Занятие 2. «Хорошие поступки»
1) Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».
2) Обсуждение на тему «Хорошие и плохие поступки». Основные понятия: плохие и хорошие поступки, правильное и неправильно поведение, раскаяние и прощение, воровство – это плохой поступок.
3) Чтение сказки-притчи.
Жил-был в одном королевстве царь Гартон. Он очень любил собирать диковинные вещи.
У ворот города он всегда встречал разных торговцев и купцов и спрашивал у них, какие чудеса есть на свете. Купцы с удовольствием рассказывали о чудесных изделиях людей и дарили чудесные вещи.
Один раз, ясным солнечным днем, к воротам города подошел странный старец. Царь, как обычно, сидел у ворот, встречая приезжих. Старец сказал, что это чудо называется - лампочка, и она светит в темноте, освещая путь. Царь очень обрадовался такому подарку, ведь когда заходило солнце, все в округе погружалось во тьму, поэтому люди боялись выходить на улицу. А сам царь очень любил читать книги, но успевал их читать только при закате солнца, а это время было такое короткое, поэтому он всегда ходил грустный. «Но теперь, когда этот старец подарил лампочку, - подумал Гартон, - я могу читать мои любимые книги даже в темноте». Он этому так обрадовался, что забыл сказать спасибо, и поскакал в свой дворец обрадовать свою жену и маленькую принцессу.
С тех пор царь не еле и не спал, а только читал. И представьте его огорчение и боль, когда дракон, живший в горах недалеко от дворца, услышав про лампочку, украл ее.
В это время в городе, тот старец, который подарил лампочку, собирал сведения о лампочке и о драконе.
Увидев однажды царя опечаленным, он спросил: - Что с вами, ваше величество?
- А, это ты, торговец! – простонал царь. – Какое несчастье, ах, какое несчастье приключилось. Лампочка-то пропала. Ах, какое несчастье!
Старец сердечно и участливо поинтересовался: - А что с ней случилось?
- Да этот дракон, - произнес царь. – Он похитил ее, мое сокровище.
- Не горюй, царь, я достану лампочку, но ты, в свою очередь, должен простить дракона и постараться сохранить с ним хорошие отношения.
- Но как я могу, ведь он украл лампочку?!
- А ты знаешь, почему он ее украл?
- Нет, - оскорбился царь.
Ведь вы, ваше величество, собирая свои чудесные вещи, совсем забыли о своей семье, о друзьях и о ноем, которой прежде был вашим любимцем.
Тут только царь понял, что поступил неправильно, что в погоне за чудесами он забывал о самом главном в своей жизни: о друзьях и семье, о теплых и дружеских отношениях.
Царь обещал, что больше не будет так увлекаться чудесами и сохранит отношения с драконом.
А лампочку отдали в лучшие мастерские того города, и сделали много-много разных
фонарей.
Поэтому люди и назвали сое царство Светлым - ведь в нем правит царь, признающий свои ошибки, и сам город, в котором светло и днем и ночью.
Вопросы для обсуждения:
- Что сделал царь?
- Как ты считаешь, его поступок правильный?
- Ты согласен со словами старца?
- Какой вывод сделал для себя царь? Почему его царство назвали Светлым?
4) Проективные рисунки: «Я своими глазами», «Я глазами других».
5) Анализ методики на самооценку «Какой Я? Каким хочу быть?»
(модификация методики О.С. Богдановой и Дембо-Рубинштейн). Заполнение тетради. Обсуждение.
6) Домашнее задание. Упражнение «Мои поступки за неделю» В конце каждого дня в рабочей тетради в соответствующие графы записывать свои хорошие и плохие поступки.
Другой вариант: вспомнить свои действия в последнее время и записать в соответствующие графы.
7) Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».
Занятие 3. «Правда и ложь»
1) Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».
2) Игра на развитие слухового внимания «Это правда или нет?» (Приложение 1).
3) Обсуждение на тему «Правда и ложь». Основные понятия: правда и ложь, фантазия и ложь, отрицание лжи, ложь – это замкнутый круг, рабство.
