Понятие интеллекта в дифференциальной психологии.
В попытке определить интеллект исследователи сталкиваются со значительными трудностями, которые связаны с отсутствием единой позиции в понимании этого феномена.
Б 1921 г. семнадцати ведущим американским психологам задали три следующих вопроса: 1) что такое интеллект, 2) насколько хорошо он может быть измерен групповыми тестами, 3) каким должен быть следующий шаг в его изучении? Б итоге не было получено и двух совпадающих ответов.
За прошедшие 80 с лишним лет наметились определенные сдвиги в решении проблемы психологического содержания интеллекта, однако о четкой и единой позиции говорить пока не приходится. Леонид Фокич Бурлачук (Украинский ученый, академик, известный специалист в области психологической диагностики) выделяет несколько подходов к определению интеллекта, которые являются наиболее распространенными в настоящее время.
- Интеллект - это обобщенная способность к обучению.
Данная позиция (если ее придерживаться в чистом виде) сужает психологическое содержание интеллекта, т.к. сводит его к способности приобретать знания в специально созданных условиях. Очевидно, что ни тесты интеллекта, ни школьные оценки не дают возможности предсказать, как человек будет справляться со многими жизненными ситуациями.
- Интеллект - это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.
Представление об интеллекте как способности к эффективному использованию схем и символов (которое, по сути, означает уровень развития логического мышления) сужает не только понятие интеллекта, но и сферу его проявлений.
- Интеллект - это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде. Такой позиции придерживался Ж. Пиаже (1960), для которого сущность интеллекта состоит в структурировании отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной адаптации. Сточки зрения С.Л. Рубинштейна (1940), понятие интеллект «раскрывается лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью». Одним из проявлений таких взаимоотношений является способность человека решать проблемы (в том числе, не только интеллектуальные). Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а не как результат.
По данным А.В. Либина, три перечисленных позиции являются общепризнанными в современной когнитивной психологии. Так, опрос 600 экспертов показал, что 99% из них согласны в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением (логикой), 96% полагают, что интеллект связан со способностью приобретения знаний, 98% считают очевидной связь интеллекта с решением проблем.
Приведенные подходы к пониманию интеллекта - теоретические конструкты, имеющие обобщенный характер. С точки зрения задач дифференциальной психологии больший интерес представляет интеллект измеренный, выраженный с помощью определенных количественных показателей, поскольку только в этом случае мы можем судить о различиях в его проявлении. Кроме того, анализируя результаты измерений и сопоставляя их с реальными достижениями людей, мы можем, рано или поздно, прийти к более точному пониманию явления, для обозначения которого используется термин «интеллект».
Исходя из такой лотки рассуждений, наиболее удобным является четвертый подход, выделенный Л.Ф. Бурлачуком, согласно которому интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта. В рамках данного подхода интеллект определяется как степень успешности решения разного рода задач, приближенных к тем, которые человек решает в повседневной жизни. При этом основным предметом изучения становится психологическое содержание интеллекта. Общие тенденции в измерении интеллекта
Существует большое количество моделей, которые были разработаны разными исследователями в качестве теоретической базы для измерения интеллекта. Подробное изучение этих моделей - задача курса психологической диагностики (применяя тот или иной тест, важно понимать позиции, из которых исходил его автор). В рамках дифференциальной психологии имеет смысл сделать акцент на общих тенденциях, объединяющих разные модели. История изучения интеллекта позволяет выделить несколько таких тенденций:
- л Изучение общего уровня интеллекта. Данный подход связан с проблемой развития общих способностей, а также с проблемой нормы и патологии.
- Изучение структуры интеллекта:
а) содержание интеллекта определяется преимущественно общими способностями, которые оказывают влияние на проявление каждой более частной, специфической способности. Исследования включают поиск связей между показателями тестов, измеряющих отдельные способности (акцент на сходство);
б) интеллект рассматривается как набор отдельных, независимых способностей. Исследования сводятся к выявлению этих способностей и доказательству их статистической независимости (акцент на различия);
в) выделяются иерархические уровни, характеризующие структуру интеллекта и включающие как общие, так и частные способности (принимаются во внимание, как сходство, так и различия).
Параллельно с изучением общего уровня и структуры интеллекта решается две важных задачи, ориентированные на поиск источников интеллектуальных различий: а) изучение устойчивости интеллектуальных показателей во времени и б) изучение психологического содержания интеллекта путем выявления его связей с различными свойствами индивидуальности.