Определение, функции, эмпирические характеристики сознания.
Сознание - высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
Леонтьев: индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствовании, которые возникают в ходе становления и развития общества. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающим перед субъектом в его внутреннем мире. Сознание человека характеризуется активностью, которая проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, то есть оно обладает свойством интенции- направленности. К группе свойств сознания относятся способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно- ценностный характер сознания.
Эмпирически сознание выступает как непрерывно изменяющаяся сов-ть чувств-х и умств-х образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. При изучении сознания возникают 2 трудности, первая в том, что все психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются, в том числе и бессознательное, вторая трудность- сознание, как и отдельные психические функции, не локализуется во внешнем пространстве, его не удается расчленить и во времени. Леонтьев: каждый человек в процессе развития через овладение языком приобщается к сознанию- совместному знанию и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Фрейд: сознание- одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент. Основная его роль- роль органа чувств для восприятия психических качеств.
№15 Личностный опросники Айзенка.
Серия опросников личностных. Предназначены для диагностикинейротизма, экстраверсии—интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотр. А. л. о. являются реализацией типологического подхода к изучению личности. Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмераи других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, (или эмоциональная неустойчивость) экстра- и интроверсии (заимствовал у Юнга) и психотизма(эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная).
1947 - MMQ — «Моудслейский медицинский опросник» для диагностики нейротизма (40 утверждений)
1956 - MPI(Моудслейский медицинский инвентарь) для диагностики нейротизма и экстраверсии—интроверсии (48 вопросов)
Сокращенный вариант МРI из 12 вопросов.
Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах)
1963 EPI «Айзенка личностный инвентарь» (Eysenck Personality Inventory. (48 вопросов) для диагностики экстра— интроверсии и нейротизма появидась шкала лжи
Созданы варианты EPI для обследования детей и подростков
1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк «Айзенка личностный опросник» для диагностики нейротизма, экстра—интроверсии и психотизма. Так же как и в EPI, в него включена «шкала лжи». (90 вопросов)
Изучение валидности личностного измерения «психотизм» осуществлялось обычным для исследований Г. Айзенка путем — поиском экспериментальных коррелятов психотизма, сравнением результатов, полученных в группах здоровых и больных. Полученные данные спорны. Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра—интроверсии 0,80-0,92, по шкале нейротизма — 0,74-0,92, по «шкале лжи» 0,61-0,90. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет). Во многих зарубежных исследованиях аргументированно доказывается, что введение такого личностного измерения, как психотизм, не имеет научного обоснования, экспериментальные данные противоречивы, а использование шкалы психотизма на практике может способствовать появлению ложных диагностических ориентиров.
Сведений об использовании EPQ в СНГ не имеется.