Оценка уровня общительности учителя

1. Общий уровень общительности (по В. Ф. Ряховскому)

Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько про­стых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда»».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо сове­щании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать . этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обра­тится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачествен­ное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не всту­пите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь . ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмот­рению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «Да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор к тексту В. Ф. РЯХОВСКОГО

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует группо­вых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходи­мость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в Вашей власти переломить эти особенности ха­рактера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы, в известной степени, общительны и в незна­комой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые пробле­мы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы лю­бознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экст­равагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не­достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите прини­мать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой при­чине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, кото­рые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о про­блемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа — не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспиты­вайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жиз­ни не проходит бесследно.

Чтобы количественно оценить стиль общения педагога, реко­мендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А, А. Леонтьева. Для этого необхо­димо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имею­щим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку про­водить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обо­сновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки.

1. Доброжелательность                 Недоброжелательность  
2. Заинтересованность                 Безразличие  
3. Поощрение инициа­тивы обучаемых                 Подавление инициативы  
4. Открытость (свобод­ное выражение чувств, отсутствие «маски»)                 Закрытость (стремление дер­жаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)  
5. Активность (все вре­мя в общении, держит обучаемых в «тону­се»)                 Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)  
6. Гибкость (легко схва­тывает и разрешает возникающие проб­лемы, конфликты)                 Жесткость (не замечает изменений в настроении аудито­рии, направлен как бы на себя)  
7. Дифференцированность (индивидуаль­ный подход) в обще­нии                 Отсутствие дифференциро­ванности в общении (нет ин­дивидуального подхода к обучаемым)  

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вер­шин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения орга­нично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященно­му может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

35-44 балла — высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересо­ванно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию со­бравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20-34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетвори­тельно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная дея­тельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В имп­ровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно при­носиться в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов — низкая оценка коммуникативной деятельнос­ти. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитатель­ного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, ини­циатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках в 7-10 баллов всякое взаимодей­ствие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не

отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной

стороной.

Эффективному взаимодействию общающихся могут препят­ствовать самые разные факторы, известные как барьеры общения. Такие объективные факторы, как расстояние, отсутствие видимости и слышимости, — предмет анализа физиков и инженеров. Мы же будем рассматривать в дальнейшем субъективные факторы, связан­ные с личностью общающихся и сопутствующими общению обстоя­тельствами.

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ (разработан американским психологом Марион Снайдером)

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих ре­акции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным/поставьте ря­дом с порядковым номером букву «В», если неверным или преиму­щественно неверным — букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других

людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруд­нена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируе­мых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредствен­ны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчи­тайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла — у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зави­симости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по при­чине вашей прямолинейности.

4-6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуа­ции, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатле­ние, которое вы производите на окружающих.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не толь­ко оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять про­блемы собеседника и т. д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.

Тест 1:« УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ»

Инструкция:«Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас не­удовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым че­ловеком — будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник».

Варианты ситуаций   Ситуации, вызывающие досаду  
1. Собеседник не дает мне шанса высказать­ся, у меня есть что сказать, но нет возмож­ности вставить слово.      
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.      
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.      
4. Разговор с таким партнером часто вызы­вает чувство пустой траты времени.      
5. Собеседник постоянно суетится, каран­даш и бумага занимают его больше, чем мои слова.      
6. Собеседник никогда не улыбается. У ме­ня возникает чувство неловкости и тревоги      
7. Собеседник всегда отвлекает меня воп­росами и комментариями.      
8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.      
9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.      
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.      
11. Когда я задаю вопрос, собеседник за­ставляет меня защищаться.      
12. Иногда собеседник спрашивает меня, делая вид, что не расслышал.      
13. Собеседник, не дослушав до конца, пе­ребивает меня лишь затем, чтобы согласиться.      
14. Собеседник при разговоре сосредото­ченно занимается посторонним: играет си­гаретой, протирает стекла и т. д. , и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.      
15. Собеседник делает выводы за меня.      
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.      
17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.      
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.      
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.      
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.      
21. Когда я говорю о серьезном, а собесед­ник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.      
22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.      
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.      
24. Собеседник ведет себя так, будто я ме­шаю ему делать что-нибудь важное.      
25. Собеседник требует, чтобы все соглаша­лись с ним. Любое его высказывание завершается вопросом:«Вы тоже так думаете?» или «Вы несогласны?»      

Обработка результатов: Подсчитайте процент ситуаций, вы­зывающих досаду и раздражение.

Интерпретация:

70 % — 100 % — Вы плохой собеседник. Вам необходимо рабо­тать над собой и учиться слушать.

40 % — 70 % — Вам присущи некоторые недостатки. Вы крити­чески относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых

достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10 % — 40 % — Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказыва­ния, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосаб­ливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее;

0 % —10 % — Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Тест 2: «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?»

Инструкция: "На 10 вопросов следует дать ответы, которые оце­ниваются:

«почти всегда» — 2 балла, «в большинстве случаев» — 4 балла, «иногда» — 6 баллов, «редко» — 8 баллов, «почти никогда» — 10 баллов».

Список вопросов:

1. Стараетесь ли Вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам?

2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоциро­вать Вас на . резкость или грубость?

4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или мало­знакомым Вам человеком?

5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете лиВы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?

8. Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы?

9. Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются непра­вильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем Вы говорите?

Обработка и интерпретация:

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше средне­го уровня». Обычно средний балл слушателей 55.

Наши рекомендации