Упражнение «Кто сказал мяу?».
На прошлом уроке мы тренировали эмпатию, используя только один ка-нал передачи эмоционального состояния. Какой? Мимику. Сегодня мы не-множко потренируем способность понимать состояние человека, с которым общается, другими способами.
Каждый по очереди выходит к доске и поворачивается к классу спиной. Ведущий показывает на кого-то из сидящих рукой. Тот говорит «Мяу». Водя-щий, стоящий у доски, угадывает, кто сказал «мяу». На это есть три попытки. По желанию водящего игру можно повторить еще один раз.
Всегда ли удается по голосу определить, кто это говорит? Помогли ли знакомые интонации? Очень часто бывает так, что именно они и помогают.
!!! Упражнение «Кто дотронулся?».
Упражнение организуется аналогично описанному выше. Немного изме-няется только его содержательная сторона. Один подросток стоит спиной к ос-тальным. Тот, на кого показал ведущий, подходит и трогает водящего за плечо. Удастся ли угадать, кто дотронулся – мальчик или девочка? Высший пилотаж – назвать имя того, кто дотрагивался.
В процессе этих упражнений задача ведущего – постоянно обращать от-гадывающего к тому, каким образом ему удалось дать правильный ответ, фор-мулировать «эмпирические закономерности» происходящего. Можно рассмат-ривать эти упражнения как эксперимент над самими собой.
. Индивидуальная работа в тетради:
q Необходимо оценить свою работу в упражнениях. Удалось ли мне выпол-нить задание?
q Что помогало, что мешало?
q У меня все нормально получалось, только некоторые кривлялись и не по честному играли. Говорили не своим голосом. Но так нормально.
q Мешало то, что кривлялись и пытались запутать.
Христина И.
☺ Завершение занятия.
УРОК 30. ЭМПАТИЯ В ДЕЙСТВИИ.
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях меж-личностного взаимодействия.
Необходимые материалы:
q Карточки с именами присутствующих подростков.
q Мячик.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ ?
Приветствие.
Обсуждение.Все,что мы делали по поводу эмпатии раньше,было как
будто в лаборатории. Как проверить и развить свою эмпатию по жизни? В жи-вом общении с другими людьми! Есть возможность потренировать эмпатию и за пределами уроков психологии. Но сегодня мы попробуем создать такую си-туацию здесь.
!!! Упражнение «Сыщик».
Каждый подросток («сыщик») получает карточку, на которой написано имя одного из одноклассников («подозреваемого»). Таким образом, каждый участник является одновременно и «сыщиком», и «подозреваемым». Задача «сыщика»: в процессе игры «Баржа» как можно более внимательно отслежи-вать состояние «подозреваемого», не выдав себя своему партнеру.
Организуется общегрупповая игра «Баржа». Ребята перекидывают друг другу мячик, называя нарицательные существительные, начинающиеся на за-данную ведущим букву – «грузят баржу». Для этих целей очень подходят, на-пример, буквы «Н», «Л», «З» и др. Подросток, не сумевший назвать слово в те-чение 5 секунд или сделавший ошибку (назвавший слово, начинающееся с дру-гой буквы, повторивший слово, названное ранее) выбывает из игры и становит-ся советчиком одного из оставшихся в игре участников группы. Игра продол-жается до победы одного из подростков, поддерживаемого группой выбывших ребят.
По завершении игры каждый заполняет табличку, отвечая в ней замечен-ные колебания настроения, как свои, так и «подозреваемого»:
Мое настроение во время игры | Настроение «подозреваемого» |
Мое настроение во время игры | Настроение «подозреваемого» |
Все время было хорошим, только не- | У него настроение было вообще |
множко страшно было, когда мячик | нормальным, только озабочен- |
ко мне попадал, а слова в запасе не | ным, потому что он внимательно |
было. | следил. |
Марина Ж. |
В обсуждении выясняется, кому удалось найти своего «сыщика». Пары объединяются и проверяют совпадения своих оценок настроений.
. Индивидуальная работа в тетрадипроводится каждым от лица«сыщика»:
q Доволен ли я тем уровнем эмпатии, который проявился в игре? Почему?
q Он сказал, что нет, а мне кажется, что все было так, как я увидела. Поэтому я довольна. У меня проявился высокий уровень эмпатии.
Марина Ж.
☺ Завершение работы.