим». Поэтому и в личной жизни, личных судьбах исчезала способность людей к поступку. Люди не поступали так или иначе, что предполагает выбор, альтернативность, обоснованность поступка, а «вели» себя как «надо».
Наиболее распространенной среди пассивных стратегий оказалась стратегия психологического ухода. Выше, когда уход рассматривался как неспособность разрешить противоречия жизни, как стратегия перехода в новую область жизни, как бы свободную от противоречий, как бы открывающую возможность «все начать сначала», не был отмечен один принципиальный момент. Стратегия ухода от противоречий как признание поражения в данной области жизни, как признание своей неспособности разрешить сгустившиеся противоречия является тем не менее пусть иногда и иллюзорной, но стратегией надежды, т.е. уход, избежание одного почти всегда связано с новой жизненной перспективой. Это либо новая семья, новая, «хорошая» (в отличие от прежней, «плохой»)
* Когда еще в расцвете своих творческих возможностей, в разгар активной общественной деятельности он был вынужден оставить преподавание философии в Одесском университете и уйти (став директором одесской публичной библиотеки) в подвалы-книгохранилища, то он отступил, но не уступил. Он повел свое наступление несколькими годами позже, когда, ознакомившись со всем богатством мировой психологической науки в библиотеке, ставшей его вторым университетом, он вошел в советскую психологию, чтобы произвести в ней полный переворот, разрешить ее кризис и заложить основы нового здания советской психологической науки. Он оказался вынужден отступать и в пятидесятых годах, когда и его настигли гонения, как и других крупных ученых, но не уступил, не сломился ни физически (несмотря на преклонные годы), ни морально и, лишенный постов и званий, унижаемый «проработками», продолжал еще целых десять лет, до самой последней минуты жизни, создавать труды о личности и человеке. Заложенные в этих трудах идеи способны были поддержать человека тогда, когда социальные условия достигли полной бесчеловечности, посягая на его жизнь, достоинство, внутренний мир.
жена, новая, лучшая работа. Но не всегда уход, т.е. изменение внешней жизни, спасает жизнь внутреннюю. Некоторые формы уходов оказались равносильны внутренней гибели и жизненному тупику. Таким уходом стало массовое пьянство — стратегия забвения реальной жизни и предательство жизни внутренней. И если сотни страниц пишутся о пьянстве как традиции и ритуале, то хотя бы одна должна быть написана о нем как об уходе от жизни.
Поведение людей в эпоху стагнации становилось безличным. За стандартными, типичными действиями, как за ширмой, люди стремились скрыть свои действительные цели и намерения. Мы сегодня много говорим о теневой экономике, но нельзя забывать и теневую психологию. Стратегии состояли не только в том, чтобы достичь своих личных целей, но и в том, чтобы замаскировать их, придать им форму общественно полезных и общественно одобряемых действий. И вероятно, можно вспомнить целую галерею лиц, которые в открытую пользовались благами общества, поскольку остальные безусловно признавали за ними это право. Смешение правды и реальности поступков и психологической неправды, двойственности имело для психологии людей разрушительные последствия. Именно поэтому необходима перестройка «рабского» (по выражению Гегеля) сознания как предпосылка для возрождения и развития способности, умения совершать поступки, строить сознательные стратегии.
Социологический анализ сегодняшних общественных тенденций — различных форм демократических движений, типов противоречий между старыми, бюрократическими формами и новыми, критическими и конструктивными — не может дать ответа на основной вопрос: как пойдет перестройка внутренних тенденций личности, как возродятся ее собственные жизненные силы? Сегодня мы можем лишь констатировать, что перестройка психологии, мышления, сознания одних людей происходит стремительно, тогда как другие сохраняют свой консерватизм, пассивность, продолжают действовать по стереотипу. Поэтому очевидно, что хотя в целом внутренняя перестройка зависит от общественных тенденций и условий, но эта зависимость опосредована самой личностью, ее жизненной позицией. Она будет (или не будет) осуществляться только ей самой.
В период стагнации активность некоторых людей противоречила социальным условиям, тогда как в настоящее время, напротив, обстановка содействует активности, но часть людей отвечает на нее привычной внутренней пассивностью. Это противоречие, или несоответствие, внешнего и внутреннего должно быть устранено. Внутреннее пробуждение возможно только одновременно с ликвидацией такого противоречия.
Все типы людей расположены как бы между двумя полюсами, между которыми находится центр их жизненного равновесия. На одном из полюсов (на котором и оказывались многие люди в предыдущую эпоху) происходило неадекватное, бессмысленное расходование активности, способностей, совершалась растрата душевных сил. Жизнь людей, оказавшихся на этом полюсе (не уравновешенных с социальными условиями, а в конечном счете и с самими собой), была подобна бессмысленной хищнической растрате природных богатств. Незнание человеком своих особенностей, неумение адекватно (к месту, времени и жизненным задачам) расходовать свои психические данные (или социальная невозможность их полноценного применения) приводили в одних случаях к неадекватному перенапряжению, в других — к бессмысленной растрате сил. Имела место экстенсивная эксплуатация человеком своих психических данных. Например, для достижения трудно дающегося социального успеха, положения, как говорилось, человеку приходилось поступаться не только своими принципами, но и лишать себя свободы самовыражения, а тем самым ограничивать свои способности, отказывать себе в удовлетворении естественных потребностей, в результате чего и возникали внутренние диссонансы, несоответствия.
Для типов, расположенных на другом полюсе, характерно оптимальное, т.е. разумное, плодотворное, применение способностей и душевных сил. Соответственно этим полюсам строятся оптимальные или неоптимальные жизненные стратегии. При оптимальном соотнесении человеком своих возможностей с жизненными задачами происходит не только их разумное использование, применение, но и постоянное восстановление, возрождение, умножение.
Таким образом, экстенсивный или интенсивный способы существуют не только в сфере организации экономики, промышленности и земледелия, они являются различными способами организации жизни, благодаря которым по-разному расходуются психические, личностные и в конечном счете жизненные силы человека.
Неоптимальные жизненные стратегии обнаруживают не только отсутствие гармонии, всесторонности личности (которая лишь рекламировалась в годы застоя), но ее дисгармоничность, ее несоразмерность самой себе, ее внутренний разлад. А стратегия жизни в таких случаях являлась своего рода «борьбой с недостатками», поскольку растраты в одном влекли за собой внутренние дисгармонии, которые снова нужно было уравновесить или чем-то компенсировать, и так без конца.
Именно с точки зрения интенсивного или экстенсивного расходования психических сил человека можно понять процесс развития или антиразвития личности. Психологами обычно подчеркиваются огромные возможности, потенциал психического развития, а в качестве примеров описываются особенности развития и совершенствования органов чувств (изощренность вкусовой способности дегустатора, тонкость и совершенство слуха пианиста и т.д.). Однако отсутствует описание процессов совершенствования высших жизненных и личностных способностей, не связанных с тем или иным видом профессиональной деятельности. Между тем совершенствуются не только психофизиологические способности, но изменяется глубина и сила мысли, возрастают интеллектуальные интересы, а вместе с этим усиливается, оттачивается мотивация жизненных достижений, воля, настойчивос<