От линейных моделей к системным

Практически в психологии мотивации, в том числе и в обыденных представлениях о мотивации, сейчас можно встретить два вида моделей, два вида подходов.

Первый - это линейные представления о мотивации, которые исходят из того, что есть какая-то нужда, потребность, она стремится прийти к какому-то удовлетворению, осуществлению, восполнению того чего не хватает. Она порождает поведение или действие, которое направлено на то, чтобы сделать, получить, добиться то чего надо. Это линейная модель: потребность – мотив - деятельность или поведение - подкрепление, как некоторый результат этого действия. И посмотрел Бог на дело рук своих и увидел, что это хорошо. Это модели традиционные. Модели, замешанные на биологии человека, на идее энергетических источников, все строятся по такой простой линейной схеме.

Начиная с 1960-х годов, появляются в психологии и модели менее прямолинейные, в которых внимание смещается с источников на процесс, на протекание мотивационных процессов в конкретной ситуации, в конкретных актах поведения или деятельности. Это было связано, во-первых, с идеей функциональной автономии, которая сняла с повестки дня актуальность вопроса о том какие исходные потребности у человека главные, первичные; во-вторых, с более детальной разработкой в разных подходах и теориях представлений о протекании поведения, деятельности, исполнительных процессов, и в-третьих, с внедрением во все науки в 1960-е годы основных идей и понятий кибернетики и системного подхода.

Оказывается, что, во-первых, многие процессы и в частности, процессы человеческого поведения оказываются организованы по принципу взаимодействия и взаимосодействия элементов для достижения некоторого запланированного результата. Эти элементы взаимодействуют таким образом, который нельзя описать только через причинно-следственные связи: одно вызывает другое, другое вызывает третье и т. д. Возникает некоторое целое, которое не сводится к сумме частей, которое больше суммы частей, и более того, поведение отдельных элементов этой системы определяется их местом в структуре целого, целой задачи.

Вторая идея системного подхода заключается в том, что очень большое значение имеют не сами элементы, а то, как они связаны. Одни и те же элементы могут быть по-разному связаны и результаты могут быть совершенно разными. На первый план стали выступать связи между различными элементами мотивационной системы. Один из крупнейших европейских психологов, работавших в 1950—1980-е годы, Жозеф Нюттен, автор одной из сильных на сегодняшний день школ в области психологии мотивации, привел очень простой пример: студент может хорошо учится и получать хорошие оценки для того, чтобы его родители были им довольны, но может и наоборот, стараться, чтобы его родители были довольны, ради того, чтобы они дали ему возможность учиться (Nuttin, 1984, p.71). По-разному переставив два элемента, получаем две совершенно разных структуры. Мотивация, таким образом, — это не просто набор элементов, но и очень сложные системные взаимосвязи этих элементов.

Наконец, разворачивающиеся во времени процессы обладают определенной устойчивостью, в них встроены какие-то механизмы поддержания устойчивости этих процессов. В старой модели мотивация сводилась к толчку, началу, инициации деятельности. Главный вопрос, который задавался – что порождает какие-то процессы деятельности, поведения? В 60-е годы вопрос первотолчка оказывается совершенно недостаточным, довольно частным случаем, встает вопрос о том, что дальше поддерживает направление этого процесса, что меняет направление этого процесса. Раньше, в традиционной модели поведение было достаточно описать по аналогии с бильярдным шаром, стукнули по шару, а дальше, в зависимости от того с чем он встретится, будет меняться его направление. Но поведение человека никак не сводится к поведению бильярдного шара, потому что он реагирует раньше, чем мы на что-то сильно натолкнулись. Вообще мотивация — это не прямолинейный процесс по схеме «щелк − зажужжало» (Чалдини, 1998), это очень сложная система процессов, в которой можно выделить довольно разные элементы и связи между ними.

И основная трудность, которая здесь возникает это то, что при таком взгляде собственно мотивацию оказывается очень трудно вычленить, отделить от всего остального. Фактически психологические структуры и процессы чисто мотивационной природы, такие как желания, стремления, хотения, не вычленимы из множества когнитивных механизмов, которые управляют, направляют, трансформируют, связывают между собой и т. д. Понятие «регуляция» стало ключевым для понимания строения мотивации человека. Поэтому общая тенденция развития представлений о мотивации, в частности, включения мотивации в контекст общих представлений о регуляции деятельности в конечном счете приводит к тому, что психология мотивации как отдельная область исчезает.



Наши рекомендации