Уровни развития мнемических способностей

  Уровни развития   Параметры анализа  
Операционные механизмы (ОМ) Регулирующие механизмы (РМ) Функциональная система мнемических способностей (ФСМС)
Первый     Обработка запоминаемого может иметь место на перцептивном уровне, но ОМ не диагностируются РМ не диагностируются (контроль внешний по отношению к процессу запоминания: субъект может быть внимателен)   ФСМС сформирована по отношению к функциональным механизмам. — Додеятельностная память    
Второй   Операционные механизмы на перцептивно- представленческом уровне     Контроль внешний по отношению к процессу запоминания: субъект может сосредоточить внимание на процессе запоминания. — Созда- ются условия для появления РМ ФСМС первого уровня начинают достраиваться ОМ. Сфор- мированы отдельные действия ФСМС: ориентировочные , тенденция к развитию контролирующих действий. — Форми- руется мнемическая деятельность
Третий   Операционные механизмы на уровне восприятия, памяти, представлений, воображения, мышления   Развернуто представлен внутренний контроль: программирующие, контролирующие действия и др. — Появляются РМ ФСМС второго уровня достраивается системой програм- мирующих, контролирующих и других действий. — Мнемическая деятельность  
Четвер- тый     Операционные механизмы на всех уровнях при доминирующей мыслительной обработке запоминаемого Внутренний контроль неразрывно слит с процессом запоминания. — Сформированы РМ   Развитая ФСМС. Система ФМ и ОМ как единое целое. — Развитая мнемическая деятельность  

С появлением операционных механизмов в структуре памяти процесс запоминания принципиально меняется. Субъект начинает ориентироваться в запоминаемом материале, причем ориентироваться целенаправленно, осмысленно. Разумеется, говорить о ФСМС еще рано, но отдельные ее компоненты уже сформировались. В первую очередь это ориентировочные действия (категоризация и др.), а также тенденция к формированию контролирующих действий. Не сформированы регулирующие механизмы мнемических способностей. Управление процессом запоминания хотя и ограничивается внешней регуляцией со стороны мотивации, но это уже не-столь беспомощная регуляция, как на предыдущем уровне. Субъект не только желает сосредоточиться на запоминании, но и в состоянии его осуществить. Возникают предпосылки регулирующих механизмов, так как с развитием ориентировочных действий появляется база для подлинной регуляции. Однако это только предпосылки, только тенденция в направлении формирования регулирующих механизмов, ибо запоминание осуществляется с более заметной долей участия функциональных механизмов.

Каким образом протекает процесс запоминания на втором уровне? По существу, субъект запоминает информацию в том виде, в каком она представлена, т. е. материал еще не обрабатывается, не анализируется, а фиксируется преимущественно с помощью возможностей восприятия. Главное на данном уровне развития мнемических способностей — появление операционных механизмов.

Третий уровень развития мнемических способностей — этап, на котором появляются все основания рассматривать процесс запоминания как деятельность. Сформированы все компоненты ФСМС. Операционные механизмы представляют собой системы действий: ориентировочных, программирующих, контролирующих, корректирующих, принятия решения и оценки, антиципирующих. В связи с этим появляются основания для возникновения и развития регулирующих механизмов, так как формируется внутренний контроль как результат взаимодействия функциональных и операционных механизмов. Операционные механизмы способны функционировать на всех уровнях: восприятия, представления, памяти, мышления и воображения. На третьем уровне субъекту подвластны все способы обработки запоминаемого. Таким образом, сущность этого уровня развития мнемических способностей заключается в появлении внутреннего контроля процесса запоминания благодаря формирующейся системе функциональных и операционных механизмов.

