Декларации и действительность
– Ну, раз Пантелеев такое указание дал, мы дадим вам помещение для Клуба. Но только на условиях аренды.
– А деньги от аренды пойдут куда?
– Ну, на работу с молодежью...
– Но мы-то и есть эта самая молодежь!
– Ну...
1989 год, перестройка, беседа с первым секретарем Куйбышевского райкома ВЛКСМ тов. Е.А.Алексеевым. А при чем тут дальнейший текст, подумайте
Я не буду называть курс, на котором это говорится и это делается, но, поскольку курс этот энергичен и популярен (и не зря!), его узнают многие.
Деньги уплачены, зал полон, и ведущий вдохновенно залу вещает: "Богат тот, кто разрешает себе жить богато. Вы должны верить, что вы богаты. Вы должны душой жить, как богатый! Вы должны быть щедры, как богатый. У вас должно быть — дающее отношение к миру, потому что вы — богач!"
· Это было настолько классно, на таком душевном подъеме, что в это начинали верить самые замороженные и такие упертые, как я. В конце концов я перестал спорить и поверил. И стал — богатым.
Но шизофрению они мне устроили. У меня все равно не укладывается в голове, почему они сами, такие яркие и мощные, подчас живут душой — как бедные?
Методику тренинга они объявили коммерческой тайной и закрыли для всех — и обычных участников, и психологов. Запрещается записывать любые упражнения с курса, тем более запрещается их использование вне этого курса.
· Разумно, как защита от дураков. Но почему бы не делать исключения для профессионалов, мы же делаем — общее дело!
Я — психолог, я могу и хочу взять лучшее с этого замечательного тренинга и работать с этим по-своему, помогая людям, но с меня берут обязательство, что я этого не сделаю: потому что это их собственность и их монополия. Да, американцы делают бизнес, все честно и нормально, но как у них в голове это сочетается с лозунгами про "дающее отношение"?
· Смешнее всего то, что они забыли, что это — Россия, и кому что надо, тот все равно себе все возьмет. Ну, утащит. Поэтому, уважаемые коллеги, если вы не хотите, чтобы у вас воровали, — хотя бы продавайте!
Простите, я отвлекся: тренинг еще не закончился, ведущий проводит медитацию. Ты расслаблен, глаза закрыты, и ведущий нашептывает тебе — прямо в душу: "Открой свое сердце! Перестань воевать, протяни руки Другому, вместе вы сделаете больше!" Твои руки ощущают открытые руки Другого, восхищенные глаза встречают ответную радость. Мы — любим друг друга! Мы — братья и сестры одной человеческой семьи!
· Все балдеют — как красиво!
Но я некстати вспоминаю, как мой коллега на их (да, на их!) оргсобрании в перерыве в холле пытался окружившим его заинтересованным людям рассказать о своем Центре: не вышло, мальчики из команды тренинга его просто поперли: "У нас это не принято". Верно, по их правилам рекламу других психологических центров и работы их коллег-психологов на их территории делать нельзя.
· Потому что эти коллеги им не друзья, а конкуренты, а клиенты — это деньги.
В общем-то, дело не в самом этом тренинге, тем более что добра и силы от него несравнимо больше, чем моих к нему вопросов. И тем более что эта практика, практика если не вражды, то жесткой конкуренции — среди психологов общераспространена. И если ты в чужом Центре захотел, чтобы о твоей работе узнали, то за информационный листок на стене тебе придется заплатить деньги.
· И, как правило, не очень маленькие. А что, пользуешься нашими клиентами — плати!
Можно похвалиться? Мы, видимо, один из самых богатых Центров в Москве, потому всегда жили и живем по-другому. Психологи на наши занятия могут приходить бесплатно и брать с них себе все, что покажется им дельным. Они отдадут это людям — и это главное, хотя многие из них дарят много интереснейшего из своих наработок — нам. Кто захочет приобрести методику полностью и подробно, может ее приобрести. Мы с удовольствием собираем информацию обо всех толковых психологических тренингах и Центрах и сами делаем им рекламу: где что есть и как туда позвонить. И стенд для рекламок наших конкурентов, то есть наших друзей, уместит всех.
· Потому что, на самом деле, не ради денег же...
Что для нас главное
Конечно, деньги мне нужны. Не будет денег — я не сделаю ничего. Очень желательно, чтобы я был богат: тогда я сделаю людям больше и лучше. Я обязан быть хорошим бизнесменом и зарабатывать хорошие деньги; если я этого не делаю, я — психолог плохой.
· Значит, я своей психологией и своим гуманизмом просто тешу свою душу. А когда я начну делать действительно дело, то, что людям нужно, люди ко мне пойдут и деньги платить будут.
Но, коллеги, давайте определяться, в чем наша главная забота — в людях или в деньгах. Или я бизнесмен, и клиенты мне нужны для денег, или я человек, работающий для людей. Если главное для нас — деньги, то не будем лукавить о своей любви к людям: наши клиенты — это наши дойные коровки, которых мы очень любим только тогда, когда из них можно выжать денежки.
· И ведь всё нормально, мы честные бизнесмены, но при чем тут ля-ля о гуманизме?
А если главное для нас — люди, то пусть деньги помнят свое место. Все просто: если я немного проиграю в деньгах, но от этого много выиграют люди — мне следует проиграть в деньгах. Если немного проиграю я, но много выиграет мой коллега — пусть он выиграет.
Коллеги! Если главное для нас — люди, то
Давайте дружить и работать вместе!