Труд – это основной вид человеческой деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Учебно-методический комплекс

Коломна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

МОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт»

Кафедра психологии

Орлова Л. В.

Учебно-методический комплекс

По дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

…031000… Педагогика и психология

024 100 … …Психология

031012 Психология менеджмента

Коломна

Рекомендовано

редакционно-издательским

советом ГОУ ВПО МО

« КГПИ»

УДК 370.153 (075.8)

Рецензенты:

Суханова Т.П., кандидат психологических наук, доцент.

Сыркин Л.Д., кандидат медицинских наук, доцент.

Орлова Л.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология труда» / Л.В.Орлова.- Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.-105 С.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология труда» разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Данный комплекс предназначен для студентов психологической специализации, обучающихся по специальностям «Психология», « Педагогика и психология».

УДК

ББК

ã Л.В.Орлова , 2008

ã ГОУ ВПО МО МГОСГИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................................................ 3

Оглавление……………………………………………………………………………………….4

Примерный тематический план.................................................................................... ……5

Примерный перечень экзаменационных вопросов ……………………………………….9

Содержание курса. Лекции………………………………………………………………… 11

Тематика семинаров…………………………………………………………………………

Тематика практических занятий………………………………………………………….

Тематика лабораторных занятий........................................................................................... 69

Учебно-методическое обеспечение курса.............................................................................. 30

Основные положения рейтинговой оценки успеваемости студентов по предмету…………………………………………………………………………………………………90

Самостоятельная работа студентов …………………………………………………………………………………………………….96

Методические рекомендации для студентов………………………………………..………………………………………………………90

Тест для самопроверки ………………………………………………………………………………………………..91

Методические рекомендации для преподавателей……………………………………………………………………………… 96

Словарь терминов…………………………………………………………………………….97

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Психология труда» имеет особое значение в системе подготовки специалиста любой психологической профессионализации.

Психология труда тесно связана-

- с отраслями психологической науки:общая психология, социальная психология, педагогическая психология, возрастная психология, медицинская психология, социальная психология и др.

- со следующими науками и прикладными дисциплинами: физиология труда – изучает взаимосвязь труда и здоровья, физиологического развития человека; социология – изучает общественные связи в процессе труда; трудовое право – изучает вопросы правового регулирования трудовых отношений; охрана труда – изучает вопросы охраны здоровья в процессе труда.

Формы контроля: контрольная работа, экзамен, зачет

При аттестации студентов может быть применены критерии традиционного оценивания, а также рейтинговая оценка. Последний вариант дает не только более адекватные результаты, но и обладает возможностями текущего контроля и активизирует самостоятельную, систематическую учебную деятельность студента.

Знания и умения студента

В результате изучения курса студент должен овладеть знаниями:

- по основным направлениям развития теории и практики психологии труда;

- по основным компонентам и их психологическим характеристикам трудовой и профессиональной деятельности;

В процессе изучения курса формируются следующие умения:

- составлять профессиограмму и психограмму по конкретной

- специальности и профессии;

- анализировать различные параметры трудовой деятельности ;

- проводить психодиагностические исследования субьекта труда

- по заданным направлениям.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематический план курса «Психология труда» для специальностей «Педагогика и психология» (2 курс 4-й 40л+34с/18с., зачет/экзамен.) и «Психология» (3 курс, 5-й семестр ,40л+30 с, зачет).