Четвертый уровень развития мнемических способностей характеризуется сформированной ФСМС. Операционные механизмы представляют развитые системы действий. Субъект умеет обрабатывать материал на любом уровне анализа запоминаемого, причем при доминирующей мыслительной обработке. На этом этапе наиболее заметна интегрирующая роль мышления. Но доминирующая регуляция запоминания «сверху» не исключает интеграции уровней запоминания «снизу». На этом, высшем, уровне развития ФСМС рост эффективности системы функциональных и операционных механизмов объясняется двунаправленной интеграцией нижележащих уровней. На предыдущих этапах субъект в гораздо большей степени зависел от объекта, от запоминаемого материала. На первом этапе субъект не оперирует образом запоминаемого, он оперирует с объектом. На втором этапе появляется возможность оперировать образом, но эти действия направлены на то, чтобы запомнить материал таким, какой он есть. На третьем этапе субъект способен структурировать, группировать, достраивать и т.д. запоминаемое, т.е. манипулировать содержанием материала в целях запоминания. В данном случае запоминание осуществляется на том уровне, который более развит, мышление может не иметь доминирующего значения. На высшем этапе развития мнемических способностей субъект использует все имеющиеся у него способы обработки запоминаемого под регулирующим воздействием мышления. Высший этап характеризуется появлением регулирующего механизма мнемических способностей, выражающегося в том, что контролирующие, программирующие действия уже не представлены так выпукло, как на предыдущем этапе. Контроль за процессом запоминания составляет неразрывное единство с процессом запоминания. Развитие системы функциональных и операционных механизмов находится в прямой зависимости от степени интегрированности познавательных способностей. Эффективность регулирующих механизмов мнемических способностей является функцией этой системы.

Итак, сущность высшего этапа развития мнемических способностей — сформированная ФСМС.

Движущие силы развития мнемических способностей связаны с противоречиями между требованиями деятельности и жизнедеятельности и невозможностью выполнить эти требования при наличном уровне мнемических способностей. Противоречия разрешаются посредством деятельности и рождаются благодаря деятельности. Так, переходя от дошкольной игры к учебной деятельности, ребенок сталкивается с необходимостью получать информацию, анализировать познаваемые объекты, выделять различные признаки и свойства и невозможностью мозга удержать эту огромную массу новых знаний. И.М.Сеченов отмечал, что ум развивающегося человеческого индивида преодолевает это противоречие путем выработки различных способов синтеза миллионов сходных индивидуальных особенностей объектов, объединяя их с помощью слов, терминов в группы, классы, путем раскрытия тождественного в различном, общего в частном, единичном [201].

Осваивая ту или иную деятельность, человек развивает свою собственную природу, что экспериментально доказано на примере освоения профессиональной деятельности. Установлено, что освоение профессиональной деятельности происходит через имеющиеся у субъекта деятельности способности, которые по мере освоения деятельности и повышения требовательности сами могут приходить в движение. Однако развитие способностей наблюдается только тогда, когда требования деятельности превышают необходимый для их реализации уровень развития наличных способностей (В.Л. Шкаликов, В.Д.Шадриков).

Таким образом, деятельность — условие, которое обеспечивает развитие способностей личности, происходящее потому, что в деятельности появляются возможности для разрешения и возникновения противоречий. Противоречие между требованиями деятельности и наличным уровнем способностей личности, которые необходимы для ее реализации, разрешается через развитие соответствующих способностей. Способности приходят в движение, развиваются благодаря возникновению внутриструктурных противоречий. Процесс становления системы операционных и функциональных механизмов внутренне противоречив. Противоречия между функциональными и операционными механизмами мнемических способностей — это противоречия между непосредственным и опосредованным запоминанием. На уровне отдельной способности конкретизируется противоречие между вербальными и невербальными процессами — центральный вопрос в проблеме развития интеллекта. Разрешение противоречий внутри структуры мнемических способностей обусловлено наличием и частотой связей памяти с другими познавательными способностями, а также уровнем развития последних. Завершая изложение предположений о развитии мнемических способностей, следует сказать несколько слов о том, являются ли описанные выше процессы развитием или изменениями другого рода.

В свое время К. Маркс охарактеризовал развитие так: «Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было ранее установленному масштабу. Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-либо окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления» [150, с. 476]. К.Маркс выделяет четыре наиболее существенных признака развития человека: «1) безотносительность к любому заранее установленному масштабу, критерию, образцу, эталону и т.д.; 2) преемственность, т.е. обусловленность предшествующими стадиями развития; 3) целостность; 4) универсальность развития потребностей, способностей и т. д. как самоцель развития всех человеческих сил» [42, с. 96].

Операционные механизмы есть главное новообразование в структуре мнемических способностей, делающее их принципиально иными. Операционные механизмы не могут быть поняты с позиций функциональных механизмов, ибо последние направлены на запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а первые — на противоположное, на обработку этой информации. Функциональные механизмы предназначены для того, чтобы запомнить и сохранить, а операционные — чтобы как-то преобразовать еще не запомненный материал. Эффективность памяти на этом этапе увеличивается, но не за счет упрочения непосредственной функции запечатления.

