Роль как правило: развитие игровой деятельности и становление произвольности
В дошкольном возрасте
Роль воспроизводит определенную социальную позицию, которая выражается в системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения. Она отражает систему социальных ожиданий общества от человека, занимающего эту позицию, в скрытом виде содержит в себе систему правил и норм, регламентирующих ролевое поведение в соответствии с этими ожиданиями. Роль, таким образом, неразрывно связана с правилом, в обобщенном виде представляющим сценарий, последовательность и средства ее выполнения.
В зарубежной психологии господствует точка зрения, согласно которой игра — это свободная от ограничений и запретов деятельность детей, где все может быть всем и где нет ничего невозможного. Она позволяет ребенку уйти от жесткого диктата социальной среды, быть свободным в выражении любых желаний.
По мнению Л. С. Выготского, игра, напротив, изначально регламентирована логикой социальных отношений,
2 - п. А Кар.гёаноьй
воплощенной в правиле, и потому является школой произвольности, воли и морали. Свобода в игре иллюзорная: реализация роли, привлекательной для ребенка, требует от него подчинения правилу, отражающему логику социальных отношений и норм взаимодействия в обществе. Роль раскрывает для ребенка смысл правила, делает возможным адекватное его понимание, разумное принятие и свободное подчинение ему.
Развитие игровой деятельности в дошкольном детстве предполагает последовательное формирование произвольности как способности строить свое поведение и деятельность в соответствии с заданными образцом и правилами. Д. Б. Эльконин выделяет четыре стадии в развитии способности ребенка подчинять свои действия правилу.
Первая стадия
Правила не выделяются ребенком и не выполняют своей регулирующей поведение функции, что часто приводит к нарушению самой логики выполнения роли в игре.
Вторая стадия
Выполнение роли уже подчиняется правилу, реализуясь в игровых действиях ребенка, но сами правила еще не осознаются.
Третья стадия
Правило осознается и формулируется ребенком, но преимущественно в ситуациях конфликтов по поводу игры, когда оно необходимо для обоснования правильности того или иного ролевого поведения. Поэтому очевидна необходимость коллективной совместной игры детей и ее приоритетность по сравнению с индивидуальной игрой с точки зрения развития произвольности поведения.
Четвертая стадия
Правило осознается, формулируется ребенком уже как основание его ролевого поведения, а выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребенок берет на себя обязательство подчиняться правилам.
Развитие игрового действия и становление внутреннего плана действий
Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления. В, дальнейшем они могут перейти во внутренний план через этап их речевого выполнения (ребенок уже не действует игровым предметом, а рассказывает о действии).
В младшем школьном возрасте нередко можно наблюдать внешне бездеятельного ребенка, который мысленно совершает подвиги и мужественно преодолевает препятствия. Его игра полностью осуществляется во внутреннем плане — в фантазии, воображении.
Что же определяет выбор и выполнение роли? Намерение диктует выбор игрового предмета и ролевое поведение или сама игрушка, попавшая в руки ребенка, обусловливает сюжет игры и последовательность игровых действий? Известно, что соотношение «игровой предмет — выбор и принятие роли» меняется в зависимости от возраста.
Первоначально принятие ребенком на себя той или иной роли определяют игровой предмет и выполняемое с ним игровое действие. В зависимости от того, какая игрушка попадет в руки ребенка, он становится доктором, шофером или учителем.
Затем уже сама роль начинает задавать выбор игровых предметов, последовательность и содержание игровых действий. Сначала ребенок решает, во что он будет играть и кем будет в игре, а потом осуществляет целенаправленный подбор игрушек и игровых предметов. Планирован но сюжета игры и предварительное принятие роли в значительной мере влияют на игровое употребление предметов, делая необходимым их замещение в тех случаях, КОГДП соответствующие роли и сюжету игрушки отсутствуют и ребенок вынужден обращаться к игровому переименованию предметов.
Игровое употребление предметов может реализовы-ваться как в форме использования изобразительных игрушек (предметов, представляющих собой уменьшенную копию реальных вещей, специально созданных обществом для организации игры ребенка), так и в форме замещения одних предметов другими (с соответствующим переименованием). Замещение представляет собой важнейшую характеристику сюжетно-ролевой игры.
Основу игры, по словам Л.С.Выготского, составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, для которых характерно расхождение видимого поля (реальных объектов и их значений) и смыслового поля (присвоенных в результате символизации значений).
Действуя в воображаемой ситуации, ребенок руководствуется смысловым, а не наглядным предметным полем, таким образом избавляясь от ситуационной связанности вещами и вместе с тем сохраняя опору на предметы-заместители при выполнении игровых действий. Психологическая особенность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме:ребенок, используя какой-либо предмет в качестве заместителя реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего — и рождение символа.
Д. Б. Эльконин указывает на двойную символизацию детской игры:
• при игровом употреблении предметов;
• при принятии ребенком роли взрослого.
При переносе действия с одного предмета на другой и его переименовании происходит, по сути, превращение предмета в игрушку. Благодаря символизации ребенок освобождается от жесткой связанности предмета и действия.
Опробуя предмет в игре в соответствии с приписываемыми ему смыслами, он получает возможность увидеть его с различных точек зрения, выделить и обобщить значение действия.
Обобщенное воспроизведение ребенком последовательности действий, выражающих социальную суть принятой роли, позволяет ему осуществить ориентировку в моделируемых социальных отношениях и создает условия для их познания и усвоения.
Таким образом, игра является промежуточным звеном между ситуационной связанностью мышления ребенка раннего возраста и мышлением, оторванным от реальной ситуации.