Наименование темы   Общее количество часов Аудиторных часов. Из них Самост. работа.
лекции Семин. Зан.   Лабораторн. Занят.
Всего:   12/ 20 76/60
1.Предмет психологии труда. Основные законы психики (л-1)Труд как деятельность:виды структура     -/1  
2.Цели и задачи психологии труда, методы психологии труда (с-1). Профессиография. Профессиограмма и психограмма      
3. История развития психологии труда (л-2)        
4.Основные понятия психологии труда. Труд и работа(л-3)      
5.Мотивы трудовой деятельности (л-4)(с-3) Теории мотивации; субъективная значимость труда      
6.Человек как субъект труда (л-5) Профессиональные стереотипы      
7.Профессиональное развитие: стадии и кризисы          
8.Классификация профессий.       -/1
9.Эргатическая система и эргатические функции. Трудовой пост       /1 -/1
10.Индивидуальный стиль трудовой деятельности (л-6) Компетентность и эффективность деятельности         1/1   - /1  
11.Карьера: понятие, виды, этапы.(с-1) Построение карьеры       1/1  
12.Функциональные состояния человека в труде.Рабочий стресс. Динамика работоспособности .Надежность.           - /1
13.Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии         1/1
14.Показатели и критерии трудовой деятельности      
15. Психология труда и задачи профессиональной подготовки (л-8) Профессиональное образование. Адаптация к труду     1/1
16.Профориентация.           -/1
17.Организационная психология, инжинерная психология и эргономика, их место в психологии труда      
18. Психология производственного травматизма.Профзаболевания. Социально-трудовая реабилитация.     -/1  
19.Профессиональное консультирование. Основные принципы работы профконсультанта     -/1  
20. Профессионально значимые качества личности и (ПФК).Профессиональные способности (л-15)          
21. Психология трудового коллектива (л-13) Этика делового общения. Профессиональный Этикет (с-6)              
22 Конфликты в производственной деятельности (л-18) Профессиональные конфликты и деструкции         -/2  
23. Профотбор)              
24. Профпригодность         -/1  
25.Психолог как субъект труда (л-16).Психология труда педагога.          
26.Профессиональное самосознание              
27. Ценностно-смысловые основы труда           -/ 1              
28. Проблема модели специалиста (л-20) Уровни и компоненты           - -/ 1
Оценочный тест        

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет психологии труда. Цели и задачи.

2. История развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.

3. Методы психологии труда

4. Междисциплинарные связи. Организационная и инженерная психология.

5. Понятие эргатической системы. Основные эргатические функции и их характеристика.

6. Характеристика и динамика и трудовых процессов

7. Классификации труда и профессий.

8. Трудовой пост в организации и его компоненты.

9. Должность и должностная инструкция.

10. Субъект труда и его структура.

11. Проблема мотивов труда.

12. Психологическая готовность к трудовой деятельности.

13. Профессиональные стереотипы.

14. Проблемы удовлетворенности трудом.

15. Психологические проблемы эффективности, качества и целей труда.

16. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

17. Психология профессионала: этапы и критерии.

18. Проблема профпригодности.

19. Психологические основы профотбора.

20. Функциональные состояния в труде: утомление, стресс.

21. Параметры и динамика профессиональной работоспособности.

22. Надежность в трудовой деятельности.

23. Психология и организационная культура.

24. Психологические аспекты социально трудовой реабилитации.

25. Профессиональные способности и мотивация.

26. Профессиональная ориентация.

27. Профессиональные производственные конфликты.

28. Психологические основы профессиональной подготовки.

29. Адаптация к труду: понятие, виды и условия.

30. Профессиональная консультация. Принципы работы профконсультанта.

31. Методы профессиографии. Составление профессиограммы и психограмм.

32. Карьера: понятие, этапы и виды.

33. Профессиональная компетентность: понятие и критерии.

34. Работа как источник стресса.

35. Производственный травматизм. Профессиональные заболевания.

36. Профессиональные деструкции и деформации.

37. Трудовой коллектив и принципы совместной деятельности.

38. Противоречия и кризисы профессионального развития

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Психология труда

Предмет, цели и задачи психологии труда.; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; Психология профессий. Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.. психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Психология труда педагога.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

План.

  1. Категории и базовые понятия психологии
  2. Законы и свойства психики.
  3. Деятельность и ее структура,
  4. Психологическая характеристика основных видов деятельности
  5. Труд как деятельность.
  6. Характеристика методов психологии.

Психика - свойство головного мозга; способность человека особым образом реагировать на окружающую действительность;

Свойства: интегративность, неравномерность, непрерывность, избирательность, субъективность, дискретность.

1. Закон «синусоиды»: ритмичность возникновения, развития и проявления психических феноменов (накопление и смена направления, содержания формы и степени);

2. Закон «маятника»: ритмичность возникновения и функционирования психических феноменов (границы диапазона);

3. Закон «резерва»: обеспечивает сохранность и возможность развития (сохранность 1. и 2.);

4. Закон «депривации»: механизм получения и обработки и информации;

5. Закон «девиантности»: совокупность отклонений в пределах нормы определяют индивидуальность;

6. Закон «психологической защиты»: технология адаптации, способы, приемы и формы реагирования на негативные раздражители, угрожающие целостности, гармонии и благополучию личности, вырабатываемые для психологического комфорта.