4) Анализ домашнего задания: Что получилось? Что нет? Какие затруднения? Каких поступков больше? Почему? Ты честно заполнил все графы?
С какими еще сложными ситуациями ты столкнулся? Как можно было иначе поступить в этих ситуациях?
5) Анализ рассказа. Жил-был мальчик, звали его Андрей. Он ужасно много лгал, он просто повяз во лжи.
В один прекрасный день в школе появился урок психологии, Андрею он очень понравился, на каждом уроке он узнавал много нового. И вдруг учитель предложил ученика тему: на вредные привычки надо было построить график и отмечать на нем, сколько раз в день ты врал, ленился и т.д. Мальчик решил выбрать ложь.
Поначалу на графике было отмечено ужасно много точек, но со временем их становилось все меньше и меньше. И наконец их стало совсем мало. Благодаря уроку психологии от перестал лгать. Оказывается, чудеса происходят не только
в волшебных сказках, но и все мы тоже являемся волшебниками, которые могут творить чудеса.
6) Обсуждение. Построение графика лжи: уровень лжи позавчера, вчера,
сегодня.
7) Психогимнастика. «Скульптура Правды. Скульптура Лжи». Изобрази статую по описанию: раскованный, довольный, добрый, веселый. А теперь статую замкнутую, зажатую, недоверчивую. Какая статуя Лжи, а какая Правды? Какие ощущения были в каждом случае?
Релаксация «Правда – это свобода». Закрой глаза и представь себе когда человек свободен от лжи, ему не надо ничего бояться и прятать, он доволен жизнью и свободен как птица. Представь, что ты красивая птица и летишь над прекрасной цветущей долиной. Тебе легко, радостно и весело. Солнечные лучи ласково согревают твои крылья. А пролетающие мимо птицы приветливо махают тебе крылом. Запомни эти ощущения, это все дает нам свобода правды сказанных слов. Открой глаза. Сохрани эти ощущения внутри.
8) Домашнее задание: продолжить заполнение графика лжи в рабочей
тетради.
9) Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».
Занятие 4. «Добрые дела»
1) Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».
2) Разминка «Цветок добрых дел». Волшебник наслал ветер зла на цветок доброты и его листья облетели, добрые и злые поступки перепутались. Нужно помочь собрать цветок доброты (Приложение 2).
3) Обсуждение на тему «Добрые дела». Основные понятия: добро и зло, добрые дела, воровство – это злое дело.
4) Анализ домашнего задания: Что получилось? Что нет? Какие затруднения? Какую линию имеет график? Почему? Ты честно заполнил все графы? С какими еще сложными ситуациями ты столкнулся? Как можно было иначе поступить в этих ситуациях?
5) Чтение рассказа Л. Н. Толстого
«Котенок»
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами.
Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
“Назад, назад!” — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
6) Обсуждение. Анализ методики «Как поступить?» Обсуждение морально-
нравственных ситуаций, их оценка. (Приложение 3)
7) Предварительное обсуждение: что мы чувствуем, когда делаем добро человеку? Какие эмоции нас переполняют?
Релаксация «Солнечная энергия добра внутри меня». Закрой глаза и представь себе, что внутри тебя есть маленькое солнышко – это твое доброе сердце…твоя энергия добра. Она дает тебе тепло и согревает тебя. Тебе приятно чувствовать эту теплую энергию. Ты совершаешь добрые дела, хорошие поступки
и это солнышко увеличивается, оно заряжается энергией твоего добра и становиться больше и больше… И вот уже солнечная энергия твоего добра увеличилась настолько, что греет не только тебя, но и твоих родных и близких и им тоже приятно чувствовать тепло твоего добра. И они улыбаются. Запомни это ощущение твоей доброй энергии. Открой глаза. Сохрани эти ощущения внутри и помни – добро в тебе, чем больше хороших поступков ты совершаешь – тем твоя энергия добра больше и может даже греть других.
8) Домашнее задание: в рабочей тетради прочитать незаконченный рассказ Л.Н. Толстого «Птичка» и напиши его концовку. (Приложение 4)
9) Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».