Имея представление о структуре и развитии мнемических способностей, можно подойти к определению необходимой и возможной совокупности условий изучения продуктивности и уровня развития компонентов, составляющих ФСМС.

* * *

В изложенной выше концепции память рассматривается как система мнемических способностей и информации, хранящейся у субъекта. Психология памяти представлена через призму объективных и собственно психологических закономерностей функционирования психического субъектного и субъективно-личностного плана.

Основанием объективных закономерностей функционирования и развития памяти являются функциональные механизмы мнемических способностей.

Основанием субъектных закономерностей функционирования и развития памяти являются операционные механизмы мнемических способностей.

Основанием субъективно-личностных закономерностей функционирования и развития памяти являются регулирующие механизмы мнемических способностей.

Системогенез памяти детерминирован системным взаимодействием объективных, субъектных и субъективно-личностных закономерностей функционирования и развития мнемических способностей.

Библиография

1. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. —

М., 1980.

3. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. — 1983. — № 1.

4. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С.Л.Рубинштейна // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2.

5. Аверина И. С., Трубников В. И. Анализ корреляционной структуры процессов запоминания // Новые исследования в психологии. — 1984. — Вып. 2 (31).

6. Азарашвили А. А. Исследование механизмов памяти с помощью физиологически активных соединений. — М., 1981.

7. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. - № 1.

8. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. — М., 1989.

9. Александров Ю. И., Дружинин В. Н. Теория функциональных систем в психологии // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — №6.

10. Алфеева О. В. Изучение оснований типологии мнемических способностей: Дипломная работа / Науч. рук. Л.В.Черемошкина. — Ярославль, 1999.

11. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М., 1960.

12. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

13. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. — М., 1968.

14. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. — М., 1978.

15. Аракелов Г. Г. Что такое психология и психика? // Мир психологии. - 1996. - № 2 (7).

16. Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977.

17. Артемьева Т.Н. Проблема способностей: Личностный аспект // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 3.

18. Асмолов А. Г. Установка и целеобразование // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. — М., 1979.

19. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека: Учебно-метод. пособие. — М., 1985.

20. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980.

21. Бартлетт Ф. Человек запоминает // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

22. Бархатова С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношения у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М., 1967.

23. Бассин В. Ф. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии. — 1971. — №4.

24. Бассин В. Ф. Еще раз о законах психики // Психологический журнал. — 1982. - Т. 3. - № 6.

25. Бассин В. Ф., Прангишвили А. С., Шерозия А.Е. К вопросу о дальнейшем развитии научных исследований в психологии: (К проблемам установки, бессознательного и собственно психологической закономерности) // Вопросы психологии. — 1978. — № 5.

26. Батова Н.Я., Хамская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.

27. Бергсон А. Две памяти // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

28. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.

29. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. — Л., 1971.

30. Бехтерева Н.П. Per aspera... Жизнь. Наука о мозге человека. — Л., 1990.

31. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. — М., 1966.

32. Биренбаум Г. В. Забывание намерения // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

33. Блонский П. П. Психологический анализ припоминания // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. — М., 1964. - Т, 2.

34. Блонский П. П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1998.

35. Богоявленская Д. Б. Методологические и методические проблемы исследования целеполагания // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. — М., 1979.

36. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д, 1983.

37. Большунов Я. В. К характеристике структуры произвольного воспроизведения // Вопросы психологии. — 1978. — № 3.

38. Бочарова С. П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психологический журнал. — 1981. -Т. 2. -№3.

39. Бочарова С.П., Кисель С.Г., Плохих В.В. Связь показателей эффективности оперативной памяти с точностью антиципации в задачах слежения // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 5.

40. Бреслав Г. М. О месте эмоциональных процессов в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. — М., 1979.

41. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. — М., 1977.

42. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. — М., 1979.

43. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке: (Статья первая) // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 6.

44. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке: (Статья вторая) // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 6.

45. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке: (Статья третья) // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 3.

46. Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе: (Окончание) // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 2.

47. Васильев И. А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 4.

48. Веденов М. Ф., Кремянский В.Н., Шаталов О. Т. Концепция структурных уровней в биологии // Развитие концепции структурных уровней в биологии. — М., 1972.

49. Веккер Л.М. Психические процессы: В 2 т. — Л., 1976. — Т. 1, 2.

50. Веккер Л.М. Психические процессы. — Л., 1981. — Т.З.