7. Уровни и формы: психофизиологический (побледнение кожи, понижение давления- «душа в пятки», покраснение лица-стеснение или стыд); психический (отвлечения внимания, забывание, блокировка мышления); личностный (привычки, черты характера, поступки, самооценка); социальный (образ жизни, выбор профессии и семьи, жизненные стратегии и смыслы).

Деятельность - активность, направленная на достижение цели; активность, направленная на удовлетворение потребностей.

Д==Зачем?Как?Что?==(потребности) МОТИВЫ+СПОСОБЫ+ЦЕЛЬ(потребности)=Зачем?Как?Что?

Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение.

Методические рекомендации: анализ таблиц и классификации, представленный как через ПК, так и в раздаточном материале или по учебникам.

Труд –сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Труд в различных науках определяется с собственных позиций:

Экономика: создание потребительских стоимостей;

Педагогика: воспитание желательных качеств;

Философия: существование и развитие человека;

Экология: преобразование природы;

ВИДЫ ТРУДА: физический и умственный; технологический и управленческий; неквалифицированный и квалифицированный; индивидуальный и групповой; стандартизированный и творческий; регламентированный и «свободный»; ручной и механизированный.

Задания: 1.Найти определение деятельности и ее структуру;

3. Найти определение труда в различных науках.

Тема 4: Основные понятия психологии труда

Методические рекомендации: предлагается разбить лекцию по вопросам и раздать( или показать) соответствующие таблицы и схемы.

1. Рассмотреть известные термины в житейском и общепсихологическом содержании;

2. Сравнить понятия в различных учебных дисциплинах, науках и теориях;

3. Проанализировать «мифы» - ошибочны, искаженные или поверхностные представления о труде, видах труда, о профессии и профессиональном развитии;

4. Получить задания к семинарам и по самостоятельной работе.

Профессия

1. Понятие профессии.

2. Профессиография.

2. Профессионально- значимые свойства личности их динамика

1. Основные профессионально - значимые свойства

2. Характеристика основных профессионально- значимых свойств и их динамика.

3. Профессиональная деятельность.

1. Основные стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности.

2. Методы исследования мотивов профессиональной деятельности.

3. Модели, критерии, типологии.

Работа и труд.

Работа - материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Работа и труд связаны:

1. Труд имеет социальный, психологический и психо-физиологический и функциональный аспекты, а работа – только формальный или формализованный (часто путают с трудом).

2. Трудовая мотивация, но мотив выбора работы или места работы.

3. Безработица – сложное, законодательно определяемое социальное явление, отсутствие работы на протяжении определенного времени у людей трудоспособного возраста (16 лет) и способных работать по состоянию здоровья. До конца 80 – х в СССР безработных не учитывали, не работающих и официально не оформленных считали тунеядцами, и наказывали по закону (показывает разницу в содержании понятий «работа» и «труд»).

4. Работа имеет кроме формальных и динамические характеристики: Вор, киллер – работают, прикладывают определенные усилия и получают за них вознаграждение, но они не трудятся. А ночной сторож, который спит на рабочем месте: усилия не прикладывает - не трудится, но работает. Пчелы и бобры – работают, но не трудятся: работа часто обезличена и не имеет осознанного содержания и социально созидательной цели.

5. Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Удовлетворенность трудом.

М. Аргайл выделяет следующие факторы удовлетворенности трудом:

Заработная плата. Удовлетворены своим высоким заработком больше те, у которых и другие стороны жизни оказываются удовлетворительными; при этом мужчины чаще оказываются менее удовлетворенными.

Отношения с сотрудниками.

1. Дружба, выходящая за пределы работы;

2. Дружба только по работе;

3. Приятельские отношения, но без стремления перейти на неформальный уровень;

4. Сугубо рабочие отношения.

Отношения с руководством.Основные ожидания от руководителей: справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда.

Возможности продвижения по службе. Достижение и признание – это два наиболее часто называемых источника удовлетворенности работой (по Херцбергу);

Другие факторы удовлетворенности:

1. Удовлетворенность условиями;

2. Удовлетворенность фирмой;

3. Организация времени - позволяет ли работа быть хозяином своего времени;

4. Предоставление свободного статуса и личной идентичности и др.

3. Мотивация труда

1.Понятие мотивации труда.

2.Методы и формы мотивации труда.

