Основные направления в коррекции памяти
I этап. Постоянно поддерживать интерес ребенка к окружающему миру, обращать внимание на новые объекты, привлекать к наблюдению за перемещаем людей, машин, животных, постоянно называть их, в дальнейшем побуждать к использованию этих слов. Постоянно обогащать чувственный опыт ребенка.
II этап. Обогащение непроизвольной памяти ребенка новым социальньм содержанием. Подвести ребенка к осознанию необходимости преднамеренного запоминания и припоминания (через дидактические игры)Учить применять вспомогательные средства запоминания, обучать простым приемам запоминания.
Ш этап. Формирование предпосылок развития высших форм запоминания - опосредованного и осмысленного. Необходимо не только показать ребенку положительный эффект от применения простых приемов запоминания, таких как повторение, проговаривание вслух, опора на уже знакомое, но и учить специальным приемам осмысленной обработки материала - группировка, опора на внешние вспомогательные средства (картинки, слова, графические символы, наглядные модели).
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие Л.Л. Коломинский. - Минск: Университетское, 1997
Коррекция памяти
К | Память | Код источника, стр | Возраст детей |
п/п | Наименование | ||
1. | "Каскад слов" (развитие объема кратковременной, слуховой памяти). | 12.123 | 6-7 |
2. | Упр. на развитие зрительной памяти. | 12.125 | 6-7 |
3. | Упр. на развитие памяти на цифры, буквы, слова. | 12.126 | 6-7 |
4. | Игра "Я положил в мешок". | 12.128 | 6-7 |
5. | Игра "Я - фотоаппарат". | 12.128 | 6-7 |
6. | Приемы, помогающие запоминанию. | 12.129 | 6-7 |
7. | Разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. | 11.38-50 | 2-4 |
8. | Игра "Где спрятана игрушка?" | 11.50 | 4-6 |
9. | Запомни картинки. | 11.51 | 4-7 |
10. | Какой игрушки не хватает. | 11.51 | 4-7 |
И. | Прогулка в картинках. | 11.52. | 4-7 |
12. | Рисуем по памяти узор. | 11.53 | 4-7 |
13. | Запоминаем вместе. | 11.54 | 4-6 |
14. | Воспроизведение рассказа. | 11.55 | 4-6 |
15. | Запомни и покажи, запомни и назови (непроизвольная образная память). | 23.139 | 4-6 |
16. | Выучи стихотворение (произв. словесная память). | 23.139 | 4-6 |
17. | Перескажи -- --- --- | 23.140 | 4-6 |
18. | Упр. для развития зрительно-моторной и зрительной памяти. | 14.66 | 4-7 |
19. | Упр. для развития вербально-моторной памяти. | 14.67 | 4-7 |
20. | Упр. для развития логической памяти | 14.67 | 4-7 |
21. | "10 предметов". | 3.20 | 3-5 |
22. | "10 слов". | 3.21; 22.45 | 4-7 |
23. | Пиктограмма. | 3.22 | 5-7 |
Что изменилось^ | 22 44' | 4-7 | |
25. | Слушай и повторяй. | 22.45 | 4-7 |
26. | Повторение слов и цифр. | 24.32 | 5-7 |
27. | Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно. | 19.156 | 6-7 |
28. | Мысленные образы и эмоции, их эмоц. окраска. | 19.158 | 6-7 |
29. | "Фигуры". | 19.159 | 6-7 |
30. | Кто здесь прячется? | 16.159 | 4-7 |
31. | Формирование приемов логического запоминания. | 16.154-156 | 5-7 |
32. | Занятия по развитию памяти у дошкольников. | 15/96.57 | 4-7 |
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
3 г. Ребёнок по образу, предложенному взрослым, может выполнить небольшую постройку из кубиков.
4 г. Ребёнок может по предложенной схеме выполнить несложную постройку из кубиков (4-5 деталей).
5 л. На простом плане комнаты ребёнок может показать стол, за которым сидит.
6-7 л. 1) Ребёнок использует схему для ориентировки в определённой пространственной ситуации.
2) Ребёнок может выстроить последовательность предметов по нарастанию или убыванию какого-либо не наглядного признака (например, в зависимости от скорости движения транспорта).
3) Ребёнок может распределить предметы по группам на основе выделения наглядных признаков (одежда, обувь, посуда и др.)
I. Наглядно-действенное мышление.
II. Логическое мышление. Словесно-логическое мышление.
Степень сформированности мыслительных операций. Особенности мышления (анализ, синтез).
IV. Образное мышление.
V. Схематическое мышление.
Диагностика мышления
д п/п | Мышление Список инструментария | Код источника, стр | Возраст детей |
I I. | Доска Сегена. | 8.25 | 3-6 |
2. | Конструирование по образцу. | 7.29 | 3-4 |
II 3. | Последовательность событий А.Н. Берштейн. | 8.26 | 3-7 |
4. | Классификация - А.М. Шуберт, Ю.Ф Поляков. | 8.26; 6.57 | 4-6,6 |
5. | Самое непохожее. Л.А. Венгер. | 3.34; 2.41 | 4-7 |
6. | Невербальная классификация. | 3.35 | 5-7 |
7. | Последовательные картинки Бине. | 3.37 | 5-10 |
8. | Исключение четвертого. | 3.39 13.14 | 7-10 6-7 |
9. | Классификация по заданному принципу Е.А, Агаева. | 2.39 | 5-7 |
10. | Свободная классификация. | 2.40 | 5-7 |
11. | Схематизация Н.Б. Венгера. | 2.63 | |
12. | Загадки. | ||
III 13 | Исключение. | 6.58 | |
14. | Выделение существенных признаков. | 6.59; 3.39 | |
15. | Противоположность. | 6.61 | 6-7 |
16. | Словесные пропорции. | 3 39 | 7-10 |
17. | Разрезные картинки. Берштейн. | 7.29 | 3-4 |
IV 18. | Нахождение недостающих деталей. | 3.27 | 4-7 |
19. | Перцептивное моделирование. | 3.28 | 5-7 |
20. | "Рыбка" В.В. Холмовская. | 2.35,39 | 4-7 |
21. | Схематизация Р.И. Бардина. | 2.53 | |
V 22. | Тест Когана. | 3.31 | 4-6 |
I 23. | Обведи контур. Практически-действенное мышление. | 12.70 13.12 | 6-7 |
II 24. | Тест для оценки словесно-логического мышления. | 12.81 | 6-7 |
25. | Соотношение развития мышления и речи. | 13.23 | 6-7 |
Ш 26. | Установление закономерностей (на образном уровне). | 13.27 | 6-7 |
IV 27. | Лишний предмет. | 12.74 | 6-7 |
28. | Нелепицы. | 12.78 | 6-7 |
29. | Раздели на группы. | 12.78 | 6-7 |