51. Величковский Б.М. Зрительные автоматизмы в памяти человека // Психологический журнал. — 1985. — Т. 6. — № 5.

52. Величковский Б. М., Корсакова Н. К. Предисловие к русскому изданию // Хофман И. Активная память. — М., 1986.

53. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М., 1983.

54. Веселков А. Ф. К вопросу об извлечении сложного сигнала из памяти // Психологический журнал. — 1984. — Т.5. — №6.

55. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. — М., 1958.

56. Виноградов Ю. Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред О.К.Тихомирова. — М., 1979.

57. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982. — Т. 1.

58. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1983. — Т. 3.

59. Выготский Л. С. Эйдетика // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

60. Высокое И. Е. Сравнительный анализ схематической и категориально-признаковой организации знаний // Психологический журнал. — 1993. - Т. 14. - № 2.

61. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. — Л., 1974.

62. Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. — М., 1966.

63. Глозман Ж.М., Хофман И., Аскоченская Т.Ю. Семантическое кодирование при распознавании слов и картинок в норме и при афазии // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1985. — №4.

64. Гнедова Н. М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников // Развитие логической памяти у детей. — М., 1976.

65. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: (Психологические исследования). — М., 1980.

66. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — №4.

67. Голубева Э.А., Рождественская В. И. О психологических проявлениях свойств нервной системы // Вопросы психологии. — 1986. — № 5.

68. Готстдинер А. Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. — 1991. — №4.

69. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти. — Л., 1975.

70. Грановская Р. М., Березная И.Я. Запоминание и узнавание фигур. — Л., 1974.

71. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. — 1980. — №3.

72. Джевечка А. О соотношении интересов учащихся с особенностями их памяти и мышления // Новые исследования в психологии. — М., 1978. -№2(19).

73. Джемс У. Психология. — М., 1991.

74. Драпак Е. В. Изучение индивидуальной специфики мышления как мышления практического: Дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 1994.

75. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — М., 1995.

76. Дубровский Д. И. Психика и мозг: Результаты и перспективы исследования // Психологический журнал. — 1990. — Т. 11. — № 6.

77. Егорова М. С. Проблема зависимости —независимости от поля и возможность ее исследования в генетике поведения // Вопросы психологии. - 1981. - №4.

78. Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М., 1998.

79. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

80. Житникова Л. М. Формирование способов логического запоминания у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1966.

81. Забродин Ю.М., Зинченко В.П., Ломов Б.Ф. Анализ структуры и организации памяти: Вступительная статья // Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980.

82. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М., 1986.

83. Заика Е.В., Кузнецов М.А. Кратковременная память и усвоение практических умений // Вопросы психологии. — 1989. — № 2.

84. Занков Л. В. Память школьника: ее психология и педагогика. — М., 1944.

85. Занков Л. В. Память. — М., 1949.

86. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 2: Развитие восприятия.

87. Запорожец А. В., Ветер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М., 1967.

88. Захарова С. А. Расчлененность когнитивной сферы и особенности формирования образных обобщений у старших школьников // Вопросы психологии. — 1986. — № 4.

89. Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

90. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. — М., 1980.

91. Зинченко В. П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: (Исследование деятельности зрительной системы). — М., 1969.

92. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы психологии. — 1977. — № 7.

93. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.

94. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. — Л., 1981.

95. Знаков В. В. Функциональное единство мышления и оперативной памяти в деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред О.К.Тихомирова. — М., 1979.

96. Зотова Т. В. Диагностика мнемических способностей школьников 12—13 лет в учебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1991.

97. Изюмова С. А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. — М., 1995.

98. Ильин Е.П. Проблема способностей: Два подхода к ее решению // Психологический журнал. — 1987. — Т. 8. — № 2.

99. Имедадзе И. В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопросы психологии. — 1989. — № 2.

100. Ипполитов Ф. В. Психология памяти в трудах Л.В.Занкова // Вопросы психологии. — 1991. — №4.

101. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти. — М., 1967.

102. Истомина З.М. Формирование у дошкольников смыслового соотношения как приема запоминания // Развитие логической памяти у детей. — М., 1976.

103. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. — Новосибирск, 1991.

104. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. — М., 1995.

105. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. — М., 1978.

106. Клочка В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задач // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. — М., 1979.

107. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. — Л., 1960. — Т. 2.

108. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1976.

109. Колере П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов // Распознавание образов: Исследование живых и автоматических распознающих систем: Пер. с англ. — М., 1870.