3.Теории мотивации труда

Мотивация труда –это стимулирование работника группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Мотив – это средство, с помощью которого работник, находясь в той или иной ситуации, объясняет и обосновывает свое поведение.

Трудовое поведение характеризуют следующие мотивы:

Мотивы обеспечения – cвязаны с совокупностью материальных средств, необходимых для достижения благополучия работника и его семьи; лежат в основе материальной заинтересованности, ориентации на заработок;

Мотивы призвания – стремление работников реализовать свои потенциальные возможности в процессе трудовой деятельности;

Мотивы престижа – стремление работников реализовать свои социальные устремления, принять участие в общественно значимой деятельности.

Методы мотивации классифицируются на:

Экономические (прямые) – повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения;

Экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, организация питания на предприятии; Нематериальные – повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.

Основными формами мотивации работников предприятия являются:

1. Заработная плата – объективная оценка вклада работника в стоимостные результаты деятельности предприятия;

2. Система внутрифирменных льгот работникам – эффективное за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой и т.д.;

3. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника;

4. Устранение административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе;

5. Моральное поощрение работников;

6. Повышение квалификации и продвижение работников по службе.

Тема 16. Профориентация.

Методические рекомендации. В связи сведением специального курса «Профориентология» и возможным делегированием данного направления работы другим специалистам образования предлагается рассматривать профориентацию с двух сторон: с широко-социальной (для формированию готовности к выбору профессий и перепрофилирования по требованиям общества и производства) и узко – специализированной профессиональной саморефлексии).

1. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение

2. Направления и формы профориентации

Профессиональная ориентация- комплекс мер по оказанию помощи в

выборе профессии.

Климов Е.А. выделяет два уровня профессионального самоопределения:

- гностический - перестройка сознания и самосознания;

- практический - реальные изменения статуса.

Основные группы задач профориентации:

1. Информационно-справочные, просветительские.

2. Диагностические.

3. Морально-эмоциональная поддержка.

4. Помощь в выборе.

Основные стратегии: тестологическая, информационно-просветительская, рационалистическая, психоаналитическая, гуманистическая-психотерапев-тическая, организационно-управленческая, идеологическая, принудительная, активизирующая, «частичные услуги»; негативные: стратегия «обмана» и «самообмана»; директивное консультирование, игра в «терапию», «дестру-ктивно - рекомендательная», «адаптивно - манипулятивная».

Профессиональная ориентация - научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно полезному труду, оказать помощь в выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда. Задачи: перспективные и ближайшие. Цели: установление оптимального соответствия между личностью и профессией; упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда.

Формы: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда); профконсультирование.

Тема 23.Профотбор

1. Профотбор и подбор персонала.

2. Формы и критерии аттестации персонала

3. Основы кадрового менеджмента.

В 80-90-е гг. ХХ в. подбор наиболее подходящего персонала и его система-тическая оценка стали органической составляющей концепции тотального управления качеством производства и продажи услуги товаров. Экономическая выгода может составить 6-20 % от существующего уровня эффективности производства ( Д.Купер, А - Т. Робертсон).

По данным В.Н.Машкова дифференциальная психология труда как основа профотбора персонала может быть эффективна:

- применение одного теста для отбора кассиров снизило стоимость их

- профессиональной подготовки почти в два раза;

- психологический отбор кандидатов на некоторые операторские военные специальности снизил отсев непригодных с 28% до 7%, снизили аварийность на 40-70%, уменьшило затраты на обучение на 30-40%.

В нашей стране профотбор распространился с 1980-х гг.

Оценка профессиональной пригодности производится, во-первых, по отношению к уже работающим в организации людям в форме периодически повторяющейся аттестации персонала, во-вторых, по отношению к будущей деятельности, в ситуации прогнозирования профпригодности.

Т.Т.Джамагаров (1963) выделил пять этапов разработки системы психологического прогноза успешности деятельности работников:

1. психологическое изучение профессиональной деятельности, направленное на построение психограммы (включая ПВК);

2. подбор существующих (или разработка новых) методов психодиагностики;

3. разработка количественных критериев оценки ПВК;

4. разработка правил преобразования исходной информации в интегральную диагностическую оценку успешности работника;

5. определение показателей пригодности разработанной системы (надежность, валидность, достоверность, дифференцированность, эконо-мичность).

Психодиагностические тесты для оценки персонала: стандартизиро-ванные, индивидуальные (групповые), поведенческие, вербальные, кри-териально-ориентированные (заданные границы скорости работы или ка-чества).

