Основные направления в коррекции памяти

I этап. Постоянно поддерживать интерес ребенка к окружающему миру, обращать внимание на новые объекты, привлекать к наблюдению за перемеща­ем людей, машин, животных, постоянно называть их, в дальнейшем побуждать к использованию этих слов. Постоянно обогащать чувственный опыт ребенка.

II этап. Обогащение непроизвольной памяти ребенка новым социальньм содержанием. Подвести ребенка к осознанию необходимости преднамеренного запоминания и припоминания (через дидактические игры)Учить применять вспомогательные средства запоминания, обучать простым приемам запомина­ния.

Ш этап. Формирование предпосылок развития высших форм запомина­ния - опосредованного и осмысленного. Необходимо не только показать ребенку положительный эффект от применения простых приемов запоминания, таких как повторение, проговаривание вслух, опора на уже знакомое, но и учить спе­циальным приемам осмысленной обработки материала - группировка, опора на внешние вспомогательные средства (картинки, слова, графические символы, наглядные модели).

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. по­собие Л.Л. Коломинский. - Минск: Университетское, 1997

Коррекция памяти

К Память Код источ­ника, стр Возраст детей
п/п Наименование    
1. "Каскад слов" (развитие объема кратковремен­ной, слуховой памяти). 12.123 6-7
2. Упр. на развитие зрительной памяти. 12.125 6-7
3. Упр. на развитие памяти на цифры, буквы, сло­ва. 12.126 6-7
4. Игра "Я положил в мешок". 12.128 6-7
5. Игра "Я - фотоаппарат". 12.128 6-7
6. Приемы, помогающие запоминанию. 12.129 6-7
7. Разучивание стихов, рассказывание прослушан­ных сказок, стихотворений, наблюдения во вре­мя прогулок. 11.38-50 2-4
8. Игра "Где спрятана игрушка?" 11.50 4-6
9. Запомни картинки. 11.51 4-7
10. Какой игрушки не хватает. 11.51 4-7
И. Прогулка в картинках. 11.52. 4-7
12. Рисуем по памяти узор. 11.53 4-7
13. Запоминаем вместе. 11.54 4-6
14. Воспроизведение рассказа. 11.55 4-6
15. Запомни и покажи, запомни и назови (непроиз­вольная образная память). 23.139 4-6
16. Выучи стихотворение (произв. словесная па­мять). 23.139 4-6
17. Перескажи -- --- --- 23.140 4-6
18. Упр. для развития зрительно-моторной и зри­тельной памяти. 14.66 4-7
19. Упр. для развития вербально-моторной памяти. 14.67 4-7
20. Упр. для развития логической памяти 14.67 4-7
21. "10 предметов". 3.20 3-5
22. "10 слов". 3.21; 22.45 4-7
23. Пиктограмма. 3.22 5-7
Что изменилось^ 22 44' 4-7
25. Слушай и повторяй. 22.45 4-7
26. Повторение слов и цифр. 24.32 5-7
27. Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно. 19.156 6-7
28. Мысленные образы и эмоции, их эмоц. окраска. 19.158 6-7
29. "Фигуры". 19.159 6-7
30. Кто здесь прячется? 16.159 4-7
31. Формирование приемов логического запомина­ния. 16.154-156 5-7
32. Занятия по развитию памяти у дошкольников. 15/96.57 4-7


Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характери­зующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

3 г. Ребёнок по образу, предложенному взрослым, может выполнить не­большую постройку из кубиков.

4 г. Ребёнок может по предложенной схеме выполнить несложную по­стройку из кубиков (4-5 деталей).

5 л. На простом плане комнаты ребёнок может показать стол, за которым сидит.

6-7 л. 1) Ребёнок использует схему для ориентировки в определённой пространственной ситуации.

2) Ребёнок может выстроить последовательность предметов по нараста­нию или убыванию какого-либо не наглядного признака (например, в зависи­мости от скорости движения транспорта).

3) Ребёнок может распределить предметы по группам на основе выделения наглядных признаков (одежда, обувь, посуда и др.)

I. Наглядно-действенное мышление.

II. Логическое мышление. Словесно-логическое мышление.

Степень сформированности мыслительных операций. Особенности мышления (анализ, синтез).

IV. Образное мышление.

V. Схематическое мышление.

Диагностика мышления

д п/п Мышление Список инструментария Код источ­ника, стр Возраст детей
I I. Доска Сегена. 8.25 3-6
2. Конструирование по образцу. 7.29 3-4
II 3. Последовательность событий А.Н. Берштейн. 8.26 3-7
4. Классификация - А.М. Шуберт, Ю.Ф Поляков. 8.26; 6.57 4-6,6
5. Самое непохожее. Л.А. Венгер. 3.34; 2.41 4-7
6. Невербальная классификация. 3.35 5-7
7. Последовательные картинки Бине. 3.37 5-10
8. Исключение четвертого. 3.39 13.14 7-10 6-7
9. Классификация по заданному принципу Е.А, Агаева. 2.39 5-7
10. Свободная классификация. 2.40 5-7
11. Схематизация Н.Б. Венгера. 2.63
12. Загадки.    
III 13 Исключение. 6.58
14. Выделение существенных признаков. 6.59; 3.39
15. Противоположность. 6.61 6-7
16. Словесные пропорции. 3 39 7-10
17. Разрезные картинки. Берштейн. 7.29 3-4
IV 18. Нахождение недостающих деталей. 3.27 4-7
19. Перцептивное моделирование. 3.28 5-7
20. "Рыбка" В.В. Холмовская. 2.35,39 4-7
21. Схематизация Р.И. Бардина. 2.53
V 22. Тест Когана. 3.31 4-6
I 23. Обведи контур. Практически-действенное мышление. 12.70 13.12 6-7
II 24. Тест для оценки словесно-логического мышле­ния. 12.81 6-7
25. Соотношение развития мышления и речи. 13.23 6-7
Ш 26. Установление закономерностей (на образном уровне). 13.27 6-7
IV 27. Лишний предмет. 12.74 6-7
28. Нелепицы. 12.78 6-7
29. Раздели на группы. 12.78 6-7


Наши рекомендации