110. Кольцов Н.К. Организация клетки. — М., 1936.

111. Корж Н.Н., Лупенко Е.А., Сафуанова О. В. Сенсорно-мнемиче-ские задачи и индивидуально-личностные особенности // Психологический журнал. — 1990. — Т. 11. — № 5.

112. КоржН.Н., ШпагоноваН.Г. Сенсорно-перцептивная память: (Психофизический аспект) // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 3.

113. Конева Е.В. Отражение требований деятельности в мышлении субъекта // Мышление и общение: Активное взаимодействие с миром. — Ярославль, 1988.

114. Коновалов В. Ф. О разных типах ассоциативных связей в мнеми-ческой деятельности // Вопросы психологии. — 1982. — № 6.

115. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М., 1980.

116. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека: (Структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.

117. Корнилов Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. — Ярославль, 1982.

118. Кругликов Р. И. Нейрохимические механизмы обучения и памяти. - М., 1981.

119. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968.

120. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. — М., 1979.

121. Курочкин Н.И. Исследование фигуро-фоновых отношений при чтении рентгенограмм: Дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 1982.

122. Кутузова С. В. Исследование регуляции процесса говорения на иностранном языке: Дипломная работа / Науч. рук. Л. В.Черемошкина. — Ярославль, 1996.

123. Лаврик О. В. Сравнительное исследование развития познавательных способностей детей и родителей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997.

124. Латаш Л.Н., Виноградова Л. П. Влияние серийной организации материала на показатели запоминания // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1978. — №4.

125. Лебедев А. Н. Кодирование информации в памяти когерентными волнами нейронной активности // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Под ред. А.Н.Лебедева. — М., 1985.

126. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

127. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.

128. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. — М., 1931.

129. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М., 1981.

130. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 6.

131. Ливанов М.Н. О ритмических раздражениях и взаимоотношениях полей в коре головного мозга // Физиологический журнал СССР. — 1940. -Т. 28. - Вып. 2-3.

132. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. — М., 1974.

133. Липкина А. И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. — 1981. — №3.

134. Локалова Н.П. Анализ зрительных раздражителей и их непроизвольное запечатление // Вопросы психологии. — 1985. — № 1.

135. Локалова Н.П., Ратанова Т. А. Суммация возбуждений при восприятии иррелевантной информации // Психологический журнал. — 1990. — Т. 11. - №1.

136. Ломов Б. Ф. О структуре процесса опознания // Материалы XVIII Международного психологического конгресса. — М., 1966.

137. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

138. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. — М., 1980.

139. Лохов М.И., Степанов И.И., Эдлина Т.А., Вартанян Г.А. Динамика формирования произвольной памяти у детей // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14. — №4.

140. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

141. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти: (Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга). — М., 1976.

142. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

143. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976.

144. Магазанник В. Д. Группирование человеком объектов в серийной последовательности // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7. — № 1.

145. Магазанник В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 1.

146. Мазилов В. А. Психология: Наука и жизнь // Изучение педагогической деятельности: Поиск, проблемы, решения / Под ред. С. Н. Батраковой. — Ярославль, 1999.

147. Мальцева К. П. План текста как смысловая опора запоминания у младших школьников // Вопросы психологии памяти. — М., 1958.

148. Мальцева К. П. Формирование у школьников умения пользоваться планом текста как приемом осмысленного запоминания // Развитие логической памяти у детей. — М., 1976.

149. Мараев В. А. Ошибки словесной памяти // Вопросы психологии. — 1992. — № 1.

150. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — М., 1968. — Т. 46. — Ч. 1.

151. Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. — М., 1979.

152. Махлах Е. С., Рапопорт И.А. Соотношение памяти и волевых качеств личности // Вопросы психологии. — 1980. — № 10.

153. Миллер Дж.А. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

154. Минский М. С. Структура для представления знания // Психология машинного зрения: Пер. с англ. — М., 1978.

155. Митъкин А.А., Корж Н.Н. Сенсорно-перцептивные процессы в структуре психики // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 4.

156. Мозг и память: (Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях мозга) / Под ред. А. Р. Лурия. — М., 1975. - Вып. 8.

157. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. — 1995 — Т. 16. -№4.

158. Мышкин И.Ю. Роль периодических электрических процессов мозга в механизме кратковременной памяти: Автореф. дис. ... докт. биол. наук. — СПб., 1993.

159. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.; Воронеж, 1995.

160. Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981.

161. Норман Д. Память и научение. — М., 1985.

162. Нуркова В. В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 2.

163. Огородникова Л.А. Исследование эффективности мнемических способностей младших школьников: Дипломная работа / Науч. рук. Л. В.Черемошкина. —Ярославль, 1990.

164. Орел В.Е. Изучение процесса формирования цели и ее влияние на способы и результаты деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Киев, 1984.

165. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. — М., 1986.

166. Ошанин Д. А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии // Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. — М., 1977.

167. Павлов И. П. Поли. собр. трудов. — М.; Л., 1949. — Т. 3.

168. Павловские среды. — М.; Л., 1949. — Т. 2.

169. Петров Я.И., Андреева В.Н. Память // Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. — М., 1972.

170. Пиаже Ж. Характер объяснений в психологии и психофизиологический параллелизм // Экспериментальная психология. — Вып. 1 — 2. — М., 1966.

171. Пиаже Ж., Инелъдер Б. Генезис элементарных логических структур. - М., 1961.

172. Платонов К. К. Проблемы способностей. — М., 1972.

173. Подольский А. И. Становление познавательного действия: Научная абстракция и реальность. — М., 1987.

174. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И.Чуприковой. - М., 1989.

175. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976.

176. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. — М., 1983.

177. Пратусевич Ю.М., Сербиенко М.В., Обрачевская Т.Н. Системный анализ процесса мышления. — М., 1989.

178. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. — Казань, 1994.

179. Психология в работе врача: Учебное пособие / Под ред. Л.П.Ур-ванцева. — Ярославль, 1993.

180. Пушкин В.Н. Психология мышления и принципы эвристического программирования // Вопросы психологии. — 1967. — №6.

181. Размыслов П. И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании эмоционально-образного и абстрактного материала // Вопросы психологии памяти. — М., 1958.

182. Ребеко Т. А. Изменение иерархии перцептивных признаков в задаче опознания геометрических фигур // Психологический журнал. — 1994. - Т. 15. - № 5.

183. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. — М., 1979.

184. Репкина Г. В. Развитие памяти младших школьников в учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1983.

185. Рибо Т. Общие амнезии: (Потери памяти) // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

186. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. — М., 1977.

187. Розов А. И. Проблемы категоризации: Теория и практика // Вопросы психологии. — 1980. — № 3.

188. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

189. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М., 1958.

190. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.

191. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии. — М., 1973.

192. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 1.

193. Руисел И. Зависимость процесса запоминания от возраста и интеллектуальных способностей // Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М., 1983.

194. Руисел И., Ковач Д., Келле А. Перцептивно-мнемические процессы в личностном контексте // Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М., 1983.

195. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д.Векслера (WAJS). - СПб., 1992.

196. Русалов В. М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: Общие и специальные факторы // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 5.

197. Самохвалова В. И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти. — М., 1967.

198. Самохвалова В. И. Формирование у школьников умения пользоваться классификацией материала как приемом запоминания // Развитие логической памяти у детей. — М., 1976.

199. Селиванов В. В. Когнитивный стиль в процессе мышления // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — №4.

200. Середа Г. К. Что такое память? // Психологический журнал. — 1985. - Т. 6. - № 6.

201. Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1952. — Т. 1.

202. Скотникова И. Г. Системная взаимосвязь сенсорных стратегий и особенностей индивидуальности: Анализ с привлечением категории когнитивного стиля // Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов. — М., 1988.

203. Слобин Д. Язык и память // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

204. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.

205. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1987. - Т. 1.

206. Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях // Инженерная психология за рубежом. — М., 1967.

207. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.

208. Соколов Е.Н. Механизм памяти: Опыт экспериментального исследования. — М., 1969.

209. Соколов Е.Н. Векторная психофизиология // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — №4.

210. Соколов Е.Н. Векторная психофизиология: (Окончание статьи) // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 5.

211. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — М., 1996.

212. Сталин В. В. Построение зрительного образа при псевдоскопи-ческом восприятии / Вопросы психологии. — 1972. — № 6.

213. Стрелков Ю.К. Микроструктурный анализ преобразований информации // Эргономика: Труды ВНИИТЭ. — М., 1972. — Вып. 3.

214. Стюхина Г. А. Развитие мнемических способностей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1996.

215. Судаков К. В. Информационный принцип работы мозга // Психологиче<

Наши рекомендации