В работе с персоналом при использовании методов психодиагностики важно соблюдать компромисс между интересами работника как личности и интересами производственной организации; психологическое тестирование разрешается только в условиях конкурсного отбора с письменного согласия участников конкурса (Трудовой кодекс РФ, 2001г. Гл. 14, «Защита персональных данных работника», ст. 85-90).

Согласно этическим правилам психологов:

1. Диагностику проводят дипломированные специалисты-психологи (принцип компетентности); наличие доказательств содержательной связи тестовых заданий и профессиональной деятельности;

2. Принцип объективности;

3. Принцип конфиденциальности;

4. Обследуемый должен иметь право посмотреть результаты своего теста

5. Принцип суверенитета испытуемого.

Аттестация персонала необходима как способ контроля уровня компетентности и готовности работников качественно выполнять свои обязанности.

Критерии: оценка результатов трудовой деятельности, когда продуктивность и качество измеряемы; оценка уровня владения профессиональными знаниями; оценка уровня выполнения типовых профессиональных задач; экспертная оценка успешности труда; оценка мотивации труда, показатели здоровья и трудовой дисциплины.

ОШИБКИ ЭКСПЕРТОВ: эффект ореола; эффект снисходительности; ошибка центральной тенденции; эффект контраста.

В течение последних 20 лет получила распространение технология

ассессмент-центров или центров оценки персонала: составление делового письма, прием посетителей, выступление перед аудиторией, организация совещания и др.

СЕМИНАРЫ

№1. Методы психологии труда

1. Классификация методов психологии труда

2. Характеристика отдельных методов .

Методические рекомендации. Предполагается анализ известных методов психологии;

Подбор отдельных диагностических методик, применимых в психологии

труда; Подготовка сообщений ( тезисы и конспекты) по периодике: журналы

«Человек и труд» и «Психологический журнал», газеты « Мир психологии» и

«Психологическая газета».

К наиболее распространенным методам психологии труда относятся:

- анализ документов ( личное дело, автобиография, трудовая книжка, награды, изобретения и т.д.)

- наблюдение - хронометраж

- опросные методы - трудовой метод

- эксперимент - алгоритмический анализ

- структурный метод - профессиография

Е.Б.Моргунов выделяет методы эргономического анализа трудовой деятельности:

по ЦЕЛЯМ - аналитические и проектировочные;

по «РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ»- производственные и лабораторные;

по СПОСОБУ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ- объективные и субъективные;

по СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ- эмпирические ( исследовательские)

и экспериментальные;

Наблюдение-преднамеренное и целенаправленное восприятие и фиксирование трудового поведения с последующей интерпретацией

его субъективных проявлений

Комментарии. Недостатки: пассивность, созерцательность, субъективность, поверхностность;

Повышение эффективности: многократность, сочетание с другими методами, строгость интерпретации.

Эксперимент-один из основных методов психологического исследований трудовой деятельности, заключающийся в осуществлении относительно полного контроля факторов при специальной организации ситуации трудового процесса и позволяет проследить зависимость

выбранного психологического явления от изменяемых внешних условий.

Виды:

Лабораторный - на основе моделирования деятельности;

Естественный - на основе реальной действительности;

Ситуационный - на основе воспроизведения наиболее важных ситуаций, характерных для деятельности субъекта, в лабораторных или реальных

условиях;

Констатирующий - направлен на констатацию связей, возникающих в ходе развития психики;

Формирующий – позволяет направленно формировать особенности

различных психических процессов.

Комментарии. Недостатки: искажение результатов, оказание влияния на поведение

испытуемого, ограниченность применения

Опрос– метод психологического исследования, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

Виды: анкетирование - стандартный набор вопросов( прямых и косвенных).

Преобразующие, конструктивные методы психологии труда:

Методы обучения и развития субъекта труда; консультирование; методы коррекции поведения и состояния субъекта труда; методы реконструкции рабочего пространства, средств индикации; методы анализа режима труда и отдыха, рабочей нагрузки, способов планирования, нормирования и контроля.

Задания:

1. Выбор и анализ трудового метода.

2. Подобрать и проиллюстрировать методы психологии на примере трудовой деятельности психолога или педагога; режим труда и отдыха студента в сессию и в обычном ритме учения; эргономический анализ рабочего пространства.

