Понятия одаренности и гениальности

Существует по крайней мере пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности,

2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека,

3) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам),

5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Одаренность показывает, благодаря каким начальным, структурным условиям возможно достижения высокого результата .Однако этот результат может быть и не достигнут. В отличие от одаренности, гениальность, как мы увидим ниже, подчеркивает не потенциальные и структурные, а актуальные и процессуальные характеристики творческого процесса.

Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающегося результата. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений.

, решающую роль в повышенной творческой отдаче играет повышенное стремление к реализации, очень сильная установка, ведущая к непрерывным поискам самого себя. Согласно определению оксфордского словаря, гений ‑ это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия .Таким образом, главным в феномене гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил. Поэтому не удивительно, что в поиске генетических предпосылок гениальности открываются особенности обмена веществ, гормонального баланса, приводящие к повышенной продуктивности.

К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности :

1. Патологические теории связывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией», упадком физиологических функций гениев. Традиция эта ведет начало от Аристотеля и Платона, отмечавших особенности бреда великих людей.

2. Психоаналитические теории заостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен).

3. Теории качественного превосходстварассматривают гениального человека как изначально отличающегося от других, обладающего «креативным интеллектом» ‑ способностью порождать не только субъективно, но и объективно новое.

4. Теории количественного превосходстварассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.

Эмпирических доказательств верности какой-либо одной из перечисленных теорий пока не получено, и гениальность рассматривают как полидетерминированное явление.

Исследованию гениальности, понимаемой как повышенная умственная активность, посвящены работы выдающегося российского генетика В.П.Эфроимсона, использующего метод патографии (изучения болезней) великих людей прошлого . Понимая гениальность как результат взаимодействия социальных и биологических факторов, к средовым он относил следующие условия:

1) Становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок.

2) Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями, которые имеются у каждого человека.

3) Оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные даже вопреки социуму.

4) Наличие благоприятных социальных условий для самореализации.

Значение исключительной одаренности повышают социальные и информационные кризисы, стимулирующие поиск новых ресурсов.

Однако решающее значение в развитии и проявлении гениальности В.П.Эфроимсон оставляет за наследственностью, устанавливая тесную связь между сверходаренностью и особенностями физиологии человека, приводящими к экзотическим заболеваниям .Им выделено пять наиболее устойчивых комплексов «синдром» ‑ гениальность.

1. Один из многих возможных механизмов возникновения и передачи потомству повышенного интеллекта ‑ повышенный уровень мочевой кислоты (подагра и гиперурикемия).Подагрическая стимуляция мозга может повышать его деятельность до уровня талантливости или гениальности.

2. Синдром Марфана, особая форма диспропорционального гигантизма, ‑ результат системного дефекта соединительной ткани; При полном проявлении наблюдаются: высокий рост при относительно коротком туловище, огромные конечности. Крайняя худоба и деформированная грудная клетка могут сопровождаться пороком сердца и аневризмой аорты.

3. Тестикулярная феминизация {синдром Морриса) ‑ наследственная нечувствительность периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, в результате чего развитие организма, обладающего мужским набором хромосом (46/XY) и семенниками, парадоксально идет по женскому направлению. Развивается псевдогермафродит ‑ высокая, стройная, статная, физически сильная женщина без матки, с малым влагалищем, семенниками, конечно, не менструирующая и не рожающая, но в остальном способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам.

4. Гипоманиакально-депрессивный психозкак стимулятор умственной деятельности. У большинства рассматриваемых В.П.Эфроимсоном лиц имели место четкие клинические проявления психического расстройства в фазах депрессии, отказ от пищи, мутизм, многонедельное молчание, уничтожение готовых произведений, самоубийство, а настоящие мании с бессмысленной гиперактивностью почти отсутствовали. Рассматривая психопатологическую стимуляцию умственной деятельности, необходимо относить сюда лишь те случаи, когда больные на высоте вспышки в направлении маниакальности проявляют не бессмысленную суетливость, а, наоборот, повышенную работоспособность, с резким, многосезонным, а чаще и многолетним периодом уныния и бездеятельности между творческими подъемами.