3.Структурный метод: сущность и недостатки .

4. Составление автобиографической анкеты.

Литература:

№2. Психология трудовой мотивации

1. Хотторнский эксперимент

2. Проекты гуманизации труда

3.Теория К. Алдерфера (существование – взаимоотношения – рост)

4. Когнитивные теории мотивации труда

1.Основные принципы концепции «Гуманизации Труда»:

- труд должен быть естественной потребностью человека и приносить ему удовлетворения;

- существует зависимость между способами проектирования видов работ и удовлетворенностью трудом;

- действующие способы проектирования работы закономерно порождают неудовлетворенность работников своим трудом, следовательно, они должны быть изменены.

5. Оценка качества труда в организационном проектировании

4. Анализ содержательно –структурных и процессуальных теорий мотивации. Определить достоинства и ограничения, пути использования в работе с персоналом:

- теория потребностей А.Маслоу и практика менеджмента;

- двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга;

- концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клеланда;

- концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона;

- теория ожиданий В.Врума;

- концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи;

- теория диспозиций В.Н.Ядова.

7. Методы диагностики: оценка субъективной значимости элементов трудовой деятельности, оценка ценностных ориентаций, преобладающих

мотивов труда, профессиональных интересов, стратегий профессионального

выбора.

Задания:

1.Познакомиться и описать:

1) Производственные опыты Ю.З.Гильбуха;

2) Опыты Д.Хардинга и В.Мэннига;

3) Опыты Д.Кокса и К.Шарпа;

4) Опыты на фирме ОВМ (США).

2. Отметить на бланке ответов предпочтительные области применения теорий мотивации в практике менеджмента ( Носкова О.Г. , с 113)

3. Конспект статьи В.Я.Ядова по «Человек и его работа».

4. Самодиагностика и анализ результатов.

Литература:

Шульц Д.,Шульц С. «Психология и работа»( 3. и 4. вопросов по электронной книге)

№3. Карьера

1. Определение карьеры: признаки и характеристики

2. Классификация: критерии и сравнительный анализ

3. Построение карьеры.

Карьера – бег (итал.), жизненный путь, поприще, совокупность,

должностей, которые занимал и занимает на данный момент работник;

Карьера - фактическая или плановая;

Карьера - в широком смысле это последовательность

профессиональных ролей, статусов, видов деятельности; в узком смысле- фактическая последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в организации или коллективе.

Деловая карьера – поступательное продвижение человека в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути, достижение известности, славы и обогащения.

Д.Сьюпер выделил 4 типа карьеры:

1. Стабильная – продвижение, обучение, тренировка в единственно постоянной профессиональной деятельности.

2. Обычная – совпадает с нормативными стадиями жизненного пути.

3. Нестабильная – стабильные периоды чередуются со сменой профессии.

4.Множественная – изменения профессионального пути в течении жизни.

Параметры карьерного успеха ( М.И.Сафонова): образованность; сис-емность и аналитичность мышления; коммуникативность; высокий уровень саморегуляции; деловая направленность; ясная Я-Концепция.

Можно выделить следующие виды: профессиональная, личностная, организационная; оценочно-аналитическая, консультативная, информационная, обучающее – результативная; системная, « по трупам», «от начальника», «собственноручная»; горизонтальная, вертикальная.

Этапы: 1. Рост (отождествление с другими);

2. Исследование (чередование альтернатив);

3. Становление (активной работоспособности и развития);

4. Испытание (перемены);

5. Стабилизация (утверждение).

6. Успех или кризис.

7. Сохранение (соскальзывание или полное растрачивание).

8. Снижение активности.

Стадии карьеры по Паркинсону

1) пора готовности (Г=21)

2) пора благоразумия (Б=Г+3=24),

3) пора выдвижения (В=Б+7=31),

4) пора ответственности (О=В+5=36),

5) пора авторитета (А=О+3=39),

6) пора достижений ( Д=А+7=46), 6*) пора краха ( К=А+7=46),

7) пора наград ( Н=Д+9=54), 7*) пора зависти ( З= К+9=54),

8) пора важности ( ВВ=Н+6=60), 8*) пора смирения (С=З+4=58)

9) пора мудрости ( М=ВВ+3=63),

10*) тупик ( Т=М+7=70).

Управление карьерой:

- опираться на фактические модели

- выявлять и отслеживать мотивацию

- разра

Наши рекомендации