5. Гигантолобие и высоколобие. Создавший человечество естественный отбор направлялся на увеличение головы и особенно лобных долей, что позволяет предполагать наличие некоторой корреляции между размером высоты лба с интеллектом.

Итак, гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья.

Для диагностики креативности ‑ наиболее близкого гениальности явления ‑ создано мало методик. Общий принцип составления тестов креативности заключается в том, что одна задача может обрести много решений; таким образом, единственно правильного результата не существует, т.е. исследуется не конвергентное (сходящееся к одному решению), а расходящееся мышление. Количество (беглость) и оригинальность этих решений служат показателями творческих способностей .

Наиболее известными являются Калифорнийский тест креативности, не адаптированный к нашей культуре, и тест Торранса, которым можно пользоваться и в нашей стране. Ориентированные на диагностику вербальной и образной креативности тесты включают как графические задания , так и вербальные.Проблема теории гениальности и психодиагностики креативности, однако, не может быть к настоящему времени признана решенной.

Теории гениальности

Вероятно, первым в новой истории был французский философ Гельвеций XVIII в., размышлявший о гениальности в общем контексте исследования человеческого мышления.

В известном трактате «Об уме» он отстаивал идею о приобретённом, социальном характере становления и развития способностей личности. По его убеждению, любой человек при правильном его воспитании может достичь выдающихся результатов.

В XIX в. немецкий философ А. Шопенгауэр в своих «Максимах» (1851) детально рассмотрел проблему гениальности - исключительно с феноменологической стороны. Он трактовал достижения гениев как результат уникального сочетания способностей, в основном врождённых, которые, однако, могут проявиться при благоприятных условиях среды.

Такие же взгляды, получившие название «теории качественного превосходства», высказывали такие мыслители, как Р. У. Эмерсон (США) и Т. Карлейль (Великобритания).

В наши дни подобные позиции занимают, как уже упоминалось, большое число западных учёных.

И.П. Павлов установил и описал два заметно различающихся типа личности, названных им «художником «и «мыслителем». Сейчас это объясняется ведущей ролью в процессе мышления одного из двух полушарий - правого или левого. Но распространение закономерностей, присущих одним видам творчества в основном, в искусстве, на все остальные, вносит только путаницу в вопрос гениальности, так как гениальность не определяется исключительно рациональным или творческим мышлением.

Следующая группа теорий, относящаяся уже к нашим дням, утверждает наличие дара творчества у всех людей, но в меньшей степени, чем у гениев. А гениальность - это результат количественного превосходства, достигаемый при благоприятных социальных условиях (соответствующее воспитание и образование, высокая социальная значимость продукта творчества и т.д.). Если коротко, то гений - это верхний предел непрерывного распределения способностей, дающий значительно более высокие результаты.

Перед нами, таким образом, практическое приложение закона диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Но с учётом сказанного выше о теориях «качественного превосходства», можно повторить: диалектика здесь одна и может быть применима, т. к. качественный скачок налицо. Но вот достаточных оснований для такого скачка наукой не выявлено ни в самом нервном субстрате, ни в регистрируемых сегодня характеристиках работы мозга. Вероятнее всего, диалектические законы действуют по-другому.

Каждая из отдельных теорий способны выявить и объяснить лишь некоторые стороны или грани гениальности, но не описать ее в целом.

До настоящего времени изучение гениальности проводилось в двух основных аспектах:
• деятельностном, реально воплощаемом в продукте творчества (основными критериями которого являются новизна и социальная значимость);
• психологическом-субъективно (интроспективно или наблюдением) или объективно (инструментально) фиксируемых процессов, состояний и проявлений в ходе творческой деятельности.

Гениальность это высшая степень творческой одарённости личности, включая способность её мозга формировать (при решении сложных проблем с числом случайных или лабиринтных переборов порядка сотен тысяч и более) под действием ультрастабильной доминанты и контролируемого, устойчивого и продолжительного эмоционального разряда, гетерогенную большую функциональную систему обеспечения интеллектуально-мнестических функций или гиперсистему, результатом работы которой является познание определённых сторон сущности явлений и объектов действительности, актуализируемое в предметной или духовной сферах деятельности и составляющее эпоху в жизни общества и развитии культуры.

Наши рекомендации